Курсовая работа
методическая разработка на тему

Бокова Татьяна Сергеевна

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_nov.doc143.5 КБ
Файл prilozhenie.docx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

Курсовая работа

 

Подготовила:

 воспитатель 1 квалификационной категории,

Бокова Т.С.

Саратов 2016 год

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты применения компьютерных игр в развитии дошкольников…………………………………………………………………7

1.1. Понятие «Компьютерная игра», как вид обучающих игр. Их значение для обучения и развития дошкольников……………………………………7

1.2. Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников……………………………………………………11

2. Практическое исследование возможности применения компьютерных игр при закреплении знаний о геометрических фигурах………………….17

2.1. Методика формирования и закрепления представлений о геометрических фигурах у дошкольников 4-5 лет…………………………17

2.2.Применение компьютерных игр для закрепления представлений дошкольников 4-5 лет о геометрических фигурах…………………………22

Заключение…………………………………………………………………….27

Список использованной литературы………………………………………29

Приложения:

Приложение 1. Результаты констатирующего эксперимента……………...33

Приложение 2. Перечень компьютерных игр, используемых в формирующем эксперименте…………………………………………...……34

Приложение 3. Результаты формирующего эксперимента………………...36

Введение

Дошкольное воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. Первоисточником знаний детей о действительности являются ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования представлений и понятий. Характер этих представлений их точность и полнота зависят от степени развития у детей сенсорных процессов. Многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математики. Они сталкиваются с различными свойствами предметов (цвет, форма, величина), их пространственным расположением.

Форма является важным свойством окружающих предметов, она получила свое обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Как видно, формирование представлений о форме занимает важное место в интеллектуальном развитии дошкольников.

В последнее время в связи введением в действие ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменилась форма и структура образовательной программы ДОУ. Актуальным является вопрос внедрения информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения.  

В настоящее время в связи с совершенствованием воспитания и обучения детей осуществляется поиск новых методов, средств обучения, причем таких, которые способствовали бы выявлению потенциальных возможностей каждого ребенка. Одним из таких средств являются компьютерные игры. В настоящее время я акцентирую свое внимание на внедрении ИКТ в процесс математического развития своих дошколят.

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свои мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»[1] гласит изречение А. Маркушевича 

В непосредственной образовательной деятельности я использую следующие формы обучения:

-мультимедийные презентации;

-компьютерные игры;

-развивающие компьютерные программы;

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения математике.

Они открывают новые возможности использования педагогических приемов в развитии логического мышления:

1. Подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка;

2. Делать “видимыми” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.

3. Посмотреть на работу воспитателя с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и умениями.

Компьютерная игра для ребенка почти всегда  удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Игра была важна для развития ребенка с незапамятных времен. Игры современного ребенка отличаются большим разнообразием. Современные дети нуждаются в не только в традиционных, дидактических и ролевых, но  и компьютерных играх. Всегда основным мотивом игры ребенка является его желание действовать и жить, как взрослые. Но поскольку он из-за своих ограниченных возрастом возможностей не способен еще водить машину, управлять самолетом, лечить больных, ребенок реализует себя в игре. В игре все возможно. Как отмечал А.Н.Леонтьев цель ребенка в игре не выиграть, а играть, его интересует не столько результат, сколько сам процесс игры.

Проблемой влияния компьютерных игр на развитие дошкольников в нашей стране занимались многие психологи и педагоги, среди них ученые и специалисты центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца, С.Л.Новоселова, Г.П.Петку, И.Ю.Пашелите и другие.

Использование компьютерных игр в качестве помощника в формировании элементарных математических представлений, в частности по закреплению знаний о геометрических фигурах, как показывают исследования, способствует повышению интереса к учебе, ее эффективности и развивает ребенка всесторонне.

 Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. [19, с.-3]

При каких педагогических условиях возможно применение компьютерных игр для закрепления представлений воспитанников 4-5 лет о геометрических фигурах? Какова роль компьютерных игр при закреплении представлений о геометрических фигурах? Поиск ответа на эти и другие  вопросы, важность изложенной проблемы послужили основанием для выбора темы данной курсовой работы.

Объектом исследования данной работы выступает процесс закрепления представлений дошкольников 4-5 лет о геометрических фигурах

Предмет исследования: возможность использования компьютерных игр в процессе закрепления представлений дошкольников 4-5 лет о геометрических фигурах.

Цель работы: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования компьютерных игр для закрепления представлений дошкольников 4-5 лет о геометрических фигурах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования

2. Уточнить место и роль компьютерных игр для закрепления представлений дошкольников 4-5 лет о геометрических фигурах.

3. Изучить методику формирования,  а затем закрепления представлений о геометрических фигурах у дошкольников 4-5 лет

4. Разработать конспект НОД с применением компьютерной игры на закрепление представлений о геометрических фигурах у дошкольников 4-5 лет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1.Понятие «Компьютерная игра», как вид обучающих игр дошкольников

        Процесс воспитания и образования детей должен быть подчинен конкретным целям. Педагогу или родителю необходимо четко представлять результат, который он хочет получить в ходе этого процесса, отбирать и применять конкретные средства и методы соответственно поставленной цели. Сейчас основной задачей образования и воспитания становится формирование личности ребенка. Наиболее подходящим является период дошкольного возраста, т.к. именно в это время происходит формирование основных свойств личности. Самой естественной и доступной формой познания в этом возрасте является игра.  [28.с.-11].    

          Игра, как особый вид деятельности, представляет собой процесс, суть которого можно обозначить как отображение и преображение действительности, в ходе которого происходит усвоение общественного опыта, отработка умений и становление навыков. [46.c.- 34].

              Компьютерная игра - это компьютерная программа, направлена на организацию этого процесса. Существует огромное множество компьютерных игр, основную разновидность, пожалуй, представляют развлекательные игры различных вариантов. В случае же организации процесса воспитания и образования дошкольников используются компьютерные игры, не просто направленные на игровую деятельность, а являющиеся средством образования и воспитания, представленным в игровой форме. Это развивающие и обучающие компьютерные игры. Важное значение имеет то, что развивающие и обучающие компьютерные игры не только эмоционально привлекательны для детей, но и содержательны, а значит,  их можно подчинить педагогическим целям. Правильное их применение позволяет скорректировать развитие ребенка, сделать процесс усвоения знаний более успешным.  Нужно понимать, что компьютерные игры должны являться лишь дополнением основных видов деятельности детей, а не замещать их. Кроме того, представляя собой наглядно-символический тип информации, они отвечают особенностям познавательных процессов дошкольников, т.к. у них преобладает наглядно-образный тип мышления, но, не смотря на это, следует соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному. [27.c.-42-46]. Также важно подбирать такие игры соответственно возрасту и общему развитию. Вот здесь как раз и проявляется замечательная возможность реализации индивидуального подхода к обучению. Ведь квалифицированный педагог, да и просто внимательный родитель, с легкостью может подобрать компьютерные игры, соответствующие индивидуальным особенностям и потребностям ребенка. Однако, роль взрослого не может ограничиваться подбором подходящих программ, игровая деятельность ребенка за компьютером должна осуществляться во взаимодействии с педагогом или родителем, особенно на начальном этапе. Возможность взрослого легко контролировать, направлять и корректировать процесс игры - ценное качество компьютерных игровых программ. Уникальным свойством компьютерных игр является возможность при их помощи моделировать такие проблемы и ситуации, которые нельзя наблюдать в повседневной жизни.[11.c.-34].

Рассмотрим подробнее обучающие компьютерные игры. Обучающие компьютерные игры - это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, основной целью которого является усвоение ребенком конкретного образовательного материала. В них также заложены второстепенные цели, направленные на общее развитие дошкольника. [38.c.-21].

Основой таких игр всегда выступает определенная задача, нацеленная на получения конкретного результата в виде усвоенных знаний и умений. Основная особенность заключается в том, что обучающие игры требуют многократного повторения, т.к. целью игры является не просто узнавание нового, а формирование знаний, умений, навыков. Однако, в них также важно наличие развивающего потенциала, заключающегося в подборе материала, соответственно «уровню ближайшего развития». Обучающие компьютерные игры можно разделить на категории по типу решаемых задач. Это могут быть игры, содержащие одну конкретную задачу (фонематическая игра «Капельки», на умение различать гласные и согласные звуки), или целый блок различных обучающих заданий, объединенный общей темой («Город букв» - представляет собой блок заданий на запоминание букв русского алфавита) или представленный различными предметными задачами («Лунтик готовится к школе» - содержит задания по математике и русскому языку). В целом можно выделить:

- игры, направленные на освоение компьютера. Например, начальные представления о языке программирования ребенок может усвоить, играя в «ЛогоЧерепашки».

- математические игры. Это различные игры с числами от простого узнавания цифр или определения количества предметов до выполнения математических действий; игры на формирование начальных математических представлений (понятия больше-меньше-равно, геометрические фигуры и т.д.).

- игры на освоение элементарных структур русского языка. Сюда можно отнести игры на запоминание букв, фонематические упражнения, игры на изучение структуры слова, тренажеры для обучения чтению, различные прописи-раскраски (особенно широко представленные программы для планшетного компьютера).

- игры для изучения иностранных языков.

- игры на изучение окружающего мира. Это дидактические игры на запоминание цветов, животных и их детенышей, игры из серии «кто что ест» и «кто где живет», знакомство с днями недели, временами года, временем суток, с категориями транспорт, профессии, фрукты, овощи, целое и его части.[37.c.-67-70].

Таким образом, можно сделать вывод, что при разумном подходе и соблюдении необходимых условий, компьютерные игры являются эффективным дополнительным средством формирования предметных знаний и умений, а также социально-значимых личностных качеств детей дошкольного возраста. При этом негативное влияние компьютера при грамотной организации процесса можно свести к минимуму. Основное же положительное значение компьютерных игр заключается в богатых, разнообразных условиях игровой деятельности, которые позволяют достичь образовательных целей наиболее эффективным и привлекательным для детей способом.

1.2. Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников

Компьютерные технологии проникают во все сферы жизни современного общества, в том числе в дошкольные образовательные учреждения. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях доказывают возможность и целесообразность его применения в обучении детей, показывают особую роль компьютера в развитии интеллекта, креативности и личности ребенка в целом (С.Л.Новоселова, С.Пейперт, Г.Петку, Б.Хантер и др.).

В рамках целостного подхода к развитию личности дошкольника одной из основных задач современной педагогики является формирование информационных качеств личности, информационной культуры. В решении этих задач могут помочь развивающие и обучающие компьютерные игры[35.c.-121].
Основная задача использования компьютерной игры – подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.

Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применен в США в Массачусетском технологическом институте, в 1971 году.

В применении информационных компьютерных технологий в образовательной среде дошкольных учреждений Россия идет в ногу с наиболее развитыми странами.

Информатизация дошкольного образования в нашей стране началась с середины 80-х годов прошлого столетия[12.c.-13].

К моменту открытия первого детского сада, оснащенного компьютерами, уже существовал определенный научный задел.

Академия педагогических наук СССР утвердила направление исследований "Психолого–педагогические основы использования компьютерных игровых программ в системе дидактики детского сада" (научный руководитель направления – кандидат психологических наук С.Л.Новоселова). Основные положения направления легли в основу разработки научных основ информатизации дошкольного образования.

В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно – игровой комплекс в детском саду. Начались комплексные научные исследования. Результаты экспериментов анализировались и учитывались в дальнейших исследованиях и разработках.

У истоков этой работы стояли ученые и специалисты Центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца, МГУ им. Ломоносова, Психологического института РАО, ЦНИИ "Электроника", и других организаций, которые в 1990 году объединились в независимую Ассоциацию "Компьютер и детство".

Первоначальный этап исследований был связан с разработкой подходов к пониманию места компьютера в ряду других развивающих средств дошкольной дидактики[32.c.65-71].

Было признано целесообразным в информатизации дошкольного образования идти от деятельности к информатике, так как даже самые упрощенные сведения о принципах программирования в условиях перегрузки детей занятиями, изживания в детских садах игры приведут к утрате связи познавательного интереса детей с их реальной повседневной деятельностью.

Информатика должна входить в жизнь ребенка через его игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности. Компьютер – развивающее средство самостоятельной деятельности ребенка. Компьютерные игры не заменяют обычных; компьютерные игрушки не заменяют "предметных" игрушек. Применение компьютерных игр и игрушек опирается на способность детей – замещать в игре одни предметы другими[30.c.6-13].

В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в процессе игры.

Исследования С.Л.Новоселовой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Эта особенность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на мониторе, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы[33.c.-56].

Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Великобритании, Франции.

В США существует ряд моделей обучения детей дома и в школе с применением компьютеров. Исследования показали, что дети, обучающиеся в группах компьютерного обучения, достигли больших успехов по сравнению с теми, кто не использует компьютер.

В США действовала программа "Дети и массовая культура". Главный вывод по этой программе – в получении знаний определяющее значение имеют игры, в том числе и компьютерные. Авторы указывают на необходимость внедрения в практику детских садов компьютеров.[41.c.-121].

Исследования, проведенные в Великобритании, свидетельствуют о расширении сфер использования компьютера в образовании и воспитании детей, огромной популярности компьютерных игр. Был проведен опрос, в котором, по мнению 82% опрошенных, современные дети обладают более обширным багажом знаний, чем предыдущие поколения, именно благодаря тем возможностям в образовании, которые открывает компьютер. Компьютерные игры характеризуются как увлекательные и новаторские. 34% опрошенных указывают на то, что компьютер помогает в образовании и воспитании детей.

По мнению французских специалистов, компьютерные игры учат детей логически мыслить, развивают словарный запас, расширяют кругозор. Среди обучающих программ, используемых в работе дошкольных учреждений Франции, есть такие, которые помогают детям осваивать буквы, распознавать их в словах. Авторы программ руководствуются принципом "обучать развлекая". [12.c.-178].

Отечественная наука и практика также располагают интересным опытом разработки и применения компьютерных программ в работе с дошкольниками.

Первый опыт применения компьютера в детском саду в Советском Союзе связан с г. Шяуляй (Литва). В подготовительных группах был оборудован компьютерный класс. Специально для дошкольников были разработаны учебные программы, направленные на закрепление и уточнение знаний по математике, и обучению грамоте. Немного раньше в Новосибирске компьютер применялся в подготовительных классах с целью обучения математике, грамоте, формирования элементов компьютерной грамотности.

В обоих случаях педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире.

Результаты исследований и практический опыт обсуждались на первом Всесоюзном семинаре "Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания" (Москва, 1989), а также на последующих семинарах в г. Сочи (1990) и в подмосковном Лесном городке (1992), что позволило перейти к широкому внедрению компьютеров в детских садах повсеместно в России и СНГ.

В 1991 году в России началась реализация проекта "Пилотный детский сад". Целью этого проекта было получение комплекса наукоемких программно-методических средств для современных компьютеров, адресованных детям 4-7 лет и охватывающих все разделы дошкольного воспитания. Программа проекта отмечала необходимость установления преемственности в развивающем использовании компьютеров в детском саду и школе. [32.c.-65-71]

Ассоциация "Компьютер и детство" создала десятки развивающих программ, направленных на развитие режиссерских игр, конструирования, комбинаторских способностей мышления, элементарных математических представлений, ориентации в пространстве, на знакомство с закономерностями природных явлений.

Составлением игровых программ для дошкольников занимаются педагоги, психологи, программисты.

До недавнего времени возможности освоения дошкольниками компьютерных средств не были представлены ни в одной программе.

В 1994 году Московский комитет образования утвердил программу "Столичное образование", разработанную совместно Департаментом образования г. Москвы, МГПУ, НИИ развития образования, в которой поднял проблему информатизации дошкольного уровня образования, создания предметной развивающей среды детства.

Значение компьютерных средств в развитии современного дошкольника нашло отражение в программе "Истоки" (1995 год), созданной учеными Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца. В ней указывается, что компьютер – специфическое "интеллектуальное орудие" человека, позволяющее решать задачи деятельности на новом информационном уровне. Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника раскрывает значение компьютерных средств в развитии современного дошкольника, а в тексте программы приводится компьютерный факультатив, определяющий возможности дошкольника 5-7 лет в области освоения компьютерных средств деятельности, ставятся педагогические задачи работы в компьютерно-игровом комплексе, педагогические условия этой работы, приводятся рекомендации, учитывающие санитарно-гигиенические нормы применения персональных компьютеров в образовательной практике детского сада. Компьютерные средства рассматриваются в единстве с предметными игровыми условиями развития детской деятельности. [34.c.73-76].

Российские ученые ( Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова и др.) провели большую работу по применению новых информационных технологий в дошкольных учреждениях[35.c.-145]. Но остается еще много проблем в информатизации дошкольного образования, решение которых приоритетная задача для образования и общества.

Отечественный и зарубежный опыт применения игровых развивающих и обучающих компьютерных программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом использованы в практике дошкольного образования в качестве комплексного средства воспитания и обучения[35.c.-321].

Разделяя точку зрения многих исследователей, мы считаем основным аспектом использования компьютера в дошкольном учреждении, всестороннее развитие ребенка, формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ПРИ ЗАКРЕПЛЕНИИ ЗНАНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

2.1. Методика формирования и закрепления представлений о геометрических фигурах у дошкольников 4-5 лет

Ознакомление детей с геометрическими фигурами можно осуществлять разными путями.

Во-первых, с позиции сенсорного развития, которая заключается в том, что дети учатся обследовать геометрические фигуры, предметы с помощью различных анализаторов (зрительного, двигательного, осязательного), при этом развиваются восприятие, наблюдательность, глазомер.

Во-вторых, с позиции геометрии, когда дети познают особенности, свойства фигур, знакомятся с понятием «угол», «вершина», «сторона», учатся их показывать, сравнивать, строить, находить внешнюю и внутреннюю области, определять взаимное расположение, область пересечения, и тем самым выходят на понятийный уровень представлений о геометрических фигурах. Третий подход заключается в использовании теории Ф.Фребеля, который рекомендовал знакомить детей с геометрическими фигурами через проекции геометрических тел на плоскость, т.е. через познание объемных форм идти к  познанию плоскостных: шар – круг; куб – квадрат; конус – круг, треугольник; параллелепипед – прямоугольник, квадрат и т.д. Исследуя особенности восприятия геометрических фигур детьми А.А. Столяр приходит к вводу, что геометрическое мышление" вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии "геометрических знаний" у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и, различая между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами.

Поэтому обучение следует организовать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.  [6.c.-2].

С.Л. Рубинштейн считал, что аналитическое восприятие геометрической фигуры, умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего более углубленного познания структурных ее элементов.

Геометрический материал не выделен в программе в виде отдельной темы. Он изучается небольшими порциями. Также геометрический материал используется часто в качестве средств наглядности при рассмотрении некоторых вопросов, а также как средство применения знаний. При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства выявляются экспериментальным путем. Отсюда особенности организации деятельности детей, подбор методов: большое место должны занимать практические методы и наглядные (упражнения и практические работы), также необходимо организовать моделирование детьми изучаемых фигур.

Формирование представления о геометрических фигурах происходит постепенно и проходит ряд этапов:

- инструктивный уровень формирования представлений;

- формирование представлений о геометрических фигурах с выделением существенных признаков (признаков отражающих суть данной фигуры);

- задания, в которых геометрические фигуры и их элементы являются объектами для пересчитывания (также ведется работа и по усвоению необходимой терминологии, формируются умения узнавать и различать геометрические фигуры);

- задания на классификацию фигур;

- на деление фигур на части и на составление одних геометрических фигур из других;

- на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

- задания, связанные с формированием элементарных навыков и умений.

Формированию представления о геометрических фигурах способствует организация работы с моделями геометрических фигур. Моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина. Также выполнение простейших заданий на построение геометрических фигур, выполняются по образцу.

Для реализации программных задач в качестве дидактического материала во второй младшей группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название. Первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т. п.). На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры.
В средней группе развиваются представления об объемных телах – шаре, кубе, цилиндре и закрепляются представления о плоских фигурах – круге, квадрате, треугольнике. Дети учатся выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа. Также дети знакомятся с прямоугольником, сравнивают его с другими фигурами. У детей пятого года жизни нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.
С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными: прямоугольник с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом, куб с квадратом, а затем с шаром, цилиндр с прямоугольником и кругом, а затем с шаром и кубом. [42.c.46-52]

Образовательные программы для детей дошкольного возраста выделяют следующие задачи образовательной деятельности по формированию геометрических представлений:

5 год жизни:

1. Познакомить с прямоугольником, овалом, цилиндром.

2. Учить выделять основные свойства геометрических фигур: наличие углов, вершин, сторон, их количество, соотношение, направление линий.

3. Учить анализировать форму предметов, состоящих из 2-3 частей.

4. Учить решать логические задачи на основе сравнения геометрических фигур

по одному – двум признакам.

5. Учить обобщать геометрические фигуры по форме.

  Выделяют следующие направления образовательной работы:

· знакомство с моделями геометрических фигур, их называние, узнавание, обследование, выделение в рисунках, чертежах;

· сравнение форм предметов с геом. фигурами как эталонами предметной формы

· выделение элементов и свойств геометрических фигур, сравнение по этим свойствам;

· выполнение упражнений на геометрические преобразования: деление фигур, составление фигур, определение взаимного расположения фигур, их объединение, пересечение;

· решение логических задач геометрического характера.

       Таким образом, в любой программе ознакомление с формой и геометрическими фигурами ведется постепенно, с усложнением, вводом на каждом этапе новых фигур. Развиваются умения анализировать, сравнивать, моделировать, формируется пространственное мышление.

2.2.Эффективность применения компьютерных игр для закрепления представлений дошкольников 4-5 лет о геометрических фигурах.

Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую на занятиях 1 раз в неделю. Занятие состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических представлений.

Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю компьютерные игры. При закреплении материала о геометрических фигурах их  основное назначение – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества геометрических фигур. Компьютерную игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Компьютерные игры провожу со всей группой одновременно, при этом кого-то из детей назначаю ведущим в игре, а остальные его помощниками. Время, отведенное для компьютерных игр,  не превышает 10 минут. Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Правила игры теперь объясняются до ее начала. Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как и в младшей группе.

Для оценки эффективности использования компьютерных игр для закрепления представлений о геометрических фигурах было проведено исследование с детьми  4 – 5 лет. В исследовании принимали участие две средние группы МДОУ «Детский сад № 213 », в эксперименте участвовало по десять человек из каждой группы. Дети были условно разделены на контрольную и экспериментальную группы. С целью выявления уровня развития каждого ребёнка проводился констатирующий эксперимент. В констатирующем эксперименте, работа проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Детям предлагались следующие задания:

1.Узнать и назвать геометрические фигуры.

Детям последовательно показывались геометрические фигуры и просили их назвать. Вначале показывались плоскостные геометрические фигуры:

- круг

-квадрат

-прямоугольник

-треугольник

Дети называли те фигуры, которые они узнавали и знали в процессе показа.

Затем показывались объемные геометрические фигуры:

- шар

- куб

- овал

2. Игра «Какой формы?»

Материал: набор карточек с изображением геометрических форм.

Воспитатель называет какой – либо предмет окружающей обстановки, а ребёнок указывает на  карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета.

3. Игра «Почини коврик».

Материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков.

Задание: найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и «починить» (наложить) её на дырку.

Полученные в констатирующем эксперименте данные отражены в Приложении 1, таблице 1.

Констатирующий эксперимент показал, что к началу обучения уровень развития детей обеих групп был примерно одинаковым. 50% детей контрольной группы знают и называют такие плоскостные фигуры, как круг, квадрат, треугольник, а в экспериментальной группе 40% детей эти фигуры узнают, но не называют правильно. 40% детей контрольной группы знают и называют прямоугольник. А в экспериментальной группе 30% детей эту фигуру узнают, но не называют правильно. 30% детей контрольной и экспериментальной  групп узнают, но не называют правильно объемные фигуры: шар, куб, овал. Многие дети и контрольной и экспериментальной групп затруднялись при подборе соответствующей карточки с изображенной на ней геометрической фигурой  к определенному предмету. Не могли объяснить, почему данная геометрическая фигура является эталоном для этого предмета. С этим заданием справились всего 30 % детей обеих групп.

40% детей контрольной и экспериментальной  групп  справились с заданием игры «Почини коврик».

Все вышеизложенное определило дальнейшую поисковую работу в области, которая изложена  в формирующем эксперименте. С контрольной группой НОД велась по программе В.П.Новиковой     «Математика в детском саду» 4-5 лет. Конспекты занятий.   Москва «Мозаика - Синтез» 2005  г. А  экспериментальная группа принимала участие в формирующем эксперименте.

Формирующий эксперимент предполагал не только проведение занятий по той же программе В.П.Новиковой     «Математика в детском саду» 4-5 лет. Конспекты занятий.   Москва «Мозаика - Синтез» 2005  г, но и   подбор компьютерных игр с использованием  заданий, связанных с геометрическими фигурами  для детей среднего дошкольного возраста, их использование не только при организации непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП, но и на других интегрированных занятиях. Компьютерные игры, использованные при организации НОД, представлены в Приложении 2, Таблица 2.

   Контрольный эксперимент был проведён по той же методике,  что и констатирующий, целью которого было выявление успешности обучения математическим представлениям по разработанной системе.

Полученные данные представлены в Приложении 3 таблица 3.

Как видно из таблицы 1, в процессе использования компьютерных  игр у детей формировались определенные знания: в начале в среднем всего 34% детей экспериментальной группы различали и называли геометрические фигуры, а в конце после использования компьютерных  игр "Составные картинки", "Почини одеяло", "Посмотри вокруг" уже 90% детей. Если в начале обучения всего 30% детей экспериментальной группы находили определенную форму предметов в окружающей обстановке, то в конце после проведения компьютерных игр "Посмотри вокруг" уже 90% детей.

В начале обучения всего 32% детей экспериментальной группы умели находить и использовать нужную форму, а в конце после проведения компьютерной  игры "Почини одеяло", уже 100% детей.

Как показывают данные таблицы, 90% детей экспериментальной группы узнают и называют геометрические фигуры, а в контрольной группе знания о геометрических фигурах повысились, но не в значительной степени (в среднем 66%). Умели находить предметы различной формы в окружающей обстановке 90% детей экспериментальной группы, в контрольной группе эти умения составляют 60%. Также после проведения обучения 100% детей экспериментальной группы умели находить и использовать нужную форму, а в контрольной группе эти умения составляют 70%.

Таким образом, в процессе систематической работы в формирующем эксперименте, у детей формируются прочные и обширные знания о геометрических фигурах и форме предмета, обеспечивается точность узнавания фигур, правильность воспроизведения фигуры. Формирующий эксперимент показал, что при использовании компьютерных игр в процессе обучения, у детей лучше формируются необходимые знания и представления о геометрических фигурах и форме предмета.

Заключение

         

            В настоящее время остается много проблем в вопросе применения компьютерных игр в развитии дошкольников, но все большее количество дошкольных учреждений стремится к внедрению компьютерных технологий в свою работу.

Первоначальные основы развития личности закладываются в дошкольном детстве. В связи с этим усиливается значение воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения, направленной на развитие самостоятельности и активности детей в различных видах деятельности, активизацию творческих проявлений дошкольников.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в дошкольной педагогике накоплен определенный опыт по применению компьютерных игр в образовательной работе дошкольных учреждений.

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных использованию компьютерных игр в работе с детьми дошкольного возраста (Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Г.П.Петку) указывается на то, что специфика компьютерных игр позволяет рассматривать их как особое средство развития детей.

Дошкольники овладевают всеми знаниями о геометрических фигурах и форме предметов, но в процессе поэтапно организованной работы.

 Предложенные нами компьютерные игры позволяют сделать процесс обучения более занимательным, управляемым. В условиях целенаправленного поэтапного формирования у детей глубже, устойчивее складываются представления о геометрических фигурах и форме предмета. Использование компьютерных игр приводит к позитивным результатам.

По результатам нашего исследования компьютерная игра является эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Педагогам можно рекомендовать включать компьютерные игры в процесс НОД. Организовывать и проводить вместе с детьми компьютерные игры в процессе самостоятельной деятельности детей. Включать в процесс обучения компьютерные игры, направленные на:

- узнавание и называние геометрических фигур. Типа "Какая фигура";

- нахождение предметов различной формы. Типа "Похож не похож", "Подбери по форме".

- понимание значения слова "эталон". Типа "Подбери фигуру";

- составление фигур из геометрических фигур. Типа "Танграм" и др.

Список использованной литературы

1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. – М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. – 640 с.: ил.

2. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. – М.: Айрис Пресс, 2007. – 128 с.

3. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // www.vopsyl.ru

4. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду. // Информатика. – 2001. – №18. – С.16-17.

5. Вальчук Н. Компьютерная программа "Грамотей". // Обруч. – 2005. – №4.

6.М.Габова «Знакомство детей с геометрическими фигурами», журнал «Дошкольное воспитание» .№ 9, 2000 год.

7. Горвиц Ю.М. Зачем малышам компьютер?// Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.126-130.

8. Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников. // Информатика и образование. – 1990. – №4. – С.100-106.

9. Горвиц Ю.М., Поздняк Л.В. Кому работать с компьютерами в детском саду. //Дошкольное воспитание. – 1997. – №5. – С.92-95.

10. Гушлевская Г.С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения. // Детский сад от А до Я. – 2003. – №1.

11. Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л.А.Леоновой. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "Модэк", 2004. – 64 с.

12.Загвязинский В.И. Теория обучения : современная интерпритация : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.

13. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. // Информатика и образование. – 1999. – №6. – С.94-102.

14. Зеленская В.А. Компьютер для дошкольников. // Управление ДОУ. – 2008. -№6. – С.74-79.

15. Зыкина О.В. Компьютер для детей. – М.: Эксмо, 2008. – 112 с.

16. Ивакина И. О-Э. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх. //Дошкольное воспитание. – 1995 – №12. – С.28-30.

17. Ивакина И.О-Э. Компьютерные игры – индивидуализированное средство развития творческой активности детей: Автореф. дис…канд. пед. наук/МПГУ. – М., 1996. – 16 с.

18. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.

19. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор. [Электронный ресурс] / И. Калаш. - Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - Россия, -2011.

20. Коган И.Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. – М.: Педагогика, 1999. – 64 с.

21. Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр. // Детский сад и семья. – 2002. – №5.

22. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. // Дошкольное воспитание. – 1998. – №12.

23. Кукушкина О. Компьютерная программа "Лента времени". // Дошкольное воспитание. – 2007. – №12.

24.Маркушевич А.И. О книжных редкостях. Москва, «Книга», 1989.

25. Моторин В.В. Воспитательные возможности компьютерных игр. // Дошкольное воспитание. – 2000. – №11. – С.53-57

26. Моторин В.В. Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером. // Детский сад от А до Я. – 2004. – №2.

27. Моторин В.В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №12. – С.42-46.

28. Мухортова А.В. Формирование информационной культуры дошкольника. //Начальная школа плюс до и после. – 2003. – №10.

29. Никитина М.В. Ребенок за компьютером. – М.: Эксмо, 2006. – 287 с.

30. Новоселова С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? //Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.6-13.

31. Новоселова С.Л. Компьютер в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1989. – №10. – С.53-55.

32. Новоселова С.Л., Парамонова Л.А. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве. // Дошкольное воспитание. – 1998. – №9. – С.65-71.

33. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.

34. Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашелите И. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. – 1989. – №9. – С.73-76.

35. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / под ред. Ю.М.Горвица. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.

36. Об информатизации системы дошкольного образования в России. Письмо Министерство Образования РФ № 753/23-16 от 25.05.2001 г.

37. Осипова Т.Г. Компьютерные программы для детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.149-161.

38.Панина С. Развивающие компьютерные игры для детей // Сайт "Московская Мама» - 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosmama.ru

39. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. // Дошкольное воспитание – 2000 – №8. – С.60-62.

40. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. // Дошкольное воспитание – 2000 – №4.

41. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Электронный ресурс] / И. В. Роберт. - Эл. изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.-398с.

42.Рыжов В.Н. Математическое развитие дошкольников: Курс лекций для студентов, обучающихся по направлению– Педагогическое образование, профиль – математическое образование. – Саратов, 2014. – 59 с.

43. Софронова С.В., Акпулатова С.А. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников.[Электронный ресурс] / С.В. Софронова. - Прикладная информатика. Litres, 2014.

44. Степанова М.И Приобщение детей к компьютеру. //Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2006. – №12.

45. Сурова О.А. Что могут дать детям компьютерные игры? // Управление ДОУ. – 2009. – №8. – С.55-59.

46. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 192 с.

47. Хазиева Наталья Юрьевна. Компьютерные игры в дошкольном учреждении// Сайт Фестиваль педагогических идей: открытый урок. [Электронный ресурс]. URL:  http://festival.1september.ru/articles/524179/


[1] Маркушевич А.И. О книжных редкостях. Москва, «Книга», 1989. C- 23


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Влияние дидактических игр на развитие цветоощущения детей.

СОДЕРЖАНИЕ: ВведениеАктуальностьЦельЗадачиТеория Задачи дидактических игрТребование к дидактическому материалуВажность использования правил в игреВыводФормы организацииКлассификацияВыводСистема работы...

Курсовая работа.

Развитие памяти дошкольника...

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

КУРСОВАЯ РАБОТА «Система методической работы с кадрами»

План.Введение      1.Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.            1.1 Цели и задачи...

КУРСОВАЯ РАБОТА Система работы по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей и подготовительной группе ДОУ для детей с ОНР

В настоящее время  количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. Это происходит из-за роста патологий беременности и родов, общей соматической ослабленности детей, из-за неблагоприятных ...