Открытое занятие "Народная игрушка"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Винокурова Ксения Николаевна

Народная игрушка - своеобразный эталон русского искусства, и, как игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Испокон веков рукотворная игрушка передавала детям и взрослым радость, доброту и чувство юмора. Мудрость и интуиция мастера сделала народную игрушку современной на все времена. Народная кукла экологична, лаконична, благородна по форме, в меру наряднаи незатейлива. Народная кукла очень добрая, душевная, помогает ребенку вырасти душевно здоровым. В представленном открытом занятии дети учатся изготавливать народную куклу из деревянной ложки, а также знакомятся с  фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._folklor.zanyatie_-narodnaya_igrushka-.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого фольклорного занятия в средней группе

 «Народная игрушка»

Программное содержание:

Цели и задачи:                                                                                                                                          - закрепить у детей знания произведений малых фольклорных форм (потешек, пестушек, прибауток, колыбельных и др.);                                                                                                                                                  -  знакомить детей с русской традиционной игрушкой;                                                                             -  воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней;                                            -  развивать любовь к русским народным потешкам, пестушкам. прибауткам;                                          -  воспитывать коммуникативные навыки, стремление к сотрудничеству.

Материал:                                                                                                                                            Деревянные ложки, красивые платочки, плошки с маленькими ложками, русские традиционные игрушки, игрушка петушок.

Предварительная работа:                                                                                                                     - разучивание частушек, колыбельных песен, потешек, пестушек, прибауток, народных игр.

Методы и приёмы:                                                                                                                                    - сюрпризные моменты;                                                                                                                                - игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом; 

- применение выразительных средств речи;                                                                                        - использование музыкальной наглядности.

                                                                                                                                                    Оборудование: фонограммы частушек, колыбельных песен, фольклорных песен.

Структура занятия:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть – выявление опорных знаний, сообщение нового материала.
  3. Практическая часть
  4. Игровая, развлекательная часть, музыкальная часть.
  5. Итог  (чаепитие, обсуждение изготовленных кукол вместе с родителями)

Ход занятия:

              Дети, одетые в русские народные костюмы, заходят в русскую избу и садятся на лавочки вокруг стола. На столе, на подносе лежат платочки и ложки, деревянные игрушки.

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие! А мальчики у нас как ясные соколы! А девочки как аленькие цветочки! Расселись удобно? А гости наши хорошо ль устроились? Вот и хорошо! Сегодня хочу вам показать, как можно найти игрушку в предметах, которые нас окружают.

Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках, у  детей было столько же игрушек, как и у вас сейчас. Но игрушки эти были совсем другие, не такие, какими вы сейчас играете. Народные мастера изготавливали, вытачивали игрушки для детей из дерева, плели игрушки из соломы и свежей травы и даже делали игрушки-куклы из початок кукурузы. А  дети сами себе придумывали  игрушки.

Воспитатель поднимает платок с подноса, на котором стоят разные деревянные игрушки. Дети их рассматривают и играют с ними. Воспитатель предлагает им сделать самим себе игрушку.

Воспитатель: Вот у меня ложка и платок, я сейчас сделаю куколку.

Воспитатель берёт платок, раскладывает его на столе и заворачивает в него деревянную ложку с глазками. Просит детей тоже смастерить для себя куколку.

Воспитатель: Вот и получилась у нас куколка. Давайте каждый назовёт свою куколку именем, побаюкаем её и поиграем с ней.

Дети называют имена своих куколок и поют им колыбельную вместе с воспитателем   (Фонограмма 1):

          Баю-баю-баиньки,

Маленькие заиньки,

Катеньку качали.

Кате напевали:

Баю-баю! Баю-бай!

Спи малютка, засыпай!

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что наступило утро, встало солнышко, и мы нашу куколку будим:

Детка, Детонька, проснись!

Да с кроватки–то спустись!

Слышишь, крикнул петушок.                                                                                                  Золотой гребешок.

Дети пальчиками показывают петушка, воспитатель показывает игрушечного петушка и нараспев исполняет потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Кате спать не даёшь?

Как поёт петушок?

Дети: Ку-Ка-Ре-Ку!

Воспитатель:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, деточка!

Встань, моя дочурочка!

Потягушки, потянись.

Поскорей, скорей проснись!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться

Дети: Водичка, водичка!

          Умой моё личико!

          Чтобы глазки блестели!

          Чтобы щёчки краснели!

          Чтоб смеялся роток!

          Чтоб кусался зубок!

Воспитатель: Наша куколка проснулась, умылась и ей пора позавтракать. Сварим для неё кашку - малашку?

Дети: Да!

Дети берут плошки и ложки.

Воспитатель и дети:

Варись, варись, кашка,

Варись, варись, малашка,

Кашка, кашка,

Кашка – малашка.

Воспитатель:

Кашку мы сварили –

деток накормили.

Дети кормят куколку.

Воспитатель вместе с детьми читает потешки:

Эта ложечка за мамочку,

Эта ложечка за папочку,

Эта ложечка за дедушку,

Эта ложечка за бабушку,

Эта ложка за тебя!

Воспитатель:

Расти большой, вот такой!

Катя, Катя маленька.

Катенька удаленька.

Пройдись по дорожке,

Топни, Катя, ножкой.

Расти большой, вот такой!

Детка, детка маленька,

Маленька, удаленька.

Пройдись по дорожке,

Топни, детка, ножкой.

Воспитатель предлагает детям пойти погулять с куколкой и поиграть с ней. Погуляли с куколками, а нашим куколкам скучно стало, надо их повеселить, а как? Развеселой и задорной частушкой!

(Звучит фонограмма 2, дети поют частушки)

Проводится игра «Куколка и хоровод».

Воспитатель:

Вот присела на ворота

Говорливая сорока:

«Кра – кра –кра – кра,

Маленькому спать пора!»

В окна голуби взглянули

«Гули – гули – гули -  гули,

Надо маленькому спать,

Чтобы утро не проспать».

Надо положить наших куколок  в люльку и спеть колыбельную песенку, чтобы они быстрее уснули.

Воспитатель и дети исполняют колыбельную песню.           (Фонограмма 3)

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

Надо маленькому спать.

Чтобы утро не проспать.

Воспитатель: Наши куколки уснули. Давайте отойдём, не будем их будить. Вот какую игрушку можно сделать из простой ложки и платочка. На прощание хочу вас, гости дорогие, угостить сушками. Кушайте, на здоровье!

Воспитатель надевает сушки на пальчики детям, при этом приговаривает:

Этот пальчик  - дедушка, (на большой палец)

Этот пальчик - бабушка, (на указательный палец)

Этот пальчик – папа, (на средний палец)

Этот пальчик – мама, (на безымянный палец)

Этот пальчик – я!  Вот, и вся моя семья! (Дети сжимают и разжимают кулачки).            

Заключение: Что вам понравилось, ребята? Что вы нового узнали?

Дети благодарят хозяйку и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие " Игрушки"

Занятие по развитию речи для детей старшей группы на основе лексической темы "Игрушки"....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Конспект открытого занятия Игрушки 2 группа раннего возраста

Цель: Продолжать знакомить детей со стихами А.Барто. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность, рассказывать стихи вместе с воспитателем....

Конспект открытого НОД "Игрушки"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 76 г. Челябинска»ул. Котина, 50; конт. тел. 772-86-29, e-mail:  sadik.76@yandex.ru...