Инновационные методы работы в формировании нравственных качеств у детей через русскую народную сказку в рамках образовательного проекта.
проект на тему

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем , что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Мы  заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом,  некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы  выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и близки его мышлению, представлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные методы работы в формировании нравственных качеств у детей через русскую народную сказку в рамках образовательного проекта.

      С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем , что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Мы  заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом,  некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы  выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и близки его мышлению, представлению.

       Исходя из этого поставили перед собой цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Для достижения цели определили следующие задачи: Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

Подобрать  диагностические материалы  направленные на  отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей  на примере  героев русских народных сказок. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

      Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение. Сказки, которые невелики по объему, мы  рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаем  по книге.

Следующий метод – рассказывание. При рассказывании допускаем  сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений и так далее.

Для закрепления знаний  используем  такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

     Приемы формирования восприятия сказки.  Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие.   Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение .

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация  воспитывает в наших детях такие черты характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах мы задавали такие вопросы, ответ на которые требовал бы самостоятельной оценки сказки. Как ты думаешь? Как  по твоему…?

     Для того , чтобы решить задачи проекта свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод.

Подготовительный этап: Подбор и изучение  методической литературы .Подбор игр дидактических игр. Составила перспективный план

     Основной этап или этап реализации Совместная работа с родителями.

Провели родительское собрание « Сказка ложь – да в ней намек..»  

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «В стране добра и зла». Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».

На День Матери организовали конкурс «Моя мама принцесса из сказки»

Осуществили проект «Книжка – своими руками»

Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями.

 Результат :

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

    Из всего этого следует: моральное воспитание возможно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку

Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку (из опыта работы)...

Доклад на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»

Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»...

Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия,...

Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку

Нравственно – патриотическое воспитание детейчерез русскую народную сказку...

Консультация для родителей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки»

Консультация для родителей "Воспитание духовно - нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки"...