Воспитание правовой культуры детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Токарева Елена Сергеевна

В  статье  рассматривается  проблема  воспитания правовой культуры детей дошкольного возраста. Описывается работа, направленная на воспитание правовой культуры детей старшего дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_metod_sbornik_tokareva_16_-_kopiya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание правовой культуры детей старшего дошкольного возраста

                                                       

В  статье  рассматривается  проблема  воспитания правовой культуры детей дошкольного возраста. Описывается работа, направленная на воспитание правовой культуры детей старшего дошкольника.

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С.А.Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

Поэтому тема моей работы: «Воспитание правовой культуры детей старшего дошкольного возраста»

Я поставила перед собой цель:

Формирование основы правового сознания детей старшего дошкольного возраста.

Отсюда вытекают задачи: 

Образовательные:

  • Познакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека
  • Формировать у детей представление о правах человека
  • Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав
  • Совершенствовать умение выражать своё мнение

Развивающие:

  • Развивать умение рассуждать, сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы
  • Развивать любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей
  • Развивать воображение, речь, коммуникабельные качества

Воспитательные:

  • Воспитывать опыт деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека
  • Воспитывать уважение и терпимость, независимо от пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физического недостатка

Работу с детьми я начала с чтения худ. литературы (сказки, рассказы) и бесед (моя семья, мой дом).

Во второй половине дня я проводила с детьми творческие игры, создавала условия для с\р игры «Больница», «Моя семья». На прогулке проводила с детьми разнообразные подвижные игры, спортивные упражнения. И только после вышеперечисленной предварительной работы я провела с детьми беседу «Права детей».

На занятиях работа по ознакомлению детей с правами продолжилась.  Как проходило занятие: сначала я знакомила детей с этими правами,  а затем дети приводили примеры соблюдения или нарушения прав на примере известных сказок, совершенствуя умение выражать свое мнение.

После того, как я познакомила детей со всеми правами, для закрепления знаний я придумала следующую игру «Адвокатская контора».

В этой игре я к различным правам подбирала иллюстрации из знакомых сказок, дети выступали в роли юристов: объясняли, чьи права и кем нарушены. Играя с дошкольниками в эту игру, я воспитывала у них уважение к достоинству и личным правам другого человека.

На занятиях по художественно-эстетическому развитию мы продолжали закреплять знания о правах ребенка:

- Право на семью (рисовали к 8 марта мамин портрет).

- Право на жильё (конструировали дом по образцу и по представлению).

- Право на имя (делали аппликацию 1-й буквы своего имени).

Игра – это ведущая деятельность ребенка.

Поэтому для закрепления знаний о правах ребенка я придумала и сделала следующие игры: «Собери картинку о праве» - на каждой грани кубиков наклеены части иллюстрации о праве. Игроку нужно так расположить кубики, чтобы получилась правильная картинка-иллюстрация к праву. (Например: Полина, Виталик, Надя и др. с низким уровнем в этой игре пользуются книжкой-подсказкой, а дети с высоким уровнем (Даша, Глеб и др) собирают картинку самостоятельно без подсказки) Так как в этой игре представлены разные права, то у играющих в неё детей формировались представления о правах человека.  «Разрезные картинки» - задача игрока сложить картинку о праве. Эта игра - для детей с разным уровнем развития. Если даже среди игроков был ребенок с более низким уровнем развития и самостоятельно он не мог назвать право, к которому собрал картинку, то остальные игроки всегда помогут, подскажут. ( Например: Володя (с низким уровнем развития) очень с большим энтузиазмом собирал картинки, но не мог назвать ни одно право, а благодаря детям с более высоким уровнем сумел быстро запомнить).

Полученные знания дети использовали в настольных играх, играх драматизации, с/ролевых играх.

Согласно конвенции о правах ребенка, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42) .

На родительском собрании я объяснила родителям о необходимости правового воспитания дошкольников,  познакомила с правами ребенка.

Предоставила  информацию в виде папки-раскладушки (на каждой страничке – название права, иллюстрация к нему и четверостишье для того, чтобы родителям было легче запомнить).

Самые активные родители совместно с детьми изготовили наглядную информацию в виде папок-передвижек по правовому воспитанию (право на имя, право на отдых) изготовили папку-передвижку «я и мои права», альбомы «Имена мальчиков», «Имена девочек», «Моя улица», «Мой дом» и др.

Формирование правового сознания у детей дошкольного возраста предполагает тесное сотрудничество всего коллектива дошкольного учреждения. Специалисты нашего дошкольного учреждения оказывают практическую помощь в проведении мероприятий. Например: музыкальный руководитель способствует повышению психоэмоциональной устойчивости через объяснения особенностей музыки, её влияния на эмоциональное состояние человека, оказывает помощь в проведении праздников, музыкальных развлечений, спектаклей; медсестра детского сада проводит санитарно - просветительскую работу с детьми, родителями воспитанников. Как правило, выступая на всех родительских собраниях, она  консультирует родителей по следующим вопросам: детские инфекции; прививки; закаливание питание; формирование навыков здорового образа жизни, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников и др.

Таким образом в конце учебного года результаты работы следующие:

    1) Дети  ознакомлены в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека

2)  Возросла самостоятельность, ответственность за свои действия.  

3) Дети научились сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы.

4) Осуществляют перенос опыта знаний и представлений о правах человека в игру.

5) У детей сформированы первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.

6) Дошкольники стали с уважением и терпимостью относиться к одногрупникам, независимо от пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физического недостатка.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013года)
  2. Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №270» г. Нижнего Новгорода
  3. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
  4. «Моя семья» Шорыгина Т.А. М.: «Скрипторий 2003», 2010
  5. «Наша Россия» Шорыгина Т.А. М.: «Скрипторий 2003», 2010
  6. «Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни» Иванова Т.В. Волгоград: «Корифей», 2008.