Амплификационное развитие детей дошкольного возраста посредством анимационно-языковой среды
статья на тему

Калимуллина Сайда Альбертовна

Современный мир по праву называют миром массовых коммуникаций. В современные дошкольные образовательные учреждения вторгаются информационные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы воспитания и получения знаний, электронные искусства. Дошкольникам приходится сталкиваться с постоянно растущим потоком информации, они испытывают значительные трудности, когда им необходимо проявить поисковые навыки,  самостоятельно критически оценить полученную информацию. В условиях формирования глобальной информатизации всех сфер человеческих интересов усиливается роль и влияние современных информационных технологий на процесс развития детей начиная с рождения. На сегодняшний момент существует проблема «экранных детей», но мы не можем закрыть на это глаза. Грамотно организованный педагогический процесс предоставляет огромный потенциал возможностей для интеллектуального развития подрастающего поколения, способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_amplifikatsionnoe_razvitie.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Амплификационное развитие дошкольников посредством анимационно-языковой среды.

Актуальность темы. Современный мир по праву называют миром массовых коммуникаций. В современные дошкольные образовательные учреждения вторгаются информационные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы воспитания и получения знаний, электронные искусства. Дошкольникам приходится сталкиваться с постоянно растущим потоком информации, они испытывают значительные трудности, когда им необходимо проявить поисковые навыки,  самостоятельно критически оценить полученную информацию. В условиях формирования глобальной информатизации всех сфер человеческих интересов усиливается роль и влияние современных информационных технологий на процесс развития детей начиная с рождения. На сегодняшний момент существует проблема «экранных детей», но мы не можем закрыть на это глаза. Грамотно организованный педагогический процесс предоставляет огромный потенциал возможностей для интеллектуального развития подрастающего поколения, способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».

Амплификация (от лат. amplificatio - расширение, усиление, обогащение) - многозначный термин, используемый в различных областях. Гораздо более важной - как в теоретическом, так и в практическом плане представляется концепция амплификации, сформулированная А.В.Запорожцем.

Термин «амплификация» был использован Запорожцем применительно к психическому развитию ребенка. Амплификацию он противопоставлял искусственной акселерации, выражающейся в форсированном обучении, сокращении детства, преждевременном превращении младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д.

Амплификация, по Запорожцу — это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.

Основоположником отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожцем была сформулирована концепция амплификации детского развития. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом.

Таким образом, амплификация детского развития заключается в том, что отдельные психические функции прекрасно развиваются у детей при взаимодействии с играми и предметно – развивающим сектором, как свойства определенной личности. Психические новообразования рождаются и формируются на этапах дошкольного детства в ходе собственной деятельности ребенка в играх, посредством его повседневного общения с окружающими людьми.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и без включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая деятельность, мир взрослых и других детей, природы, общественной жизни.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представит мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Компьютер является мощным мотивационным средством к развитию дошкольников. У детей проявляется  интерес к познавательной деятельности и творчеству.

Анимация, как вид искусства, обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно - образовательными возможностями. Психолого-педагогические исследования показывают огромную потребность ребенка в контакте с героями мультипликационных фильмов, поскольку ребенок ощущает потребность в динамических действиях, совершаемых героем, идентифицирует себя с ним. Анимационный  фильм вводит ребенка в особое эмоциональное состояние, дарит ему возможность эмоционально контактировать с персонажами данного медиапроизведения, в чем ребенок в силу своего возраста остро нуждается.

Мир мультипликации  -  мир культурного наследия, богатый огромным потенциалом в  педагогической работе. Мультипликация:

-расширяет представления об окружающем мире, знакомит с новыми словами, явлениями, ситуациями;

-демонстрирует примеры поведения, что способствует социализации детей. Дети зачастую сюжеты мультфильмов переносят в игры;

-формирует оценочное отношение к миру, развивает мышление, понимание причинно-следственных связей;

- развивает эстетический вкус, чувство юмора;

-помогает реализовать эмоциональные потребности.

В работе с детьми дошкольного возраста возможно использование следующих видов анимации и анимационных технологий:

1) Двумерная анимация: живопись по стеклу; песочная анимация; рисованная мультипликация; ротоскопирование; игольчатый экран.

2) Трехмерная анимация: пластилиновая анимация; кукольная мультипликация; захват движения; Lego-анимация.

3) Компьютерная анимация: Flash-анимация; squigglevision (от англ. Squiggle – писать каракулями; изгибать).

Перед воспитателем стоят следующие задачи:

•         познакомить детей с технологией мультимедиа

•         учить работать в коллективе над замыслом будущего мультфильма, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление персонажей, декораций, подбор характеристик персонажей, работа над ролью и т.д.);

•         формировать представления о художественном образе мультфильма как продукте коллективной и творческой деятельности всех его участников;

•         формировать умение понимать основную идею литературного произведения и выделять единицы сюжета (завязка, кульминация, развязка);

•         учить составлять список персонажей сказки, последовательность действий героев;

•         придумывать реплики для своего героя в соответствии с общим сюжетом;

•         учить добавлять запись голоса к видеоряду, формировать умение передавать особенности характера персонажа с помощью интонационно-образной речи;

•         развивать творческие способности, внимание, активность на всех этапах работы, доводить начатое дело до конца;

•         воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к продуктам творчества.

Организация деятельности детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Направления: художественно – эстетическое, познавательно – речевое, социально – личностное.  

Образовательные области: художественное творчество, музыка, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность.

Предварительная работа:

•         знакомство детей с мультипликацией

•         просмотр рисованных, пластилиновых и кукольных мультфильмов;

•         знакомство с компьютером, основными правилами по технике безопасности при работе на компьютере, элементарными правилами.

Это проект можно проводить, используя любую хорошо известные детям стихотворения, сказки, песенки, например «Репка» или «Теремок». Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками.

Если создавать пластилиновый мультфильм, то сначала нужно выбрать героев для своей сказки, которые дети слепят из пластилина. Также можно использовать природный и бросовый материал для создания декораций и фона. Камушки, стекляшки, пуговицы, бисер, бусинки – все это может превратиться в необычных героев, которые оживут на экране. Очень важно, чтобы дети активно участвовали в обсуждении и создании образов персонажей.

При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету.

Использование данной комплексной методики даёт хорошие результаты. Она способствует развитию интереса к художественным произведениям, развивает желание передать свои впечатления, позволяет превратить обычное занятие по развитию речи в увлекательные путешествия в мире компьютерных сказок. Обучение творческому пересказу оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться в самых разнообразных жанрах - сочинении сказок, рассказов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

Библиографический список.

  1. Андриянова И. Ю. «Медиаобразование дошкольников как новый социальный приоритет» // Образовательные проекты «Совёнок» для  дошкольников. – 2013. – № 3.
  2. Зайцев А.Я., Кузнецова М.В. Проблема подготовки  профессиональных  кадров анимационного кино. Актуальные проблемы инновационно-технологического образования / Под ред.  А.А. Карачева, В.Г. Козлова, Ф.Н. Зименковой. - М.: ПМГУ, 2012 - 420с.
  3. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду: Мультфильмы своими руками. - СПб.: Детство - пресс, 2011. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели

Накопление у детей собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей модели) и включение их в мыслительные, моделирующие и пре...

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению  и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклораю....

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора....

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИТМИКИ

Ритмика является одним из средств эмоционального развития детей, где  ритмические упражнения имеют огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоцио...

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики.

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...

Образовательный проект Познавательное развитие «По улицам родного города» Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста посредством создания рукотворной книги

Идём мы по улицам своего города, читаем их названия и думаем:«Вероятно, нет ни одного города в мире, где не было бы именных улиц, то есть улиц, названных именами выдающихся людей,деятелей культуры, на...

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ СРЕДУ

В связи с современными проблемами развития дошкольников, нами было предпринято решение организовать в дошкольном учреждении в .свободной от игры и занятий деятельности, занятия по йоге с детьми.Ключев...