Семинар-практикум для педагогов "Общаться позитивно-что это значит?"
материал на тему

    На сегодняшний день общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ.

    Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения во многом зависит психическое здоровье человека – наше настроение, наши чувства и эмоции во время общения могут быть и положительные или отрицательные. У человека, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. И конечно же ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_s_pedagogami.docx23.97 КБ
Файл obshchatsya_pozitivno.pptx803.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №11»Колобок»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ 

по построению эффективного общения

с родителями воспитанников 

ТЕМА: «ОБЩАТЬСЯ ПОЗИТИВНО-ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»

Подготовила и провела:

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №11»Колобок»

Н.В.Никифорова

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

  1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
  2. Содействовать повышению уверенности в себе;
  3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

Материалы:  листы бумаги

Ход семинара:

Добрый день! Очень рада вас  всех видеть сегодня.

Давайте с вами настроимся на позитивное общение.

1. Возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день!» желая друг другу в первую очередь здоровья.

    Есть такое утверждение, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

    На сегодняшний день,  общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ.

    Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения во многом зависит психическое здоровье человека – наше настроение, наши чувства и эмоции во время общения могут быть и положительные или отрицательные. У человека, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. И конечно же ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.

     Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.

 

Практическая часть:

- Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.

1. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца» (листы бумаги)

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. 

(В кругу, сидя на стульях).

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

2. Дискуссия «Я и родители моей группы».

Цель: выявление взаимных претензий. 

Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»«Помогают ли они Вам?»«Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» 

3.Составление «портретов» родителей 

(нам нужно разделиться на две группы, листы бумаги)

- 1подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)

-2 подгруппа «Самый трудный родитель в общении»

  • Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя с которым вам неприятно вступать в контакт? Есть у вас в группе такие родители?
  • Что вы чувствовали при создании этого портрета?
  • Как вы считаете нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны?

4.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…» 

Давайте вспомним, кто говорил эти слова, правильно эти слова говорил  Карлсон  Малышу.

Спокойствие являются одними из основных моментов в общении. А теперь давайте проверим какие  вы, умеете ли вы сохранять спокойствие?

Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

  1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
  2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
  3. Съедаете что-то другое.
  4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

    Если Вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оценивает себя как рассудительную, организованную личность

    Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и ваши родители могут найти у вас утешение и поддержку.

    Выбор третьего варианта свидетельствует о том, что у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Готовы принять на себя главную роль в любом деле, авторитарны. В отношениях с родителями можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности.

    Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашем нестандартном мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

5. «Правила построения эффективного общения».

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

1. Улыбка

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2. Имя собеседника

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

3. Комплимент.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.

        Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником

(демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд  (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»«Я сама такая же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»«Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!»,«Нас всех беспокоит, что дети…»«Наши дети…»«Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями. 

6. Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации  

Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

7. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ОБЩАТЬСЯ ПОЗИТИВНО- ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?» Семинар -п рактикум для педагогов по построению эффективного общения с родителями воспитанников

Слайд 2

На листе бумаги нарисуем круг. В круг каждый вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получится солнце, над каждым лучом записываем качество, характеризующее вас 1.УПРАЖНЕНИЕ-САМОДИАГНОСТИКА «Я В ЛУЧАХ СОЛНЦА»

Слайд 3

Количество лучей у солнышка : чем их больше, тем яснее представление о себе у человека Преобладание положительных качеств на лучиках: позитивное восприятие себя 1.УПРАЖНЕНИЕ-САМОДИАГНОСТИКА «Я В ЛУЧАХ СОЛНЦА»

Слайд 4

1)«Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?» ; 2) «Помогают ли они Вам?» ; 3) «Есть ли у Вас претензии к родителям?» ; 4) «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» ДИСКУССИЯ «Я И РОДИТЕЛИ МОЕЙ ГРУППЫ»

Слайд 5

Описать качества: 1) «Самый приятный родитель в общении» 2)«Самый трудный родитель в общении» ДИСКУССИЯ «Я И РОДИТЕЛИ МОЕЙ ГРУППЫ»

Слайд 6

- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя с которым вам неприятно вступать в контакт? Есть у вас в группе такие родители? -Что вы чувствовали при создании этого портрета? -Как вы считаете нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны? ДИСКУССИЯ «Я И РОДИТЕЛИ МОЕЙ ГРУППЫ»

Слайд 7

САМОДИАГНОСТИКА Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и начинаете есть, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу? 1) отнесете бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие; 2) говорите себе: «Бывает» — и съедаете «пустую» булочку; 3) съедаете что-то другое; 4) намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее. УПРАЖНЕНИЕ «СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ…»

Слайд 8

1)Если вы выбрали первый вариант , значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оценивает себя как рассудительную, организованную личность 2)Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и ваши родители могут найти у вас утешение и поддержку. 3) Выбор третьего варианта свидетельствует о том, что у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Готовы принять на себя главную роль в любом деле, авторитарны. В отношениях с родителями можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности. 4)Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашем нестандартном мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы. РЕЗУЛЬТАТЫ САМОДИАГНОСТИКИ

Слайд 9

ПРАВИЛО ТРЕХ ПЛЮСОВ: 1. Улыбка Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними, и собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! 2. Имя собеседника Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: « Здрась-те !» , а «Здравствуйте, Анна Ивановна!» . 3. Комплимент В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка. «ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Слайд 10

1 . Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз), но не следует «сверлить» собеседника взглядом 2 . Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м) Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе» . Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! 3. Убрать барьеры , «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках) ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ХОРОШЕГО КОНТАКТА С СОБЕСЕДНИКОМ

Слайд 11

4.Использовать по ходу разговора открытые жесты , не скрещивать перед собой руки, ноги. 5.Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе) 6. Использовать прием присоединения , т.е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!» . Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…..!») Чаще говорить: «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!» , «Нас всех беспокоит, что дети…» , «Наши дети…» , «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!» ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ХОРОШЕГО КОНТАКТА С СОБЕСЕДНИКОМ

Слайд 12

Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДАВЛЕНИЕ»

Слайд 13

В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнёр давил на ваши ладони? Возможно вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на вас) ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДАВЛЕНИЕ»

Слайд 14

Теперь попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла ( психоэнергетический контакт) ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДАВЛЕНИЕ»

Слайд 15

Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (родитель, коллега, ребенок) , мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДАВЛЕНИЕ»

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!