Анализ предметно-пространственной среды группы "Звездочки"
материал (старшая группа) на тему

Шаповалова Татьяна Анатольевна

Описание предметно-пространственной среды старшей группы "Звездочки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ предметно-пространственной среды в группе «Звездочки»

МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска.

Шаповалова Татьяна Анатольевна, воспитатель

   «Предметно – развивающая среда»  — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая среда нужна, для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.

Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Условия, созданные в группе, не только обеспечивают охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие, но и соответствуют специфике дошкольного возраста.

Предметно-пространственная среда группы:

Содержательно-насыщенная -  соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и содержанию образовательной программы МАДОУ ДСКН №1. Развивающие пособия в группе подобраны с учетом гендерного подхода, учитывающего интересы и потребности мальчиков (разнообразные конструкторы, игрушки, изображающие виды транспорта, рабочие инструменты, спортивные пособия и др.) и девочек (куклы, кроватки с постельным бельем, посуда, мебель, коляски, альбомы для рассматривания, книги). Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания, игровым и спортивным оборудованием. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря  обеспечивает:

-   игровую  деятельность

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами, игрушечными дикими и домашними животными т.д.

Мебель в игровой зоне функциональна, передвигается, что позволяет варьировать пространство зоны (мягкая мебель, игровая мебель).

В игровой зоне располагается театральный уголок и уголок ряжения, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В создании театра игрушек-самоделок(театр оригами) активное участие принимают сами дети и родители(пальчиковый и настольный театры); так же атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов костюмы) подобраны и изготовлены  родителями воспитанников группы; созданы фонотека сказок, картотека театрализованных игр и упражнений.

Рядом, для развития музыкальных способностей детей, формирования интереса к музыке, знакомства с музыкальными инструментами, расположен уголок музыкального развития. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. Так же создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы.

     Театральный и музыкальный уголки.                                      Тема «Профессии»

 

           Уголок ряженья                           Тема «Зимующие птицы»                      Тема «Профессии»

В игровой зоне располагается уголок ПДД, в котором есть всё необходимое для усвоения детьми правил дорожного движения: проезжая часть и перекресток, светофор, машинки; висят картинки по правилам дорожного движения, по безопасному поведению на дороге. В уголке имеются дорожные знаки, д/игры.

                           

-    познавательную деятельность

Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.

Учебная зона

                Тема «Зимующие птицы»                                             Тема «Профессии»

Для расширения возможности познать свой родной край и свою Родину, в группе создан центр патриотического воспитания, он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей  страны и города. Детям представлены фотографии и достопримечательности города, портрет президента, герб, флаг страны.

Книжный уголок представляет собой стеллаж с полкой для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются в зависимости от тематики недели.

Уголок речевого развития: имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, альбомы дошкольника «автоматизация звука», тетради для закрепления произношения звуков, игры «короткие истории», артикуляционная гимнастика, пособия на развитие речевого дыхания: «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Султанчики»; зеркала на каждого ребёнка для артикуляционной гимнастики и т.д.

               Тема «Зимующие птицы»                                            Тема «Профессии»

Уголок настольно-печатных и дидактических игр и математический уголок:

материал в этих уголках меняется по лексическим темам

                                  Математический уголок тема «Зимующие птицы»

                       Тема «Зимующие птицы»                                          Тема «Профессии»

-   исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами

-  Цель центра природного воспитания - обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры. Содержит: комнатные растения, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки. Дидактические игры экологической направленности; серии картин по временам года, животный и растительный мир, иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей, фруктов;  муляжи овощей и фруктов; наборы  «Домашние и дикие животные», «Насекомые» «Морские животные»; семена цветочных растений; иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растения; инвентарь для посадки семян и рассады;  календарь природы и погоды.

- Центр экспериментирования оснащен всем необходимым материалом для экспериментирования (лупа, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, песочные часы, пробирки, ёмкости для измерения, пересыпания, хранения, трубочки для продувания, волшебный мешочек, подносы, набор для экспериментирования с водой (плавающие и тонущие игрушки и предметы , губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла), набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки).

-  двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики

- В группе оборудован центр физкультурного воспитания для самостоятельной физической активности детей, уголок соответствует возрасту детей, достаточное количество оборудования, обеспечивает двигательную  активность детей в течение дня.                                                        

                                                                       

-  Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок  сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.

-  В центре конструирования находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, свободное пространство даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

Трансформируемая

В группе мебель и оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: диванчик, кресла, мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группах. Такая организация пространства дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Полифункциональная

Полифункциональность среды в группе дает каждому ребенку возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д.;

Предметы не обладают жестким креплением и пригодны для использования в разных видах детской активности

Вариативная

В группе имеются в наличии различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

            Уголок для сюжетно-ролевых игр                 С/р игра «Поликлиника». Тема « Профессии»

В пространстве группы используются переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазе, материал на познавательной стене, библиотека и книжная выставка.

Доступная

Воспитанники группы имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все групповое пространство доступно детям, они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

Безопасная.

Материалы и оборудование группы исправно,  все элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Поддержка индивидуальности и инициативы детей  происходит через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Предметно-пространственная среда группы организуется таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом, позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Целью уголка творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

В  нем имеется мольберт для рисования; образцы по декоративному рисованию в альбомах «Городецкая роспись», «Дымка», «Гжель», «Хохлома»; имеются жесткие шаблоны для обведения контуров, трафареты; папка поэтапного рисование( содержание которого меняется в зависимости от тематики недели); уголок оригами, в котором имеется все необходимое для конструирования в технике оригами(цветная бумага, схемы, книги), а так же место для выставки детских работ; различный материал для детского творчества(акварельные краски, гуашь, пластилин, кисточки, цветные карандаши восковые мелки, ножницы, цветная бумага, клей и т.д.). Здесь же имеется стена творчества для выставки детских работ.

 

                               Уголок творчества                                                       Уголок оригами

 

Тема «Зимующие птицы»

 

Тема «Профессии»

В приемной комнате организована выставка детского творчества для родителей (рисунков, поделок,).

         Тема недели «Зимующие птицы»                                     Тема недели «Профессии»

Аппликация «Доктор Айболит» Тема «Профессии»         Оригами «Снегири» Тема «Зимующие  

                                                                                                                           птицы»          

           В приемной группы размещены портреты детей и воспитателей, а также выставка детских работ. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям. Также же имеется дерево добрых дел для родителей воспитанников группы и папки –портфолио детей.

                                                                           

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда группы соответствует ФГОС ДО и ООП ДО МАДОУ ДСКН №1  и осуществляется творческий авторский подход в ее организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе

Анализ проведёный старшим воспитателем, содержит описание предметно-пространственной среды в первой младшей группе "Карапузы"...

Анализ предметно - пространственной развивающей среды.

Полное описание предметно - пространственной среду старшей группы детского сада....

Анализ предметно-пространственной развивающей среды.

Материал будет полезен воспитателям....

Анализ предметно — пространственной развивающей среды в группы

   В нашей группе предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям...

Анализ предметно - пространственной развивающей среды в группе.

разновазрастная группа "Дружилки" (5-7 лет)...

Анализ предметно-пространственной развивающей среды

В данном материале содержится информация по организации ППРС группы в соответствии с ФГОС ДО....