Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника»
    консультация на тему

    Трухина Галина Борисовна

    Родители и педагоги обязанны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_molod._spets._po_etiketu_pro_detey.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

     «Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника»

    Что такое этикет?

    Этикет — это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов.

    В настоящее время основными правилами можно назвать следующие: проявление уважения к окружающим людям, стремление не ставить их в неудобное положение и поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

    Мы не всегда можем руководствоваться правилами этикета, но зная его, яснее осознаем пути развития культуры своего поведения.

    Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье. Организация питания как в детском саду так и в семье напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

    Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

    Воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения.

    И наша с вами обязанность помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

    Чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, я предлагаю их с учетом возрастных особенностей ребенка.

    Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

    - Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2месяцев).

    - Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.

    - Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев).

    - Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).

    - Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).

    Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет).

    - Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

    - Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.

    Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

    - Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

    - Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.

    Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

    - Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

    Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

    - Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

    - Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

    Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

    - Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

    Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия:

    1. Позитивный настрой.

    Нельзя обижать; чаще использовать похвалу, уделять больше внимания.

         2. Пример взрослых.

    Оценивать свое поведение с позиций разумности и необходимости

    соблюдения этикета и соответствия собственным словам.

    3. Единство требований родителей к детям.

    Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований родителей. Дошкольники в результате проводимой работы должны понимать разумность и необходимость поведенческих правил. Их нравственную основу (уважение и доброжелательность к другим людям), должны стремиться выработке хороших манер, к уважению национальных традиций.

    Способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета:

    1. Приучение.

    Детям задают образец поведения и затем контролируют точность

    выполнения того или иного правила, например, за столом, во время

    игры, в разговоре со старшими или ровесниками.

    2. Упражнения.

    То или иное действие многократно повторяется. При этом следует

    добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого действия.

    3. Организация воспитывающих ситуаций.

    Приближает детей к реальным жизненным условиям, ибо они оказываются перед выбором, например, есть вилкой и ножом или одной вилкой.

    4. Поощрение.

    Широко используемый метод, реализуемый различными способами.

    Он побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в

    результате его нравственного потенциала.

    5. Наказание.

    Должно применяться только при условии невозможности использования других мер воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.

    6. Пример для подражания.

    Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть родители, дети, литературные и сказочные герои.

    7. Словесные методы.

    Помогают более осознанному пониманию поведенческих правил.

    Жизненная или сказочная история создает необходимый эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Надо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

    Обучение правильному поведению способствует речевому развитию детей, актуализации этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью систематического проведения словесной работы.

    Сегодня мы с вами коснемся одного из разделов дошкольного этикета – обучение правилам столового этикета.

    Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом. А значит, быть приятным в застольном общении.

    Красивое и правильное поведение за столом (прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности) показывает наше уважение к другим участникам застолья. Что берут с общего блюда приборами для раскладывания и что руками? Что едят без ножа? Что и как едят: холодные закуски, мясо, гарнир, овощи, каши?

    Красивая и правильная сервировка стола улучшает аппетит и настроение, налаживает приятное застольное общение. Готовя праздничный стол, попросите ребенка помочь вам расставить тарелки, положить столовые приборы и салфетки. Дети радуются вместе с нами, видя, как с их участием преображается стол.

    В другой раз предложите ребенку самому сервировать стол. В случае затруднения, подскажите, что надо сделать. Но важно отметить его самостоятельность, умение и желание порадовать близких людей.

    Важно довести до понимания ребенка, что люди придумали эти правила, чтобы во время застолья было удобно и под рукой находилось все необходимое для красивой еды.

    Предлагаю вашему вниманию рекомендации, которые необходимы для соблюдения ребенком правил поведения за столом:

    1. Поощрять успехи в выполнении этих правил.

    2. Наделить волшебными свойствами ложку, нож, вилку, а так же конфеты, фрукты, которые помогут вам интереснее изложить какое-то правило.

    3. Составлять сказки, стихи, песни на тему сервировки и правил поведения.

    4. Использовать кукол, сказочных героев, которые забыли правила поведения за столом и радостно учатся у детей.

    Практическая часть:

    Предлагаю Вам закончить фразы:

    Есть и пить надо…(беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;

    • Не склоняться низко …(над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);
    • На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);
    • Обе руки либо свободны, либо…(заняты): нож в правой руке, вилка …(в левой);
    • Если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);
    • За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом);
    • Если во тру пища, воду…(не пьют);
    • Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее);
    • Упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;
    • Бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);
    • Не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;
    • Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами …(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей и педагогов «ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»

    Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П. Павлов называл внешним стереотипом,- обязательно...

    Консультация для педагогов "Значение музыкальных игр в жизни ребёнка-дошкольника"

    Консультация для педагогов ДОУ и музыкальных руководителей с презентацией....

    Консультация для родителей "Подвижные игры в жизни ребёнка-дошкольника"

    Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все закономерно. Самой Природой заложено в детей такое поведение. Р...

    Консультация для родителей "Значение книги в жизни ребёнка-дошкольника"

    Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает....

    Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка.

    laquo;Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить о стремление ...

    Консультация для родителей ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

    Консультация для родителей ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА...