Опросник «Готовность родителей к обучению детей» (ГРОД) (Автор И.А.Хоменко)
материал (подготовительная группа) на тему

Салахутдинова Наиля Риковна

Просим Вас искренне ответить на наши вопросы. Это поможет нам выявить трудности, которые могут возникнуть у Вас в процессе обучения  Вашего ребенка в школе.

В каждой строчке Вам необходимо отметить баллы, которые в наибольшей степени соответствуют развитию у Вас того или иного умения.

(1 балл – умение развито минимально, 10 баллов – умение развито максимально) Подсчитывать баллы НЕ НУЖНО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oprosnik.docx46.88 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник «Готовность родителей к обучению детей» (ГРОД)

(Автор И.А.Хоменко)

Уважаемый родитель!

Просим Вас искренне ответить на наши вопросы. Это поможет нам выявить трудности, которые могут возникнуть у Вас в процессе обучения  Вашего ребенка в школе.

В каждой строчке Вам необходимо отметить баллы, которые в наибольшей степени соответствуют развитию у Вас того или иного умения.

(1 балл – умение развито минимально, 10 баллов – умение развито максимально) Подсчитывать баллы НЕ НУЖНО

А-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

№№

Критерий

Баллы

Скажите пожалуйста,  насколько хорошо Вы:

Знаете психологические законы обучения и развития человека (особенности адаптации)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Знаете свои психологические особенности (тип темперамента, уровень тревожности, уровень саморегуляции, комплексы, установки, амбиции и т.д.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Знаете стиль общения со своим ребенком

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Знаете психологические особенности своего ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Умеете определить наличие психологической проблемы у своего ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько хорошо Вы владеете:

 

Методами релаксации и саморегуляции

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Способами установления контакта с ребенком

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Способами мотивации ребенка к обучению

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Методами решения конфликтных ситуаций с ребенком и учителем

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Методами самообразования

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Итого баллов:

Б-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Насколько хорошо Вы знаете:

 

В чем заключается Ваша роль в образовании и развитии  ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Свои ожидания от ребенка и системы образования

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Свои жизненные ценности и приоритеты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Образовательные цели своего ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Критерии поиска и выбора школы (или центра развития ребенка) и учителя (педагога, репетитора)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Специфику разных образовательных программ и педагогических систем (Занков; Эльконин-Давыдов  т.д.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Требования школы (учебные материалы и инструменты, режим, внешний вид ребенка и т.д.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Критерии готовности ребенка к систематическому обучению

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Уровень готовности других членов семьи к обучению вашего ребенка в школе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько хорошо Вы умеете:

 

Самостоятельно подготовить ребенка к обучению в школе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Организовать процесс обучения ребенка   (режим, питание и т.д.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Развивать самостоятельность и ответственность ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Организовать (перестроить) свой образ жизни после того как Ваш ребенок пойдет в школу

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подобрать литературу, учебные пособия и школьные принадлежности для обучения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Помочь ребенку в выполнении домашних заданий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оценить результаты обучения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Организовать досуг ребенка (устроить праздник, провести экскурсию, отобрать фильмы, ТВ-передачи и т.д.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обучить ребенка этике деловых отношений в школе (использование моб.связи, общение с одноклассниками и персоналом школы и т.д.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обучить ребенка безопасному поведению дома, в школе и на улице

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Согласовывать свои требования к ребенку с другими членами семьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Итого по уровням

Итого баллов

С-СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Насколько хорошо Вы знаете:

 

Основные  законы, касающиеся здоровья, обучения  и соблюдения прав ребенка - Закон РФ «Об образовании»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Семейный кодекс РФ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Гражданский кодекс РФ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Конвенция о правах ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Закон РФ «О здравоохранении»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

«Закон РФ о защите прав потребителей»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Организации,  помогающие семье и ребенку в разных сферах (психологические центры, медицинские и юридические консультации, центры досуга и т.д.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информационные источники  (Интернет-сайты, периодическая печать и т.д.) по образованию и воспитанию

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько хорошо Вы владеете:

Навыками поиска необходимой информации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Навыками по отстаиванию своих прав и прав ребенка в образовании, здравоохранении, торговле и т.д.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Итого по уровням

Итого баллов

 


Д-МАТЕРИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Насколько хорошо Вы знаете:

 

Свои реальные материальные возможности и ресурсы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Основные материальные потребности ребенка-первоклассника

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Уровень первичных финансовых затрат за обучение первоклассника (сколько стоит собрать ребенка в школу)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Требования к безопасности  детских товаров

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько хорошо Вы продумали систему финансовых взаимоотношений с ребенком (карманные деньги, расходы на завтраки, транспорт и т.д.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько хорошо Вы умеете:

Ориентироваться в современных товарах и услугах для детей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Создать образовательное пространство для обучения ребенка (дизайн комнаты/уголка; мебель; технические средства; школьные принадлежности и т.д.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приобретать по оптимальной цене необходимые товары для ребенка-школьника

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Распоряжаться бюджетом и планировать финансовые перспективы образования своего ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Организовать быт ребенка-ученика

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Итого по уровням

Итого баллов

ВСЕГО по уровням

ВСЕГО баллов

В каждом вопросе родителям предлагается отметить количество баллов, которое в наибольшей степени соответствовало развитию у них того или иного умения, где 1 балл – умение развито минимально, 10 баллов – умение развито максимально. Затем подсчитывается общее количество баллов и по каждому виду готовности, что и являлось критерием для оценки готовности родителей к школьному обучению детей. На основе данных критериев выделены следующие уровни:

Высокий – 80-100 баллов (160-200 - для педагогической готовности).

Средний – 40-79 баллов (80-159 - для педагогической готовности).

Низкий – 0-39 баллов (0-79 - для педагогической готовности

                        Анкета для родителей

Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании Ваших ответов мы могли бы оказать Вам педагогическую помощь в воспитании Ваших детей.

  1. Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?
  • Взаимоотношения между детьми – 15%
  • Организация здорового образа жизни – 30%
  • Подготовка ребенка к школе - 45%
  • Приобщение к культурным ценностям – 10%
  1. Читаете ли Вы педагогическую литературу (газеты, журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников)?
  • Читаю регулярно – 35%
  • Читаю иногда – 50%
  • Не читаю – 15%
  1. Какие формы получения информации Вы считаете наиболее удобными?
  • Родительские собрания – 25%
  • Семинары  – 15%
  • Лекции – 5%
  • Клубы по интересам – 25%
  • Индивидуальные консультации – 20%
  • Наглядная информация в родительских уголках – 15%
  1. Желаете ли вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?
  • Да – 75%
  • Нет – 25%
  1. Кого Вы считаете ответственными за воспитание ребенка?
  • Семья – 80%
  • Социальная среда – 0%
  • Детский сад – 20%

Анкета для педагогов

  1. Считаете ли Вы необходимой работу с родителями воспитанников в ДОУ?
  • Да – 100%
  1. Оцените интенсивность вашего общения с родителями
  • Общаемся часто – 80%
  • Общаемся эпизодически – 20%
  • Почти не общаемся – 0%
  1. Испытываете ли Вы трудности в  организации общения с родителями?
  • Да – 15%
  • Нет – 85%
  1. Каковы причины этих трудностей?
  • Недостаток знаний –  3%
  • Неумение вступать в диалог – 0%
  • Излишняя застенчивость –2%
  • Непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства – 10%
  1. Какие формы работы с родителями Вы наиболее часто используете в своей работе?
  • Родительские собрания – 40%
  • Наглядная информация – 25%
  • Индивидуальные консультации – 20%
  • Круглый стол – 10%
  • Открытые занятия – 5 %
  1. Каким, на ваш взгляд, должно быть сотрудничество родителей и педагогов?
  • Родители должны в точности следовать советам педагогов – 5%
  • Желательно, чтобы родители и педагоги учитывали точки зрения друг друга – 95%
  • Родители могут и должны воспитывать своего ребенка так, как они считают нужным – 0%

                Консультация для родителей

 Место и роль семьи в подготовке ребенка к школе.

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным учреждением в подготовке к школе.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.

Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.

И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.

Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.

Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения.

Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.

Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.

Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.

Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивидуальность ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоречивой обстановке научить его жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие во всем мире общепризнанными и получившими статус общечеловеческих. Так произошло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места формированию коллективизма. А жаль. Я уверена, что сегодня практически каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это что-то и есть сущность коллективизма: я могу самовыразиться, реализовать себя, если чувствую признание со стороны своего окружения.

Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке, можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки, действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно говорить о первых проявлениях коллективистической направленности.

В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.

Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.

Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных и дорогих. Этим они думают доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.

Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий подход к окружающему – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.

Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если родителям удастся создать у него уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать его достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

От нас, взрослых, зависит успешность ребенка в школе и помощь в комфортном переходе от дошкольного детства к обучению должны  предложить ребенку самые близкие люди - его родители.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

 Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы:

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей?
  4. Где они работают и кем?
  5. Как называется город, в котором ты живёшь?
  6. Какая река протекает в нашем городе?
  7. Назови свой домашний адрес.
  8. Есть ли у тебя сестра, брат?
  9. Сколько ей (ему) лет?
  10. Насколько она (он) младше (старше) тебя?
  11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
  12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
  13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
  14. Сколько времён года ты знаешь?
  15. Сколько месяцев в году и как они называются?
  16. Где правая (левая) рука?
  17. Прочти стихотворение.

 Знания математики:

  1. счёт до 10 (20) и обратно
  2. сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
  3. решение задач на сложение и вычитание

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

 Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

  1. Хочешь ли ты пойти в школу?
  2. Зачем нужно ходить в школу?
  3. Чем ты будешь заниматься в школе?
  4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
  5. Как нужно вести себя на уроках в школе?
  6. Что такое домашнее задание? \
  7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?
  8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-опросник для родителей при поступлении детей в детский сад.

Мини - опросник для родителей поможет воспитателям лучше узнать и понять детей, поступающих в детский сад....

"ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»

Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:•помочь, не рассердившись;•не кричать, принимать спокойно все так, как есть;•не унижать;•не обижать;•не сравнивать с другими своего...

Готовность к школьному обучению детей с ОНР. Консультация для родителей.

Материал поможет родителям  сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах хорошей адаптации детей к обучению в школе, в установлении тес...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИХ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ"

В современной  науке широко изучается готовность к школе ребенка, этому посвящено много исследований. Однако мы считаем, что сегодня нужно говорить о готовности семьи к началу регулярной образова...

Программа по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе

Автором разработана и опробирована на практике программа по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе...

Деловая игра « Готовность родителей к обучению своих детей в школе»

Цель игры: Выявить интеллектуальные возможности родителей во время блиц - опроса....

Консультация для родителей: «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...