Рабочая программа воспитателя во второй младшей группе
рабочая программа (младшая группа) по теме

Хайдукова Надежда Николаевна

календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vospitatelya.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе второй младшей группы (3-4 года)

Рабочая программа для второй младшей группы разработана в соответствии содержанием образовательного процесса второй младшей группы основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми второй младшей группы и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 3 лет до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Рабочая программа составлена по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая на его индивидуальные особенности. При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребёнка. Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка. Основной формой образовательной деятельности является занимательное дело, в процессе которого широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал. Знания, умения и навыки детей закрепляются в процессе повседневного общения с дошкольниками, во время прогулок, игр, самостоятельной деятельности.

Пояснительная записка Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие» для детей от 2 до 7 лет составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС«Дельфин». Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Рабочая программа рассчитана на 296 периодов непосредственно образовательной деятельности: НОД 2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет 6 – 7 лет Общеобр. Общеобр. Общеобр. Общеоб р. Логопед.Общеобр. Логопед Длительность 10 мин 15 мин 20 мин 20 мин 20мин 30 мин 30 мин Количество в год 32 36 36 72 36 72 36 Всего: за 5 лет Цель - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи; и способствует решению следующих задач: 1. владение речью как средством общения и культуры; 2. обогащение активного словаря; 3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 4. развитие речевого творчества; 5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематическогослуха; 6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Особенности организации образовательного процесса. В рабочей программе также заложены особенности организации образовательного процесса, предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При организации образовательной деятельности используются разнообразные формы работы: выразительное чтение художественных произведений, беседа, разыгрывание кукольного или пальчикового театра, драматизация, чтение по ролям, разучивание стихотворений просмотр видеофильмов. Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, тембр речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения ит.д. Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова. Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи строится на материале художественных произведений. Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. 4 Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их местоположение . Обогащать словарь детей. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги. Помогать детям отвечать на вопросы. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение Учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами Развивать диалогическую форму речи. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Средняя группа (от 4 до 5 лет) Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Представлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни слово творчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложения. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных. 5 Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей описывать предмет, картину (по образцу воспитателя). Упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточных карточек. Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. Средняя группа (от 4 до 5 лет) Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи Представлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни слово творчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложения. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей описывать предмет, картину (по образцу воспитателя). Упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточных карточек. Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок

        

Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» для детей 2 младшей группы с 3 до 4 лет образовательная область «Речевое развитие» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Даная рабочая программа является нормативно управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становления общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие» для детей 2 младшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС «Дельфин». Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. младшая группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.: Программа рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности (НОД) - 36 раз в год (1 раз в неделю), длительность одного НОД - 15 мин. Цель программы – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Задачи программы: Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть...», «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»). В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой"»). В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. 23 Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), место-положение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка —блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба —пальто —дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с— з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка—утенок—утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»). Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Новизна программы Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологий. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково- исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников. Задачи реализации национально – регионального компонента 24 Дать детям элементарные представления об особенностях природы Севера, учить узнавать на картинке 2-3 вида диких животных, обитающих в лесотундре, знать 2 дерева и 2 цветка лесотундры. Узнавать на картинке и называть жилище коренных народов (чум). Отличительная особенность программы Отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает знакомство детей с речевыми играми, упражнениями, проведение организованной детской деятельности с элементами драматизации, что способствует формированию и развитию литературной речи, приобщению к словесному искусству и дальнейшему развитию интереса к художественной литературе, красоте художественного слова, формированию целостной картины мира, познавательной активности. Особенности организации образовательного процесса Структура организованной детской деятельности определяется ее содержанием: посвящается ли она изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения материала детьми. Каждая организованная детская деятельность включает в себя 3 части: вводная часть (актуализация индивидуального опыта детей; воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; создание атмосферы группового доверия и принятия), основную часть (основное содержании-совокупность методов и приемов, направленных на решение задач данной организованной детской деятельности), итог (завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии; эмоциональная и смысловая оценки деятельности). В структуре каждой организованной детской деятельности предусмотрены физминутки для снятия физического и умственного напряжения. Физминутки могут включать игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи. Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, тембр речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д. Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова. Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы». Чем больше слов – синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь. Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи строится на материале художественных произведений. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА «Развитие речи», образовательной области «Речевое развитие» К концу года ребенок должен уметь: Отвечать на вопросы по содержанию рассказа, составленного об игрушке или по картинке. Правильно произносить гласные, согласные звуки родного языка за исключением шипящих и сонорных, слышать и воспроизводить звуковой образ слов. Согласовывать слова в роде, числе и падеже, употреблять предложения с однородными членами. Повторять за воспитателем, рассказ, составленный, об игрушке, предмете, по сюжетной картинке. Пересказывать содержание художественного произведения. Читать наизусть небольшие стихотворения. 25 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема организованной детской деятельности Количество компонентов в том числе: практическая деятельность 1. Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка» 1 1 2. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» 1 1 3. Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» 1 1 4. Звуковая культура речи: звук у 1 1 5. Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) 1 1 6. Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» 1 1 7. Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» 1 1 8. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…» 1 1 9. Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается» 1 1 10. Звуковая культура речи: звук и 1 1 11. Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) 1 1 12. Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» 1 1 13. Чтение сказки «Снегурушка и лиса» 1 1 14. Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» 1 1 15. Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое» 1 1 16. Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье» 1 1 17. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» 1 1 18. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси- лебеди» и сюжетных картин (по выбору педагога) 1 1 19. Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» 1 1 20. Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» 1 1 21. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» 1 1 22. Звуковая культура речи: звуки б, бь 1 1 23. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» 1 1 24. Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» 1 1 25. Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…» 1 1 26. Звуковая культура речи: звуки т, п, к 1 1 26 27. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» 1 1 28. Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось») 1 1 29. Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» 1 1 30. Звуковая культура речи: звук ф 1 1 31. Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) 1 1 32. Звуковая культура речи: звук с 1 1 33. Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина 1 1 34. Звуковая культура речи: звук з 1 1 35. Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» 1 1 36. Звуковая культура речи: звук ц 1 1 Всего: 36 36 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Раздел Программное содержание Развивающая речевая среда Общение со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). Общение со сверстниками в быту, в самостоятельных играх. Самостоятельное рассматривание детьми картинок, книг, наборов предметов. Слушание рассказов воспитателя о забавных случаях из жизни. Формирование словаря Расширение и активизация словарного запаса детей: - названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; - существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы); - качества (цвет и его оттенки, форма, размер); - особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая); - некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом); - сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул - табурет - скамеечка, шуба - пальто - дубленка); - обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); - названия частей суток (утро, день, вечер, ночь); фрукты. - название домашних животных и их детенышей, овощи и Звуковая культура речи Развитие моторики речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания, уточнение и закрепление артикуляции звуков. 27 Выработка правильного темпа речи, интонационной выразительности. Отчетливое произнесение слов и коротких фраз с естественными интонациями Грамматический строй речи Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление существительных с предлогами (в, на, под, за, около). Употребление в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей (утка - утенок - утята); формы множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Упражнения в получении из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенных путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составление предложений с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»). Связная речь Развитие диалогической формы речи: Вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучение умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Помогать доброжелательно общаться друг с другом, говорить«спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) с целью дальнейшего планирования работы. Методика проведения обследования I. Звуковая культура речи Для выполнения задания понадобятся наборы карточек со словами, в которых встречается тот или иной звук, чистый лист бумаги для фиксирования ответов ребенка. Суть задания состоит в том, что воспитатель просит ребенка повторить те слова, которые он будет произносить. Ниже приводится примерный набор карточек со словами.

 Карточка 1 Слова со звонкими согласными («б», «в», «г», «д»): Банка, бабочка, барабан; Валенки, сова; Дом, дудка; Гуси, вагон. Карточка

2 Слова со свистящими согласными («с», «з», «ц»): Самолет, капуста; Заяц, звезда; Цапля, яйцо. Карточка

3 Слова с гласными звуками ( «я», «е», «ё», «ю»): 28 Яблоко, одеяло; Поезд, платье; Ёлка, ружьё; Юла, утюг. В зависимости от качества воспроизведения звукового состава слова и правильности артикуляции уровни развития фонематического слуха у ребенка могут быть следующими:

 Низкий – ребенок правильно воспроизвел менее половины слов;

Средний – ребенок правильно воспроизвел не менее 2/3 предъявленных ему слов; Высокий – ребенок правильно воспроизвел более 2/3 слов. II. Формирование словаря и грамматический строй речи Задание 1. «Доскажи словечко» Воспитатель говорит ребенку: «Я буду называть один предмет, а ты много предметов, например: одна книга - много... (книг), один стул - много... (стульев). Итак: один нос - много... (носов), один глаз - много... (глаз), одна рука - много... (рук), одна ресничка - много... (ресничек), один волк - много... (волков), одна матрешка - много... (матрешек), одна слива - много... (слив), один друг - много... (друзей), один стол - много... (столов). Задание 2. «Закончи предложения» «У лисицы один ….(лисенок) У лисицы много ……(лисят). У волчицы ………. У медведицы ………. У барсучихи…………У утки………….». Задание 3. «Наведи порядок» Воспитатель предлагает ребенку набор из 12 картинок и говорит: «Здесь много разных картинок. Нужно навести порядок. Сначала отобрать все картинки с изображением посуды, затем все картинки с изображением... Да ты сам догадаешься, что следует сделать, если внимательно рассмотришь картинки». Педагог проверяет правильность выполнения задания и просит ребенка назвать предметы каждой группы соответствующим обобщающим словом: посуда, овощи, животные. (Можно пользоваться пособиями из серии «Мир в картинках»: «Посуда», «Овощи», «Животные» и др.) III. Развитие связной речи Задание 1. «Какая игрушка» 1 часть - Воспитатель показывает ребенку какую-нибудь игрушку, лучше собачку или котенка. Объясняет, что это очаровательное существо готово жить в группе, вместе с детьми, если Сережа (называет имя ребенка) расскажет, какой щенок (котенок) красивый и как ребенок будет о нем заботиться. 2 часть - «Кстати, у щенка (котенка) сегодня день рождения, - говорит педагог. - Поздравь его и обязательно пожелай ему что-нибудь...» Задание 2. «Литературная викторина» а) Воспитатель показывает обложку книги (иллюстрацию, читает отрывок из сказки). Ребенок, как может, называет сказку (например: «Про гусей, которые мальчика к Бабе Яге унесли») и сообщает, чем закончилась история. б) «Педагог предлагает малышу прочитать любое стихотворение, которое он помнит. Если задание вызывает у ребенка трудности, воспитатель читает первые строчки стихотворения, которое учили, и предлагает малышу продолжить произведение. Воспитатель выбирает 3—4 стихотворения, которые, с его точки зрения, должны знать дети. Оценка уровня усвоения программного материала Высокий: - ребенок правильно произнес все звуки; - ребенок правильно сгруппировал предметы, подобрал обобщающее слово; - ребенок правильно употребил 6 – 7 имен существительных в форме - единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей - (лисенок - лисята); формы множественного числа существительных в родительном падеже (глаз, слив, столов); 29 - ребенок подобрал 3 – 4 определения для описания предмета; - ребенок при ответе на вопрос составил рассказ из 3 предложений; - ребенок составил сложноподчинённое предложение; - знает и называет 3 – 4 программные сказки; - знает наизусть 3 – 4 стихотворения: Средний: - ребенок правильно произнес более половины звуков; - ребенок правильно сгруппировал половину предметов, подобрал обобщающее слово с помощью воспитателя; - ребенок правильно употребил 3 - 4 имени существительных в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей (лисенок-лисята); формы множественного числа существительных в родительном падеже (глаз, слив, столов); - ребенок подобрал 1-2 определения для описания предмета самостоятельно или с незначительной помощью взрослого; - ребенок при ответе на вопрос составил рассказ из 1-2 предложений с помощью взрослого; - ребенок составил сложноподчинённое предложение с помощью взрослого; - знает и называет 1-2 программные сказки с помощью взрослого; - знает наизусть 1-2 стихотворения, рассказывает с незначительной помощью взрослого. Низкий: - ребенок правильно произнес менее половины звуков; - ребенок сгруппировал предметы с помощью взрослого, не смог подобрать обобщающее слово; - неправильно употребил имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей (лисенок-лисята); формы множественного числа существительных в родительном падеже (глаз, слив, столов); - не смог описать предмет; - при ответе на вопрос составил одно предложение; - не знает и не называет программные сказки - не знает наизусть стихотворения.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Для педагогов Методическая литература:

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.: Художественная литература:

 1. Русские народные сказки;

2. И. Бунин. «Листопад»;

3. К. Чуковский «Телефон»;

4. И. Суриков «Зима»;

5. З. Александровна «Ёлочка»;

 6. К. Чуковский. «Федорино горе»;

 7. А. Плещеев. «Уж тает снег…»;

8. Д. Мамин - Сибиряк. «Сказка про Комара – Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»;

9. Д. Хармс «Кораблик»;

10. Братья Гримм. «Заяц и ёж»;

Познавательная (вспомогательная литература):

1. М. В. Смирнова. Скороговорки для развития речи. Издательский дом «Литера», М., 2007;

 2. Программа обучения и развития дошкольника. Золотая коллекция детского сада. Издательский дом «Нева», М., 2000; 30

3. А.Г. Арушанова. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. М., творческий центр «Сфера», М: - 2011;

4. Развитие речи и творчества дошкольников. Творческий центр «Сфера», М: - 2008.

Для воспитанников Художественная литература

1. Русские народные сказки;

 2. Сутеев. «Цыплёнок и утёнок»;

 3. Д. Хармс. «Удивительная кошка»;

 4. Г. Лагздынь. Чистоговорки. Загадки. «Семь красавиц расписных», «Начало марта», «Сосульки – воспитатели», «Трусливая мышь», «Крошка – рыбёшка», «Зимушка – зима»;

5. Русские народные сказки;

6. И. Бунин. «Листопад»;

7. К. Чуковский «Телефон»;

 8. И. Суриков «Зима»;

9. З. Александровна «Ёлочка»;

10. К. Чуковский. «Федорино горе»;

11. А. Плещеев. «Уж тает снег…»;

12. Д. Мамин - Сибиряк. «Сказка про Комара – Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»;

13. Братья Гримм. «Заяц и ёж»

14. Английская сказка «Три поросенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)

Рабочая  программа по развитию детей второй младшей  группы  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

  Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Рабочая программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических,...

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2014/2015 учебный год)

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(2014/2015 учебный год)...

рабочая программа во второй младшей группе 3-4 года на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста в возрасте от 3 до 4 лет и направлена на формирование общей культуры, развитие физических...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы с использованием программы 2100

Рабочая программавоспитателявторой младшей группы «Радуга» Санкт-Петербургана 2018-2019 г.     Воспитатели:Ник...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Группа № 15, «Семицветик» Сроки реализации программы 2018 – 2019 учебный год

Рабочая    программа второй младшей  группы № 15 разработана в соответствии с основной образовательной   программой   дошкольного  образования  МКДОУ ...