Семинар – практикум для педагогов «Кто ищет, тот всегда найдет – поисково-познавательная деятельность дошкольника»
учебно-методический материал на тему

Пронина Виктория Борисовна

Конспект семинара – практикума для педагогов

«Кто ищет, тот всегда найдет – поисково-познавательная деятельность дошкольника»

 

Цель: совершенствовать педагогическую компетентность педагогов ДОУ в области методики организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara_praktikuma_dlya_pedagogov.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Дельфиненок» г.Павлово

Семинар – практикум для педагогов

«Кто ищет, тот всегда найдет – поисково-познавательная деятельность дошкольника»

Подготовила:

Коминова В.Б.

Старший воспитатель

2017г.

Конспект семинара – практикума для педагогов

«Кто ищет, тот всегда найдет – поисково-познавательная деятельность дошкольника»

Цель: совершенствовать педагогическую компетентность педагогов ДОУ в области методики организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Ход семинара – практикума:

Приветствие!

Добрый день, уважаемые педагоги! Позвольте пригласить Вас в путешествие на «Остров поиска». На острове том, мы узнаем о интересных методах обучения детей поисковой деятельности.

И сейчас предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга добрыми словами и пожеланиями.

Введение.

Долгое время основное внимание педагогов было приковано к первой функции методов - усвоению знаний. Вторая же их функция - развитие познавательных способностей - оставалась в тени. В результате сложился определенный тип образовательного процесса, характеризующийся стремлением педагога  преподнести все знания в готовом виде.

Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность детей приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные  их усилия направлены на восприятие готовых знаний, запоминание и последующее воспроизведение.

Как указывается в современных работах по психологии усвоения знаний, наибольшая активность мышления побуждается при возникновении «проблемной ситуации». Такой подход лежит в основе проблемного обучения, которое реализуется с помощью трех методов: проблемные ситуации, частично-поисковый (эвристическая беседа), познавательно – исследовательская деятельность.

Поговорим же об этих трех методах!

Познавательно – исследовательская деятельность.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Итак, познавательно-исследовательская деятельность - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации..    Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие: – развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); – освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо - видовых (классификационных), пространственных и временных отношений; – освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира); – развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; – расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).[1]

Практическая часть:

Уважаемые педагоги, перед Вами на столах лежат наборы словосочетаний. Предлагаю Вам вспомнить какие типы исследований Вы знаете и из предложенных словосочетаний составить названия типов.

Типы исследований:

  • Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами
  • Коллекционирование (классификационная работа)
  • Путешествие по карте (пространственные отношения)
  • Путешествие по «реке времени» (временные отношения)

Эвристическая беседа.

Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю.

Сущность эвристической беседы состоит в том, что педагог путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. При этом педагог побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания,  опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей уже есть  определенный багаж знаний и опыта.

Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.

Проведение и руководство эвристической беседы требует особой подготовки педагога: расчленения содержания будущей беседы на логически связанные части, формулировки вопросов, расположения их в соответствии с логикой рассуждений, продумывания возможных ответов детей и собственной реакции на них, формулировки,  основных выводов.

Руководство эвристической беседой:

  • не предлагать несколько вопросов сразу - это рассеивает внимание учащихся и нередко вызывает у них растерянность;
  • поощрять вопросы детей друг к другу и к педагогу;
  • предлагать ответить на вопрос по желанию; чаще обращаться к детям с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить ошибку в ответе, высказать свое мнение и т. п.;
  • обращать внимание детей в ходе беседы на главные, узловые моменты, факты, выводы, составляющие сущность обсуждаемого;
  • добиваться, чтобы эти главные моменты были усвоены большинством детей;
  • не ограничиваться работой только с активными детьми, вовлекать в беседу молчаливых.
  • Добиваться, чтобы активными в беседе были все дети группы;
  • Не  удовлетворяться ответами и объяснениями общего характера, с помощью дополнительных вопросов добиваться конкретных ответов;
  • Задавая наводящие вопросы, формулировать их так, чтобы ответы на них заставляли детей думать, не наводили сразу на правильный ответ, а оставляли простор для самостоятельных размышлений;
  • Обязательно подводить итог беседы; комментировать ответы и формулировать выводы не только в конце беседы, но и на ее этапах, по мере того, как в этом возникает необходимость.

До сих пор речь шла о способе ведения беседы, когда вопросы задавал педагог, а дети, продумывая ответы на них, приходили к определенным выводам. Такое построение эвристической беседы наиболее типично. Однако в процессе беседы вопросы могут задавать и детьми, как педагогу, так и товарищам по группе.

Практическая часть.

Предлагаю Вам потренироваться в составлении эвристической беседы. Для этого Нам нужно:

  • Определить тему.
  • Составить план.
  • Разработать содержание беседы.
  • Продумать вопросы детям и предполагаемые ответы.

Пример:

Тема: Почему одни и те же цветы цветут по-разному?

План:

Обратить внимание детей на цветы на участке.

Показать, что одни цветы расцвели, а некоторые нет.

Спросить, почему это происходит?

Что нужно для цветов, чтобы они находились в одинаковом состоянии?

Содержание:

На цветение цветов влияют погодные условия, местонахождение цветов – в тени или на солнце, сухая земля или влажная.

Вопросы:

Почему цветы цветут по – разному?

Какие погодные условия влияют на их цветение и рост?

Где лучше сажать цветы?

Как нужно ухаживать за цветами?

Проблемные ситуации.

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.   Поэтому основная суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения, т. е. развитие проблемного видения.

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления. Следует помнить, что технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в ЗБР осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого.

Проблемный вопрос. Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»? Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос) Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос). Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа?

Проблемная задача. Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос? Например: Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему? - Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты: неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; познавательная деятельность; - творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

Практическая часть.

Уважаемые педагоги, предлагаю Вам вновь потренироваться на практическом занятии. Для этого Нам нужно выбрать одного педагога – он будет воспитателем, а остальные играют роль детей. Педагог организует для детей проблемную ситуацию на тему «Вода».

Пример:

Воспитатель: Изучая свойства воды, дети узнают о том, что на 80 процентов человек и животные состоят из воды.

- «Почему наше тело не жидкое, ведь в нас так много воды?»

Вместе с педагогом ребята ищут ответ и приходят к выводу, что вода - внутри организма, поэтому и не вытекает из человека. Воспитатель в ходе поиска ответа на поставленный вопрос выслушивает все доводы детей, поощряет их за активность, попытку проявить свои знания. После того как все ребята предложат свои ответы, совместно выбирается общее решение.

Для закрепления полученных выводов проводим эксперимент.

Дети вместе с педагогом натирают морковку, свеклу, картофель, выжимают сок, доказывая тем самым, что практически в любом организме есть вода, но внешне мы этого видеть не можем.[2] 

Далее педагогам предлагается выбрать нового воспитателя и новую тему:

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в платьях, раскрашенных в оранжевый цвет. А у Золушки только  желтый и красный.

Заключение.

Обучение будет проблемным тогда, когда будет проблемная ситуация. Ценность занятий, построенных по данной технологии огромна.

В проблемном обучении отражены требования к современному образованию (по Дьюи):

  • Собственное  добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом, противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой процесса познания конкретной личности;
  • Субъектность  присвоения знаний;
  • Учет  интересов и склонностей ребенка, его ценностных ориентаций;
  • «Радость открытий», получение удовольствия и позитивное подкрепление.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.  Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает педагогу выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой педагогом в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление.

Рефлексия.

Педагоги задают вопросы, рассуждают по теме.

Ведущий предлагает отметить свое настроение от семинара стикерами, прикрепленными к тому смайлику, который описывает их настроение.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/080b/0007e3c2-bbd750f9/hello_html_3a8b7ed9.gif

                             Не интересно!          Интересно очень!          Не понятно!


[1] Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательско - исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 1-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Данный семинар-практикум разработан для педагогов, с целью раскрыть изобразительные возможности современных изобразительных материалов....

Семинар-практикум для педагогов и специалистов "Реализация социальных проектов в работе с дошкольниками и младшими школьниками". Проект "Что делать с мусором, или Отходы в доходы!"

В лице родителя, участвовала в проектной деятельности по природосбережению со своим ребёнком, ученицей нашего образовательного комплекса ГБОУ Шко...

Методическая разработка Семинар-практикум для педагогов и специалистов ГБДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников

Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу в 2019 году,  в разделе Характеристика обобщенных трудовых функций, среди трудовых действий в  педагогической деятельности по реализации...

Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе по развитию речи с дошкольниками"

Прентация проведения семинара-практикума с педагогами по использованию современных технологий в развитии речи дошкольниковю...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар – практикумдля педагоговна тему: «Детское экспериментирование – основа  поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников"

Семинар-праткикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников " состоит из двух частей:теоретическая -ознакомитесь с современными  методиками обучения пе...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»

Коспект семинара на тему «Дидактические игры  в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»...