ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья (старшая группа) на тему

Кручинкина Альбина Фахразиевна

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К           НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рюмина Татьяна Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида» г. Воркуты

старший воспитатель, первая кв. кат.

Кручинкина Альбина Фахразиевна

МБДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида» г. Воркуты

воспитатель, первая кв. кат.

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.

В. Чивилихин

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Перед педагогами стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Эта та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому человеку. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.

Дошкольный возраст является сензитивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры своего народа, с уважением относиться к его прошлому - все это воплощено в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Опыт нашей работы показывает, что знакомство дошкольников с национальными традициями, культурой эффективно проводить через ознакомление с краеведческим материалом. Поэтому изучение истории в нашем дошкольном учреждении начинается со знакомства с Коми мини-музеем. Именно здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. И именно   в Коми избе для каждого ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. А построение диалогового взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом мы создаем соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.  Педагоги оформили  альбомы, плакаты, отличительной особенностью которых является то, что иллюстрации сопровождаются названиями на коми языке, приобщая детей  к языковой культуре коми народа.

Особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом, постижение культуры своего народа через язык. В этом огромную помощь оказывает народный коми фольклор: сказки, потешки, колыбельные песни, поговорки, стихи, загадки на коми языке. Ведь именно в них как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с фольклором,    мы    тем    самым    приобщаем их    к    нравственным общечеловеческим ценностям.

В нашем дошкольном учреждение, мы уделяем особое внимание знакомству детей с Коми сказкой, т.к. через сказку мы показываем детям всю красоту и тепло родного Коми края. В сказке заложены морально-нравственные ценности, она развивает навыки общения, любознательность, воображение, формирует представление об объектах окружающего мира. Сказка в речевом развитии обогащает словарь ребёнка, знакомит его с традициями коми народа. У нас разработана картотека с рекомендованными коми сказками для каждой возрастной группы. В этом году мы впервые разработали и  представили театрализованную постановку сказки "Теремок" на коми языке. В постановке был использован знакомый детям материал стихотворения на коми языке, песня про медведя "Ош", в диалоге между героями сказки дети говорили и на русском языке, и на коми. По приглашению дошкольного учреждения № 35 «Метелица»  наши воспитанники     принимали участие в коми посиделках с премьерой сказки «Теремок».  

В своей работе коллектив нашего дошкольного учреждения широко использует произведения декоративно-прикладного искусства. Особое место занимает  знакомство  с  национальным  коми  узором, который  отражает  многие  черты  природы, быта, труда, образа  жизни и т.д. Детей  привлекает  ещё  и  то, что  его  элементы  имеют свои  названия: следы  зверей, ель, чум, олень, рога, ошейник, оленевод, компас  и  т.д. При этом они узнают новые слова на коми языке (кöр, кöр видзысь, сюр, чом, шондi),  с удовольствием отгадывают орнаментальные загадки, составляют предложения и рассказы с помощью элементов коми орнамента.

Знакомство  с  коми  орнаментом  идёт  целенаправленно, последовательно, учитывая  возрастные  возможности  детей, степень сложности узора.  Дидактические  игры, основанные  на  коми  орнаменте, помогают  детям  понять  и  почувствовать  духовный  мир  коми  умельцев,  способствуют  творческому  подходу  к  любому  труду. Разнообразные игровые ситуации, рассказы воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное коми искусство.

Очень важное место в жизни детей занимает игра. Благодаря знакомству с дидактическими  играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. Коми дидактические игры знакомят детей с коми словами, с бытом коми народа, животным и растительными миром республики.

Развитию физических качеств детей способствуют подвижные детские игры «Пышкай», «Горань», «Ошкысь» и др. Воспитатели умело используют коми слова в игре, и это помогает усвоению и закреплению названий животных на коми языке, ведь звукоподражание и имитация движений в сочетании со словом делают чудеса. Они  знакомят  ребят  с  укладом  жизни  и  трудовой  деятельностью  народа. В  то  же  время  просты по  содержанию  и  не  требуют  сложных  атрибутов (это  деревянная  палочка-хорей, мяч, платок, веночек, верёвочка-аркан, рога).

Педагоги нашего дошкольного учреждения разработали педагогические проекты, которые направлены на приобщение детей к коми культуре, традициям и окружающей природе. Ведь, как известно, метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе с окружающей средой.

Приобщение дошкольников к национальной культуре идет и через музыкальные занятия, на которых музыкальный руководитель использует слушание коми народной музыки, пение народных коми песен, игры на  таких музыкальных инструментах как,  «зиль – зёль», «шур – шар», «чипсан». Музыкальное искусство несет  в  себе  огромные  возможности  для  воспитания  у  детей  любви  к родному краю, городу, природе. Дети знакомятся с произведениями коми композиторов Якова Перепелицы, Светланы Головиной, Николая Лысенко, Прометея Чисталёва, Лидии Вавиловой. Полученные знания и впечатления, свое отношение от увиденного и услышанного дети выражают   в исполнении песен и танцев, в художественной деятельности. Практика показывает, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.

Важным условием приобщения детей к национальным традициям является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Работа с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В нашей работе по приобщению детей к коми культуре родители - наши самые главные союзники. Они проявляют искреннюю заинтересованность, тем самым увлекая своих детей коми культурой. Родители принимают активное участие и в подготовке костюмов, и изготовлении творческих работ, и пополнении нашего коми музея.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что наша работа   по воспитанию любви к национальной культуре способствует обострению внимания к духовным ценностям своего народа, интереса и уважения к его прошлому и открывает большие возможности для развития ребенка как личности, способного понимать и ценить то, что создано трудом народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.В. Чивилихин...

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Презентация к сообщению - Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...

"Приобщение детей к традициям русской народной культуры в современных условиях дошкольного образования"

                Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания дет...

«Приобщение детей раннего возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края ».

laquo;Приобщение детей раннего возраста  к национальной  культуре и культурному наследию родного края »....

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре и языку коми народа

тематический план работы по этнокультурному напрвлению в группах дошколного возраста в детском саду...

Консультация "Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада»

laquo;Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической...