"Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ."
методическая разработка

адаптация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ.

Поступление ребенка в детский сад – это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов и родителей. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям. Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлить темпы психофизиологического развития.

       В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду:

легкую (1- 16 дней), среднюю (16-32 дня), тяжелую (32-64дня).
 При легкой адаптации
поведение ребенка нормализуется в течении двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладают радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, он контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений.

  При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течении дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик, при расставании с родителями  и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений.

    О тяжелой адаптации свидетельствует плохой ( короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие невротические реакции как рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заиканье, пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические реакции.

Дошкольник может прибывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительное поведение. Или, напротив, быть пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой-либо деятельности.

Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в т.ч.к замедлению роста и прибавке в весе. Может возникнуть задержка речевого развития. Заболевания случаются более трех раз продолжительностью свыше десяти дней. Чтобы избежать подобных осложнений, необходимо готовить ребенка к поступлению в детский сад заблаговременно.

  Для обеспечения оптимального течения адаптации важен постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный подход со стороны специалистов детского сада. Данная работа должна вестись по трем направлениям ( с детьми, родителями и воспитателями ДОУ) в несколько этапов:

- подготовительный;

- психолого-педагогического сопровождения;

- анализа и выводов.

  Подготовительный этап начинается до поступления ребенка в ДОУ. В рамках его деятельности осуществляется предварительное знакомство с дошкольниками и их родителями. Родители знакомятся с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей. Проводится анкетирование. С целью информационного сопровождения родителей сотрудниками детского сада разрабатываются «Памятки для родителей». Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается также с использованием медиасредств: Интернет сайта и форума учреждения. Проводятся Дни открытых дверей, которые представляют собой экскурсию по детскому саду и презентацию всех помещений.

   Этап психолого-педагогического сопровождения реализуется с сентября по октябрь после поступления ребенка в дошкольное учреждение. В течении этого времени проводится поэтапный прием детей в группу. Адаптация проходит успешнее при условии постепенного увеличения времени пребывания дошкольников. Обязательным на этом этапе являются психолого-педагогическое сопровождение вновь поступивших детей и наблюдение за их поведением. Специалисты ДОУ постоянно консультируют родителей по возникающим у них вопросам и  вырабатывают индивидуальный режим для каждого ребенка. По окончании этого этапа оформляются листки адаптации.

    На этапе анализа и выводов  обеспечивается обработка результатов: анализ адаптационных листов, оценка уровня нервно-психического развития воспитанников.  Педагоги заполняют индивидуальные маршруты развития детей. В заключении организуется медико-психологическое совещание по итогам прохождения адаптации.

Общие правила поведения ребенка в период адаптации:

- укороченное время пребывания ребенка в ДОУ, пребывание увеличивается постепенно в зависимости от поведения ребенка на 1-2 часа в день;

- сохранение привычных для ребенка воспитательных приемов (кормление, укладывания на сон и т. д.)

- организация бодрствования вновь поступающих детей с учетом его желания (играть одному, с детьми, участвовать в занятиях);

- не применять специальных мер закаливания, обеспечить ребенку тепловой комфорт. Специальные мероприятия, рассчитанные на облегчение адаптационного периода у часто болеющих детей.

Впервые дни разрешается:

- присутствие родителей, если того требует поведение ребенка;

- чаще предлагать ребенку теплое питье;

- медицинский отвод от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее, чем на 1 месяц);

- по возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отдельные реакции у ребенка;

- использовать музыкальные занятия как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка;

- расслабляющий массаж;

- применение лейкоцитарного интероферона - путем закапывания в нос, распыления или в виде мази;

- применение комплекса витаминов и препаратов, регулирующих метаболические процессы.

На протяжении периода адаптации можно рекомендовать ведение специального листа адаптации, в котором ежедневно отмечать знаками плюс и минус аппетит, сон, настроение, активность, контакты со взрослыми и детьми.

Данные вносятся в лист адаптации воспитателем группы, а контролируются врачом и педагогом для дачи соответствующих назначений. При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения в течении 3 - 5 дней период острой адаптации считается законченным, а ребенку можно проводить необходимые оздоровительные мероприятия.

Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым

    Таким образом, четкая профессионально слаженная работа педагогов, участие родителей и благоприятный микроклимат становится залогом оптимального течения адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей к условиям ГБДОУ

В данной презентации вы найдете материал,который поможет вам организовать адаптацию детей раннего возраста....

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предс...

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация н...

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация н...

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предс...

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей к условиям ГБДОУ

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация н...