Картотека русских народных игр для детей 5-7 лет
картотека (подготовительная группа) на тему

СМИРНОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

Картотека русских народных игр

для детей

5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_russkih_narodnyh_igr.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека русских народных игр

для детей

5-7 лет

«Гори ясно»

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми. Игроки хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

                                                                               «Ворон»

Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

«Солнце»

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче,             - Дети ходят

                                                 Лето будет жарче.              - по кругу.

        Я зима теплее,                  - Идут в центр.

                    А весна милее                   - Из центра обратно.

А зима теплее,                 - В центр.

А весна милее.                  - Обратно.

После сказанных слов, «солнце» ловит детей.

«Теремок»

Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.

Стоит в поле теремок, теремок.  (Дети идут по кругу и поют.)

Он не низок, не высок, не высок.      

Вот по полю, полю мышка бежит, (Мышка бежит за кругом.)

У дверей остановилась и стучит:  (Дети останавливаются. )

«Кто, кто в теремочке живёт?     (Мышка стучит, поёт.)

Кто, кто в не высоком живёт?»     (Вбегает в круг.)

Стоит в поле теремок, теремок.   (Дети  идут по кругу и поют.)

Он не низок, не высок, не высок.      

Вот по полю лягушка бежит,      (Лягушка прыгает за кругом.)

У дверей остановилась и стучит: (  Дети останавливаются. )

 «Кто, кто в теремочке живёт?  (Лягушка стучит и поёт.)

Кто, кто в не высоком живёт?»

Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»

Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»

Мышка. «Иди ко мне жить!»( Лягушка вбегает в круг)

Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.

 

«Сова»

Один из играющих изображает «сову», остальные  –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши  мгновенно замирают, не двигаясь. Кто пошевелился- из игры выбывает.

 

«Чурилки»

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

                                                                      Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

«Баба - Яга»

Играющие выбирают Бабу – Ягу. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:

                                                Баба-Яга, костяная нога          ( Дети ходят по кругу)

                                              С печки упала, ногу сломала.        

Пошла в огород, испугала народ.  ( Идут в центр.)

        Побежала в баньку,                      ( Из круга обратно.)

                                              Испугала зайку.

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

 

«Медведь»

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:                                                              

                                                                           У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

    А потом как зарычит

И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

«Угадай, кто зовёт?»

Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».   Дети идут по кругу и поют:

                         Медведь, медведь, мы к тебе пришли,

Мы к тебе пришли, медку принесли.  («Медведь» ходит вперевалочку.)

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.

                            Медведь, медведь, получай-ка мёд,

                          Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт?     ( «Медведь» кушает мед.)

     

Медведь закрывает глаза. Взрослый  предлагает  (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.

«Сороконожка»

Дети встают друг с другом и поют:

                         Шла сороконожка

По сухой дорожке.

(Идут «паровозиком» пружинным шагом)

Вдруг закапал дождик: кап!

(лёгкий бег)

- Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен,

Обойду я лужи.

Идут, высоко поднимая ноги

Грязи в дом не принесу,

Каждой лапкой потрясу.

( стоя, трясут правой ногой, левой ногой)

Шла сороконожка

По сухой дорожке

(Идут «паровозиком» пружинным шагом.)

И затопала потом,

- Ой, какой от лапок гром!        

(Идут топающим шагом)

 

«Ловушка»

Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Скок, скок, сапожок,

Выходи-ка на лужок,

То прыжком, то бочком,

Топай, топай каблучком.

Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.

«Обеги круг»

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:

Водица, водица,

Студеная быстрица,

Обеги вокруг,

Напои наш луг!

Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются  спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.

«Две тетери»

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник». Дети идут по кругу и поют:

                                                                        Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу..

                   (Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх.

                                                                       Прилетели две тетери,

                                                                     (Тетери залетают в круг)

         Поклевали  (Тетери клюют)

Улетели (Улетают)

Ш-ш-ш-ш   -

Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.  «Охотник» догоняет «тетерев».

«Васька - кот»

Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький,

Ходит Васька  кот.

(Дети идут по кругу вправо, Васька – влево.)

Сядет, умывается,

Лапкой умывается,

Песенки поет.

(Дети сужают круг, смотрят, как Васька умывается. С окончанием куплета расширяют круг.)

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька кот,

                                             Серых мышек ждет.(Дети идут вправо, кот – влево.)

Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.

 

«Круги»

Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:

Становись во кружок,

Отгадай, чей голосок.

До кого-нибудь коснись,

Отгадать поторопись.

Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.

Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.

«Золотые ворота»

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному). Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

 

«Водяной»

Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:

Водяной, водяной

Что сидишь ты под водой?

Выглянь на минуточку.

Посмотри хоть чуточку.

Мы пришли к тебе на час,

Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Водяной» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

«Удар по веревочке»

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

«Большой мяч»

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

«Зайки»

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста...

Картотека русских народных игр с мячом

Всё новое - это хорошо забытое старое.                                              ...

КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР.

Уважаемые коллеги! Когда вы работаете над темой "Патриотическое воспитание дошкольников", можете использовать данную картотеку. Скачивайте, распечатывайте и играйте. Можете предложить этот материал ро...

Картотека русских народных игр

картотека подвижных народных игр...

Картотека "Русских народных игр"

Русские народные  игрыСалки Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющи...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...

Картотека "Картотека русских народных игр Группа№ 9 (возраст 3-4 года)"

Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер). ...Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.Сущность человеческой игры пр...