Консультация для педагогов "Формы общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"", от рождения до 7 лет
консультация по теме

Развитие форм общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок" от рождения до 7 лет (по М.И. Лисиной)
Подробнее: http://bookap.info/genpsy/lisina_formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshchenii/gl12.shtm

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_formy_obshcheniya.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей подготовила педагог - психолог Панкратова Екатерина Михайловна

Формы общения взрослый - ребенок (М.И. Лисина)

Форма общения, возраст

Место общения в системе общей жизнедеятельности

Содержание потребности в общении

Ведущий мотив общения

Значение формы общения в общем развитии психики

I. Ситуативно– личностное. Возникает после 2х месяцев.

Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Взрослый выступает как представитель социума, создает нормативы первых социальных контактов.

Потребность в доброжелательном внимании взрослого

Личный: взрослый как доброжелатель, центральный объект познания и деятельности.

Формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием

II. Ситуативно – деловая. Возникает после 6 месяцев.

Общение развертывается в ходе совместной со взрослыми ведущей предметной деятельности

Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве

Деловой: взрослый как знаток правильного действия, как партнер. Взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности

Развитие предметной деятельности, проявляться активность и самостоятельность ребенка, появляются первые слова ребенка).

III. Внеситуативная познавательная

(выходит за рамки наличной ситуации). Возникает примерно к 4 годам.

Общение развертывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с окружающим миром

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении

Познавательный: взрослый как энциклопедия. Ребенок открывает для себя широту окружающего мира, возраст «почемучек» и осознает изменчивость времени. Пытается понять окружающий мир: прошлое, настоящее, будущее. Взрослый партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире.

Развитие наглядных форм мышления

IV. Внеситуативна – личностная. Начало примерно в 6 лет.

Общение развертывается на фоне теоритического и практического познания ребенком социального мира и протекает форме самостоятельных эпизодов.

Сотрудничество, уважение, внимание, сопереживание, взаимопонимание

Личностный: ребенок задает больше вопросов не об окружающем мире, а о мире людей. Познает нормы и правила отношений между людьми.

Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, переход к логическому мышлению. Создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению. (К этому возрасту приходит непреднамеренное ябеднечество).

Общение ребенок – ребенок

Форма общения

Место общения в системе общей жизнедеятельности

Содержание потребности в общении

Ведущий мотив

Значение формы общения в общем развитии психики

I. Эмоционально – практическая. Возникает примерно в 2 года.

Уступает стремлению ребенка к предметной деятельности к общению со взрослыми, к новым впечатлениям и активному функционированию

Участие сверстника в своих забавах и шалостях. Стремление к самовыражению.

Личностный,

Показывают партнеру, что могут – есть старание повторять.

Появляется эмоциональная разрядка, развитие инициативы и представлений о своих возможностях.

Развитие представлений о своих возможностях. Расширение диапазона эмоций, инициативности.

II. Ситуативно – деловая. Возникает с 4х лет.

Сверстник предпочитаемый партнер. Совместное осуществление сюжетно-ролевой игры.

Деловое сотрудничество. Стремление к уважению, признанию сверстниками спехов ребенка.

Деловой.

Детей объединяет общее дело, взаимодействие через предметы. Развивается любознательность, речь, инициатива, самообслуживание.

Развития самопознания (представление о своих возможностях, возникновение относительной самооценки). Инициативы, творческого начала, любознательности.

III. Внеситуативно – деловая. Начинается с 6 лет (в условиях воображаемой ситуации, в игре).

Сверстник предпочитаемый партнер. Совместное осуществление сюжетно-ролевой игры + игра с правилами

Уважение, сопереживание, взаимопонимание

Личный, познавательный.

Стремиться к взаимопониманию как сопереживание. Развивается самооценка, инициатива, избирательные отношения, рождаются нравственные чувства.

Сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением.

Формирование избирательного взаимоотношения, готовности к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Как подготовить ребенка к рождению братика или сестрички"

Вашу семью ждет пополнение. Это значит, что скоро у Вашего ребенка появится брат или сестра. И многих родителей волнует вопрос, как сообщить об этом волнующем событии своему первенцу. Как избежать рев...

Консультация для родителей "Здоровый ребенок - счастливый ребенок"

Эмоциональный контакт родителя и ребёнка — фундамент семейных взаимоотношений, на котором стоит многоэтажный дом под названием «воспитание». У каждого родителя есть потенциал сделать...

Консультация “Возрастные возможности познавательного развития ребенка от рождения до 1 года”

Консультация "Возрастные возможности познавательного развития ребенка от рождения до 1 года" позволяет получить информацию по следующим вопросам:1. Что такое познавательное развитие младенца...