Воспитание правовой культуры детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Токарева Елена Сергеевна

В  статье  рассматривается  проблема  воспитания правовой культуры детей дошкольного возраста. Описывается работа, направленная на воспитание правовой культуры детей старшего дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_metod_sbornik_tokareva_16_-_kopiya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание правовой культуры детей старшего дошкольного возраста

                                                       

В  статье  рассматривается  проблема  воспитания правовой культуры детей дошкольного возраста. Описывается работа, направленная на воспитание правовой культуры детей старшего дошкольника.

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С.А.Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

Поэтому тема моей работы: «Воспитание правовой культуры детей старшего дошкольного возраста»

Я поставила перед собой цель:

Формирование основы правового сознания детей старшего дошкольного возраста.

Отсюда вытекают задачи: 

Образовательные:

  • Познакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека
  • Формировать у детей представление о правах человека
  • Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав
  • Совершенствовать умение выражать своё мнение

Развивающие:

  • Развивать умение рассуждать, сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы
  • Развивать любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей
  • Развивать воображение, речь, коммуникабельные качества

Воспитательные:

  • Воспитывать опыт деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека
  • Воспитывать уважение и терпимость, независимо от пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физического недостатка

Работу с детьми я начала с чтения худ. литературы (сказки, рассказы) и бесед (моя семья, мой дом).

Во второй половине дня я проводила с детьми творческие игры, создавала условия для с\р игры «Больница», «Моя семья». На прогулке проводила с детьми разнообразные подвижные игры, спортивные упражнения. И только после вышеперечисленной предварительной работы я провела с детьми беседу «Права детей».

На занятиях работа по ознакомлению детей с правами продолжилась.  Как проходило занятие: сначала я знакомила детей с этими правами,  а затем дети приводили примеры соблюдения или нарушения прав на примере известных сказок, совершенствуя умение выражать свое мнение.

После того, как я познакомила детей со всеми правами, для закрепления знаний я придумала следующую игру «Адвокатская контора».

В этой игре я к различным правам подбирала иллюстрации из знакомых сказок, дети выступали в роли юристов: объясняли, чьи права и кем нарушены. Играя с дошкольниками в эту игру, я воспитывала у них уважение к достоинству и личным правам другого человека.

На занятиях по художественно-эстетическому развитию мы продолжали закреплять знания о правах ребенка:

- Право на семью (рисовали к 8 марта мамин портрет).

- Право на жильё (конструировали дом по образцу и по представлению).

- Право на имя (делали аппликацию 1-й буквы своего имени).

Игра – это ведущая деятельность ребенка.

Поэтому для закрепления знаний о правах ребенка я придумала и сделала следующие игры: «Собери картинку о праве» - на каждой грани кубиков наклеены части иллюстрации о праве. Игроку нужно так расположить кубики, чтобы получилась правильная картинка-иллюстрация к праву. (Например: Полина, Виталик, Надя и др. с низким уровнем в этой игре пользуются книжкой-подсказкой, а дети с высоким уровнем (Даша, Глеб и др) собирают картинку самостоятельно без подсказки) Так как в этой игре представлены разные права, то у играющих в неё детей формировались представления о правах человека.  «Разрезные картинки» - задача игрока сложить картинку о праве. Эта игра - для детей с разным уровнем развития. Если даже среди игроков был ребенок с более низким уровнем развития и самостоятельно он не мог назвать право, к которому собрал картинку, то остальные игроки всегда помогут, подскажут. ( Например: Володя (с низким уровнем развития) очень с большим энтузиазмом собирал картинки, но не мог назвать ни одно право, а благодаря детям с более высоким уровнем сумел быстро запомнить).

Полученные знания дети использовали в настольных играх, играх драматизации, с/ролевых играх.

Согласно конвенции о правах ребенка, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42) .

На родительском собрании я объяснила родителям о необходимости правового воспитания дошкольников,  познакомила с правами ребенка.

Предоставила  информацию в виде папки-раскладушки (на каждой страничке – название права, иллюстрация к нему и четверостишье для того, чтобы родителям было легче запомнить).

Самые активные родители совместно с детьми изготовили наглядную информацию в виде папок-передвижек по правовому воспитанию (право на имя, право на отдых) изготовили папку-передвижку «я и мои права», альбомы «Имена мальчиков», «Имена девочек», «Моя улица», «Мой дом» и др.

Формирование правового сознания у детей дошкольного возраста предполагает тесное сотрудничество всего коллектива дошкольного учреждения. Специалисты нашего дошкольного учреждения оказывают практическую помощь в проведении мероприятий. Например: музыкальный руководитель способствует повышению психоэмоциональной устойчивости через объяснения особенностей музыки, её влияния на эмоциональное состояние человека, оказывает помощь в проведении праздников, музыкальных развлечений, спектаклей; медсестра детского сада проводит санитарно - просветительскую работу с детьми, родителями воспитанников. Как правило, выступая на всех родительских собраниях, она  консультирует родителей по следующим вопросам: детские инфекции; прививки; закаливание питание; формирование навыков здорового образа жизни, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников и др.

Таким образом в конце учебного года результаты работы следующие:

    1) Дети  ознакомлены в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека

2)  Возросла самостоятельность, ответственность за свои действия.  

3) Дети научились сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы.

4) Осуществляют перенос опыта знаний и представлений о правах человека в игру.

5) У детей сформированы первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.

6) Дошкольники стали с уважением и терпимостью относиться к одногрупникам, независимо от пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физического недостатка.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013года)
  2. Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №270» г. Нижнего Новгорода
  3. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
  4. «Моя семья» Шорыгина Т.А. М.: «Скрипторий 2003», 2010
  5. «Наша Россия» Шорыгина Т.А. М.: «Скрипторий 2003», 2010
  6. «Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни» Иванова Т.В. Волгоград: «Корифей», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

Проект:"Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"

Проект:"Воспитание валеологической культуры детей саршего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"Проект долгосрочный, содержит паспорт проекта, сетеву...

Консультация для воспитателей "Воспитание коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста".

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мираТак пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в ...

Выступление "Воспитание коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста"

Воспитание коммуникативной культуры детейстаршего дошкольного возраста....

ИГРА - КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Необходимость воспитания экологической культуры. Понятие об игре, классификация игр. Игра как средство формирования личности дошкольника. Классификация детских игр....

Воспитание коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему ...