«Предметно-развивающая среда по ФГОС старшей группы «Светлячки» МБДОУ ЦРР №19 д/с «Василек» Авторы: Матвеева А.С., Семенова Е.С.
статья (старшая группа) по теме

Матвеева Анна Степановна

В данном работе, вы увидите предметно-развивающую среду по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предметно-развивающая среда по ФГОС старшей группы «Светлячки»

МБДОУ ЦРР №19 д/с «Василек»

Авторы: Семенова Елена Семеновна, Матвеева Анна Степановна
Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. 

Характеристика группы: 
В нашу группу ходят дети с младшей группы. На данный момент в старшей группе посещает 35 ребенка из них 21-девочек и 14-мальчиков.Группа-общеразвивающая. Детей с ограниченными возможностями здоровья   - нет.
а) безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ.
Создавая развивающую среду в старшей группе, мы, прежде всего, уделяли внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Мы старались, чтобы обстановка в нашей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. 
Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель,(мягкий уголок), что создает уютную атмосферу, а так же игрушки для детей. В работе с детьми мы используем не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка. 
б) реализация образовательных программ дошкольного образования.
МБДОУ ЦЦР №19 д/с «Василек» г. Якутска  работает по общеобразовательной программе «Детский сад 2100»  под редакцией Леонтьева А.А. и «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды. 
Создавая среду развития в группе, мы учитывали следующие параметры:
•содержательно-насыщенная,развивающая;
•трансформируемая;
•полифункциональная;
•вариативная;
•доступная;
•безопасная;
•здоровьесберегающая;
•эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе мы разделили на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
художественно- творческий уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, конструкторский, познавательно-речевой. 
в) Учет возрастных особенностей детей.
Дети  нашей  возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста. 


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»


Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Мы в своей группе постарались создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые .
Сюжетно-ролевые игры: Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника (Медцентр), Семья, Автомастеркая, «Стройка», «Автомастерская», «Слесарный уголок» «Гараж», «Инспектор ГИБДД», «Кухня», «Спальня»

Центр дежурства.


Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.


Центр безопасности.


Создавая развивающую среду в группе, немало внимания мы уделили созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры. 

УГОЛОК БЕЗОПАСНОСТИ

Оформление уголка пожарной безопасности в ДОУ – это жизнь и здоровье наших детей. Яркие наглядные пособия и интересные сюжеты, разыгрываемые с его помощью, поделки на тему, позволят детям осознать всю серьезность и опасность таящуюся рядом. 
«Уголок по ПДД»

Для обучения детей правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения на дороге сделан макет улицы, который удобно разместился на столе. Здесь же, в гаражах (на полках) представлен различный транспорт для игрового моделирования. Также детям предлагается сюжетно-ролевая игра «Инспектор ГИБДД» 

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

Вырастить из маленького ребёнка гражданина и патриота, любящего свою родину, поможет патриотический уголок в детском саду. 

ЯКУТСКИЙ УГОЛОК и РАЗНЫХ НАРОДОВ

  • Якутский уголок и разных народов поможет формировать у детей понятия единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
  • воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
  • знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями,
    песнями и танцами.
     


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК»

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.
Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста нами используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.

 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр


Имеются виды театров: настольный, на фланелеграфе. Также в группе имеется уголок. «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК


«Музыкальный уголок»


В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами , дидактические игры на развитие музыкального слуха.


«Центр творческой деятельности»
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«Познавательно0-развивающий уголок»

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер».Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор.  Игрушки для сенсорного развития детей: вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки и т.д. и т.п.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Библиотека.

В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.
 


Выводы: развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметно- пространственная среда соответствует новым требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...

Паспорт материально-технической оснащенности старшей группы "Светлячки". Авторы: МАтвеева А.С., Семенова Е.С. 2016-2017 уч.год

В данном материале, вы увидите материально-техническую оснащенность старшей группы "Светлячки"...

Планирование работы с родителями группы "Светлячки". Авторы: Матвеева А.С., Семенова Е.С.

В данном материале содержится план работы с родителями и отчет за 3 года...

Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник» Авторы: Матвеева А.С., Семенова Е.С

В данной программе, изложен перспективный план и отчет по кружковой работе "Природа и художник"...

Отчет по региональному компоненту группы "Светлячки". Авторы Матвеева А.С., Семенова Е.С.

В данном материале содержится краткий отчет по региональному компоненту...

Паспорт группы "Светлячки". Авторы: МАтвеева А.С., Семенова Е.С. 2016-2017 уч.год

В данном материале содержится материально-техническая оснащенность группы  "Светлячки" и статья "Предметно-развивающая среда по ФГОС"...

Отчет по региональному компоненту группы "Светлячки". Авторы Матвеева А.С., Семенова Е.С.

В данном материале содержится отчет по региональному компоненту группы "Светлячки"...