Текст к мастер-классу "Кляксография ниточкой"
методическая разработка на тему

Материал будет интересен для педагогов, работающих по педагогоической технологии "Нетрадиционные техники рисования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyaksografiya_nitochkoy_master-klass.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов ДОО

«Нетрадиционные техники рисования»

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок».

Актуальность мастер-класса:

- в непосредственно-образовательной деятельности по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

- в процессе работы, у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель:

- познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить педагогов с различными  техниками рисования;

- развивать интерес к различным нетрадиционным способами изображения предметов на бумаге, картоне и др.

- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

- развивать творческие способности и экспериментирование;

- воспитывать чувство прекрасного.

Применение:  в работе кружка,  в повседневных НОД по рисованию, в работе с родителями.

I часть (теоретическая)

Вступительное слово

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а ют этому.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- Внимания и усидчивости;

- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Методические советы

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля;

- рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой ;

- монотипия пейзажная ;

- печать по трафарету ;

- монотипия предметная ;

- кляксография обычная;

- пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

II часть (практическая)

Метод «Кляксография ниточкой»

Уважаемые, коллеги! Сегодня мы вас познакомим с одним из видов нетрадиционного рисования «Кляксография». Для этого нам потребуется:

- альбомный лист бумаги, сложенный вдвое;

- чистый альбомный лист;

- нитки;

- акварельные краски;

- кисти;

- баночка с водой;

- салфетки;

- ножницы;

- клей.

Цель:

        познакомить дошкольников с нетрадиционной техникой рисования «кляксография ниточкой»

Задачи:

- развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

- заряд положительной энергией, снятие эмоционального напряжения путём применения нетрадиционных технологий художественной деятельности.

Этапы работы:

1. Рисовать можно гуашью или акварелью. Гуашь необходимо наложить в блюдце и слегка развести водой.

Акварель в общей палитре достаточно смочить водой при помощи кисти

2. Нитку окрашиваем таким образом, чтобы оба конца на 5-6 см остались чистыми. Нитку опускаем в краску, прижимаем сверху кисточкой, и пропускаем нить между краской и кисточкой, следя, чтобы она равномерно окрасилась по всей длине

3. Окрашенную нить укладываем на одну часть бумаги (до сгиба), таким образом, чтобы оба конца нитки были свободными и свисали с одного края бумаги.

4. Накрываем второй частью листа, поверх кладём плитку и прижимаем ею лист бумаги

5. Вытягиваем нить одновременно за оба конца  

6. Убираем плитку, раскрываем лист бумаги, и у нас получается два элемента узора. Одной и той же ниткой можно рисовать несколько раз. Если по замыслу цвета краски будут изменяться, начинать следует от светлых (жёлтой, светло-салатовой, голубой) до более ярких и тёмных (оранжевой, красной, бордовой, тёмно-зелёной, синий, фиолетовой) и т.д.

7. Если нитка слишком мокрая или краска обильно смочена водой, изображение может получится размытым, похожим просто на яркую кляксу.

8. Напротив, если краска недостаточно смочена водой, и нитка сухая или не полностью прокрашена, в изображении узора на обеих или одной из сторон бумаги возможны непрокрасы.  

9. В получившемся изображении можно увидеть фигурки животных, птиц, бабочек, формы цветочков, листиков, морские волны. Можно добавить изображение недостающими деталями, для получения законченной картины,  а можно из нескольких изображений составить новые формы или целый коллаж.

10. Для этого перегибаем лист бумаги с элементами изображения по сгибу, но уже таким образом, чтобы узор оказался не во внутренней, а на внешней стороне бумаги. И вырезаем одновременно оба изображения, отступив от контура 1-2 мм.

11. Отдельные элементы компануем в нужные формы и силуэты, Лишние детали обрезаем.

12. Приклеивать начинаем с нижних слоёв рисунка.

13. У вас может получится «букет цветов в вазе» и «волшебный зверёк» и т.п.

Литература:

1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.

2. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.

3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.

5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет из серии: Рисуем и познаём окружающий мир.-М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ниточка к ниточке

Чем же полезно рукоделие? Разная текстура ниток прекрасно стимулирует тактильные ощущения, тем самым развивая мелкую моторику. Оттачивается координация движений, обогащается словарный запас. Яркие нит...

"Ниточка за ниточкой"

Аппликация из шерстяных ниток...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Белая ниточка» с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография с ниточкой

Продолжать учить детей разным нетрадиционными способом рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствую...

Проект "Ниточка за ниточкой"

Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, об...

"Текст. Связь предложений в тексте. Дифференциация [с]-[ш]

Технологическая карта фронтального занятия для 7го класса ...

Речевое развитие как способ развития умения соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям

Речевое развитие как способ развития умения соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям....