Консультация для воспитателей
консультация на тему

Боталова Лидия Ильинична

Консультация для воспитателей

«Экскурсии на природу зимой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экскурсии на природу зимой».

Главное значение экскурсий на природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

        Можно организовать экскурсию в парк, сквер, ближайший лес и т.д. Такие экскурсии дают детям представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных.

Зимой можно провести экскурсию в сквер, парк. На зимней экскурсии интересны наблюдения за хвойными деревьями. На побегах сосны видны шишки около двух лет. Поэтому в кроне сосны видны как зеленые шишки с плотно сомкнутыми сочными чешуями, так и более взрослые шишки, затвердевшие и побуревшие. Можно зимой понаблюдать за сочными ягодами рябины. Соберите плоды рябины и подкармливайте птиц в кормушках на участке. Во время экскурсии в парк выберите небольшой участок земли, осторожно расчистите на нем снег – и под ним увидите зеленые побеги зимующих растений, в том числе и брусники. Мы знаем, что брусника не сбрасывает листья на зиму. После наблюдения не забудьте снова засыпать этот участок снегом.

        Во время экскурсий и походов на месте стоянки детям надо дать возможность побыть наедине с собой и природой. Дети могут рассмотреть следы на снегу – наблюдать их форму, величину, направление движения. Предложить детям идти по следу, чтобы узнать, где животные прячутся; искать птичьи и беличьи «столовые», прислушиваться к звукам леса, пытаться увидеть птиц, животных. Предложите детям полюбоваться пейзажем и т.д. Воспитатель может заранее предусмотреть небольшие задания в интересной форме. Например, каждый ребенок получает карточку с изображением следов птиц, животных и пытается отыскать подобные на снегу. Или: дети разыскивают лежащие на земле шишки и определяют, кто ими лакомился: белка, дятел, лесная мышь.

Наблюдения в природе зимой:

*деревья находятся в состоянии покоя, «спят». Рассмотрите крону, ветки деревьев, структуру и цвет коры; сравните и узнайте деревья по стволу, форме, семенам; любуйтесь деревьями в инее, отметьте, на каких деревьях (лиственных, хвойных) больше снега;

*зимой, когда глубокий снег покрывает землю   и лютует мороз, птицам, особенно мелким, приходится трудно. Считается, что синичка, например, может выдержать без пищи не более 20 часов. Вот почему в холодное время большинство птиц (вороны, снегири, синицы, щеглы) перебираются ближе к жилью человека, где легче добыть корм. Наблюдая за поведением птиц (оно зависит от состояния погоды), вслушивайтесь в их голоса. Птичьи гнезда зимой пусты, птицы прячутся от ветра и снега за ветками деревьев, и только дятел забирается в дупло.

* в каждом походе отмечайте с детьми изменения в неживой природе. В зависимости от погоды меняется состояние снега, его цвет, толщина снежного покрова; температура воздуха. Дни бывают солнечные,  пасмурные, с метелями, оттепелями. Объясните разницу между понятиями «гололед» и «гололедица»; наблюдая за снегом (в сравнении): отметьте места, где он едва припорошил землю, а где лежит сугробом; измерьте глубину снежного покрова палочкой, став в снег ногами; обратите внимание на причудливые шапки снега на деревьях, пеньках, загадайте загадку про пни снегом («Стоят казаки, на них белы колпаки»), цвет снега в зависимости от освещения (есть оттенок серого, голубого, фиолетового).

Зимой во время прогулок и экскурсий можно провести небольшие опыты, например, измерьте температуру воздуха на поверхности снега и глубоко под снегом. Возьмите две бутылки с водой, одну закопайте в снег, а другой поставьте на поверхности снега и наблюдайте, где быстрее замерзнет вода.

Средняя группа

Экскурсия в парк

Цель: уточнить и расширить  знания детей о характерных признаках зимы (холодно, мороз, везде лежит снег, солнце не греет, ветер холодный, колючий; трава, кустарники деревья укрыты снегом; люди тепло одеты, помогают растениям и птицам выжить зимой). Закрепить знания детей о зимующих птицах (воробей, сорока, ворона), об особенностях поведения зимой. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

Экскурсия на речку «Наша речка, словно в сказке…»

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега и льда. Рассмотреть причудливые сугробы, измерить толщину снежного покрова на реке. Обратить внимание на то, что вода не видна, так как из-за сильных морозов лед очень толстый. Познакомить с состоянием природы у реки (кустарники и деревья стоят, укрытые снегом).

Экскурсия  в хвойный лес «Поет зима – аукает – мохнатый лес баюкает»

Цель: учить различать сосну (по коре, форме и длине иголок, по шишкам). Расширить представления детей о состоянии живой природы зимой; продолжить знакомство со свойствами снега, его роль в жизни растений в зимних условиях. Рассказать о роли снега в жизни растений и деревьев зимой. Развивать у детей эстетическое восприятие природы.

Старшая группа

Экскурсия в парк «Тропы в парке замело, все вокруг белым-бело…»
Цель: уточнить представления детей о первых признаках зимы и о типичном состоянии природы зимой. Обогатить эстетические впечатления детей. Учить видеть красоту зимнего парка, слышать тишину, ощущать покой и запах зимнего парка. Воспитывать любовь к природе.

Экскурсия в парк  - «Деревья зимой»

Цель: Учить детей распознавать деревья зимой по расположению веток, коре, семенам; учить четко формулировать свой ответ. Упражнять детей в различении, названии и описании веток разных деревьев. Учить детей четко, последовательно выражать в своих высказываниях результаты проведенной работы на сравнение.

Экскурсия к реке «Чудо – всюду»

Цель: систематизировать знания детей о том, как сезонные изменения отражаются на состоянии природы; отметить, что изменилось с наступлением холодов (теперь на берегах лежит снег, на реке толстый лед, через который ничего не видно). Закрепить знания о животных и растениях реки, которые приспособились к зимним условиям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Вызвать у детей желание покататься на лыжах и санках с горки.

Экскурсия в сосновый бор «Зимняя сказка»

Цель: отметить, что изменилось с последнего посещения соснового бора (солнце не греет, ветер сильный и холодный, небо темное, низкое, кругом снег, в лесу тихо); учить детей, исходя из проведенных наблюдений, делать выводы о наличии закономерностей в природе. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающей действительности.

Экскурсия в парк

Цель: обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа. Поговорить с детьми о зимнем парке (все кругом замерло, лежит снег, он серебрится на свету, кустарники и деревья снег спасает от холода). Рассказать о том, что веточки кустарников и деревьев зимой становятся очень хрупкими и ломаются от сильного ветра, от прикосновения к ним.

Подготовительная группа

Экскурсия в парк в начале зимы.

Цель: углубить представления детей о типичном состоянии природы зимой (снег покрыл всю землю, он лежит  на ветках деревьев, скамейках, на нем можно увидеть следы людей, птиц, зверей; насекомые попрятались еще осенью, мало птиц, под снегом сохраняются некоторые растения зелеными – брусника, манжетка; упражнять в различении знакомых деревьев и кустарников по форме кроны, цвету коры, почкам); обогатить эстетические впечатления детей, учить видеть красоту зимнего убора земли, тишину и покой.

Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима»

Цель: продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой, вспомнить, каким парк был осенью, как и почему парк так изменился (наступили холода, небо темное, с тучами, выпадает снег, река покрыта толстым льдом, деревья и кустарники без листьев, нет насекомых). Расширить представления детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц, об их роли в природе и жизни человека. Учить устанавливать связь между строением клюва, ног, поведения птиц и средой обитания. Пробудить в детях желание помочь птицам в трудное для них время.

Экскурсия к реке «В царстве снега и льда»

Цель: раскрыть перед детьми новые качества и свойства реки (люди теперь могут переходить через реку, не пользуясь мостами, можно кататься на коньках, санках и лыжах; лед стал толстым, через него ничего не видно, в проруби рыбаки ловят рыбу; вся растительность по берегам реки покрыта снегом). Обобщить знания детей о тех животных и растениях реки, которые приспособились к условиям зимы. Закрепить правила поведения детей на реке зимой, особенно полыньи или проруби.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...