Главные вкладки

    Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»
    материал (старшая группа) на тему

     «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_po_patriot.docx23.78 КБ
    Файл doklad_po_patriot.docx23.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    МБДОУ «Детский сад № 21»

    Доклад

     «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

    Автор:

    Просекова Юлия Юрьевна,

    воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21»

    Дата: 24.05.2016 г.

    Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны нашел свое отражение даже в ряде государственных документов:
    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795) 
    Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ». N 273- ФЗ 
    Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». N 32-ФЗ. 
    Одной из годовых задач МБДОУ «Детский сад №21» является: совершенствование  системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

    Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. На основе этих знаний у них формируются такие нравственные качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
          Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает вопросы патриотического воспитания в содержание трех образовательных областей. 

    Социально-коммуникативное развитие

    - Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; 
    - Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; 
    - Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; 
    - Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 
    Познавательное развитие
    Формирование первичных представлений: 
    - о себе, других людях, объектах окружающего мира, 
    - о малой родине и Отечестве, 
    - о социокультурных ценностях нашего народа, 
    - об отечественных традициях и праздниках, 
    - о планете Земля как общем доме людей, 
    - об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 
    Художественно-эстетическое развитие
    Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания: 
    - произведений искусства; 
    - мира природы; 
    - становление эстетического отношения к окружающему миру; 
    - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 

             К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели, указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество. 
    Идеи разных авторов мы активно используем в своей деятельности. Но ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Время требует от современного воспитателя поиска и использования развивающих методов и приемов работы.
          Одним из наиболее эффективных методов является метод проектов. Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт им возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптироваться в изменившейся ситуации, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
           Моя личная концепция заключается в том, что включение детей в проектную деятельность создает условия для успешного решения задач патриотического воспитания. Ведь в реализации любого проекта дети и взрослые объединяются, происходит интеграция знаний с опытом жизнедеятельности, интеграция воспитания и образования, интеграция воспитательных возможностей семьи и детского сада.
            Начала эту работу в сентябре 2015 года. Мониторинг на начало учебного года по разделу «Формирование целостной картины, мира и расширение кругозора» образовательной области «Познавательное развитие» выявил, что у 9% детей – высокий уровень, у 32%  дошкольников средний уровень сформированности первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; у остальных  детей  это 59 % отмечается низкий уровень знаний по данному разделу (затрудняются называть свой домашний адрес, не могу назвать имя-отчество своих родителей,…). 
    Это убедило меня в необходимости целенаправленной работы в этом направлении.
    Цель ее: формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности. 
    Для достижения данной цели определила следующие задачи: 
    1. Разработать проекты по данной теме.

    2. Привлечь родительскую общественность к реализации проектов.

    3. Способствовать развитию у детей любви и привязанности к семьям, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу;
    4. Расширить представления о родной земле, ее столице, городах;
    5. Познакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
    6. Вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России; 
    7. Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
    8. Учить давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей. 
           Определила перечень проектов по возрастам. Было решено, что целесообразно организовывать по 2 проекта патриотической направленности в год. Учитывая, что проектная деятельность ведется и по другим направлениям, для наших деток я считаю это достаточным. За 1 год было проведено 2 проекта:

    • «Моя малая Родина»
    • «Мемориалы славы»

    Самый первый, и поэтому самый запоминающийся был проект «Моя малая Родина». Во время беседы с детьми, которая проводилась в рамках проекта, ребятам был задан вопрос: «На какой улице живёт ваша семья?» И оказалось, что свой адрес знает только один ребёнок. Полина не только назвала улицу, но и рассказал о своём дворе, о постройках и зданиях, расположенных рядом. Естественно, что и другим детям захотелось рассказать о своих улицах, но практических знаний детям не хватило.
    На вопрос «Как мы можем узнать об этом?» ребята предложили такие формы работы:
    • Спросить у родителей.
    • Прогуляться по улицам.
    • Прочитать о городе в книгах или интернете.
           Предложенные детьми формы работы мы тоже постарались включить в проект, тем самым сразу запланировав тесное взаимодействие с родителями. 
    Пополнили уголок патриотического воспитания альбомами с семейными фотографиями, иллюстрациями, изображающими членов семьи, показывающими эмоциональное состояние людей и прочим. Что сразу же нашло отражение в деятельности детей. Ребята с удовольствием рассматривали фотографии, рассказывали друг другу о членах семьи, с гордость называли их по имени отчеству. 
    Конечным стало занятие – путешествие «По улицам города» на основе макетов, выполненных совместно с родителями. В зависимости от макета, мы знакомились либо с двором,  в котором ребёнок проживает, либо с улицей,  постройками расположенные рядом. Каждый ребёнок провёл презентацию, и с гордостью рассказал о своём макете. 
    Заключительным проектом стал проект «Мемориалы славы» 

    Целью проекта стало создание условий для формирования у ребёнка представлений о мемориалах славы как культурно - историческом наследии нашего города.

    Для решения этой цели были использованы следующие задачи:

    1. Познакомить с мемориалами славы г. Бийска, как культурно - историческом наследии нашего города.
    2. Развивать у ребёнка навыки поисковой деятельности.
    3. Воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к  воинам - бийчанам.
    4. Воспитывать желание делиться информацией со сверстниками и взрослыми.

    В рамках проекта ребёнком были посещены мемориалы славы города Бийска. Создан альбом «Мемориалы славы г. Бийска» который был представлен детям в группе. Заключительным этапом проекта стала групповая экскурсия к мемориалам славы на улице Радищева и Докучаева.

    В результате данного проекта дети  узнали о мемориалах славы г. Бийска, как о культурно - историческом наследии нашего города. У детей   сформировалось чувство патриотизма  к воинам - бийчанам.

    Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
    Участие в проектной деятельности дало нашим детям возможность развить внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствовало воспитанию патриотических представлений.
    У детей расширились представления о родной земле, ее столице, городах; улицах
    Ребята стали бережнее относиться к природе и ко всему живому;
    Научились давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей. 
    Все это отразилось на результатах мониторинга в конце года: 
    - увеличился высокий уровень развития до 45%, а низкий уровень, составил 12%:
    средний уровень -43%

    Результат моей работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических представлений у дошкольников является весьма действенным и эффективным.

    Для  подготовительной группы запланировано ещё 2 проекта:

    - «Богатыри земли Русской»

    В рамках проекта запланирована экскурсия в выставочный зал.
    - «Российская Армия».



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    МБДОУ «Детский сад № 21»

    Доклад

     «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

    Автор:

    Просекова Юлия Юрьевна,

    воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21»

    Дата: 24.05.2016 г.

    Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны нашел свое отражение даже в ряде государственных документов:
    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795) 
    Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ». N 273- ФЗ 
    Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». N 32-ФЗ. 
    Одной из годовых задач МБДОУ «Детский сад №21» является: совершенствование  системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

    Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. На основе этих знаний у них формируются такие нравственные качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
          Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает вопросы патриотического воспитания в содержание трех образовательных областей. 

    Социально-коммуникативное развитие

    - Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; 
    - Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; 
    - Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; 
    - Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 
    Познавательное развитие
    Формирование первичных представлений: 
    - о себе, других людях, объектах окружающего мира, 
    - о малой родине и Отечестве, 
    - о социокультурных ценностях нашего народа, 
    - об отечественных традициях и праздниках, 
    - о планете Земля как общем доме людей, 
    - об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 
    Художественно-эстетическое развитие
    Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания: 
    - произведений искусства; 
    - мира природы; 
    - становление эстетического отношения к окружающему миру; 
    - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 

             К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели, указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество. 
    Идеи разных авторов мы активно используем в своей деятельности. Но ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Время требует от современного воспитателя поиска и использования развивающих методов и приемов работы.
          Одним из наиболее эффективных методов является метод проектов. Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт им возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптироваться в изменившейся ситуации, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
           Моя личная концепция заключается в том, что включение детей в проектную деятельность создает условия для успешного решения задач патриотического воспитания. Ведь в реализации любого проекта дети и взрослые объединяются, происходит интеграция знаний с опытом жизнедеятельности, интеграция воспитания и образования, интеграция воспитательных возможностей семьи и детского сада.
            Начала эту работу в сентябре 2015 года. Мониторинг на начало учебного года по разделу «Формирование целостной картины, мира и расширение кругозора» образовательной области «Познавательное развитие» выявил, что у 9% детей – высокий уровень, у 32%  дошкольников средний уровень сформированности первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; у остальных  детей  это 59 % отмечается низкий уровень знаний по данному разделу (затрудняются называть свой домашний адрес, не могу назвать имя-отчество своих родителей,…). 
    Это убедило меня в необходимости целенаправленной работы в этом направлении.
    Цель ее: формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности. 
    Для достижения данной цели определила следующие задачи: 
    1. Разработать проекты по данной теме.

    2. Привлечь родительскую общественность к реализации проектов.

    3. Способствовать развитию у детей любви и привязанности к семьям, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу;
    4. Расширить представления о родной земле, ее столице, городах;
    5. Познакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
    6. Вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России; 
    7. Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
    8. Учить давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей. 
           Определила перечень проектов по возрастам. Было решено, что целесообразно организовывать по 2 проекта патриотической направленности в год. Учитывая, что проектная деятельность ведется и по другим направлениям, для наших деток я считаю это достаточным. За 1 год было проведено 2 проекта:

    • «Моя малая Родина»
    • «Мемориалы славы»

    Самый первый, и поэтому самый запоминающийся был проект «Моя малая Родина». Во время беседы с детьми, которая проводилась в рамках проекта, ребятам был задан вопрос: «На какой улице живёт ваша семья?» И оказалось, что свой адрес знает только один ребёнок. Полина не только назвала улицу, но и рассказал о своём дворе, о постройках и зданиях, расположенных рядом. Естественно, что и другим детям захотелось рассказать о своих улицах, но практических знаний детям не хватило.
    На вопрос «Как мы можем узнать об этом?» ребята предложили такие формы работы:
    • Спросить у родителей.
    • Прогуляться по улицам.
    • Прочитать о городе в книгах или интернете.
           Предложенные детьми формы работы мы тоже постарались включить в проект, тем самым сразу запланировав тесное взаимодействие с родителями. 
    Пополнили уголок патриотического воспитания альбомами с семейными фотографиями, иллюстрациями, изображающими членов семьи, показывающими эмоциональное состояние людей и прочим. Что сразу же нашло отражение в деятельности детей. Ребята с удовольствием рассматривали фотографии, рассказывали друг другу о членах семьи, с гордость называли их по имени отчеству. 
    Конечным стало занятие – путешествие «По улицам города» на основе макетов, выполненных совместно с родителями. В зависимости от макета, мы знакомились либо с двором,  в котором ребёнок проживает, либо с улицей,  постройками расположенные рядом. Каждый ребёнок провёл презентацию, и с гордостью рассказал о своём макете. 
    Заключительным проектом стал проект «Мемориалы славы» 

    Целью проекта стало создание условий для формирования у ребёнка представлений о мемориалах славы как культурно - историческом наследии нашего города.

    Для решения этой цели были использованы следующие задачи:

    1. Познакомить с мемориалами славы г. Бийска, как культурно - историческом наследии нашего города.
    2. Развивать у ребёнка навыки поисковой деятельности.
    3. Воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к  воинам - бийчанам.
    4. Воспитывать желание делиться информацией со сверстниками и взрослыми.

    В рамках проекта ребёнком были посещены мемориалы славы города Бийска. Создан альбом «Мемориалы славы г. Бийска» который был представлен детям в группе. Заключительным этапом проекта стала групповая экскурсия к мемориалам славы на улице Радищева и Докучаева.

    В результате данного проекта дети  узнали о мемориалах славы г. Бийска, как о культурно - историческом наследии нашего города. У детей   сформировалось чувство патриотизма  к воинам - бийчанам.

    Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
    Участие в проектной деятельности дало нашим детям возможность развить внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствовало воспитанию патриотических представлений.
    У детей расширились представления о родной земле, ее столице, городах; улицах
    Ребята стали бережнее относиться к природе и ко всему живому;
    Научились давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей. 
    Все это отразилось на результатах мониторинга в конце года: 
    - увеличился высокий уровень развития до 45%, а низкий уровень, составил 12%:
    средний уровень -43%

    Результат моей работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических представлений у дошкольников является весьма действенным и эффективным.

    Для  подготовительной группы запланировано ещё 2 проекта:

    - «Богатыри земли Русской»

    В рамках проекта запланирована экскурсия в выставочный зал.
    - «Российская Армия».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к Родине, как к многонациональному государству"

    проект посвящен актуальной проблеме профилактики конфликтных ситуаций в многонациональном государстве....

    статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

    В данной статье представлен один из подходов к работе  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

    Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

    Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

    Презентация «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

    «Определение путей оптимизации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

    Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

    Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...

    Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и те...

    ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

    В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...