педагогическая находка
методическая разработка (старшая группа) на тему

Перепелица Антонина Викторовна

экспериментальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_obrazovateklnoy_deyatelnosti.docx976.57 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\2017-02-20 конспект\конспект 001.BMP

Цель: 

- формирование целостного восприятия окружающего мира;

- развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе,

-уточняя знания о таком природном явлении, как ветер.

-учить образовывать относительные прилагательные (лимонный, чесночный, луковый, апельсиновый)

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.

Развивающие:

-развиватьпознавательные способности детей в процессе экспериментирования,

-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Воспитательные:

-  воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

- формировать доброжелательное отношение кдруг другу.

- воспитывать  потребность  оказания помощи нуждающимся "Сказочным вымышленным персонажам"

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое.

Ход НООД:

(В зал входят дети.)

Воспитатель:

-Здравствуйте, гости, здравствуйте, дети!

- Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение.)

  Станем рядышком, по кругу,
           Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
           Нам здороваться ни лень:
           Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
           Если каждый улыбнётся – 
           Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите  на экран. Сюда пришло видеописьмо, давайте его посмотрим. Внимание на экран!

Слайд 1.

«Здравствуйте дети, пишет вам фея из страны Цветалии, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик – семицветик. Он забрал у него все цвета из его прекрасных лепестков. Чтобы расколдовать цветок нужно выполнить опыты. Дети, помогите мне, пожалуйста»

-Ребята, поможем фее Цвета? (да)

-Для этого нужно отправиться в страну Цветалию. Готовы?

Слайд 2.

/произносятся волшебные слова,звучит музыка/.

Воспитатель:

-Ну, вот мы с вами и очутились в лаборатории Цветалии.

-Кто-нибудь из вас знает, что такое лаборатория? (ответы детей)

-А, какие правила необходимо в ней соблюдать? (ответы детей)

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель:

- Послушайте загадку и догадайтесь, с чем мы будем проводить сегодня опыты.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!  (ответы детей) /воздух/

Слайд 3.

Воспитатель:

-Для чего нам нужен воздух? (Дышать.)

Воспитатель:

- Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? (Несколько недель.)

Воспитатель:

- А без воды? (Несколько дней.)

Воспитатель:

- А без воздуха? (Не больше 5 минут.)

- А кто из вас видит воздух?     (ответ детей)

- Почему мы невидим воздух?     (он прозрачный, бесцветный, невидимый)

-А, как же можно увидеть воздух? (ответ детей)

-Хотите, я вам подскажу?

- Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?

Воспитатель:- Давайте отправимся в первую  лабораторию, проводить опыт, чтоб расколдовать первый лепесток. Подходите ребята, поближе.

Слайд 4.

Воспитатель:- Итак, начнем наш опыт.

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»

Воспитатель: 

-Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: 

-Он пуст.

 Воспитатель:

- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети:

- В нём нет воздуха.

Воспитатель: 

-Дети запомните: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакетике, а потом выпустили его. Опыт у нас получился,  и посмотрите на наш цветочек.

Слайд 5.

Видите, первому лепестку мы помогли вернуть цвет.

Эксперимент № 2«Есть ли внутри человека воздух?»

Слайд 6.

Воспитатель: 

-А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Ребята подышите на ладошку ртом, потом носом.

- Что почувствовала ладошка?  (тёплый воздух)

- А когда мы ещё можем увидеть тёплый воздух?   (если дышим ртом в морозную погоду на улице) /картинка на экране/

Слайд 7

- Что мы видим?   (пар) /картинка на экране/

-Это и есть воздух, который мы выдыхаем.

Слайд 8

-Давайте, сейчас попробуем его поймать. Сейчас, кто-нибудь из вас попробует надуть мыльный пузырь, а мы посмотрим получиться ли у него поймать в него  воздух./ребёнок надувает пузырь, а воспитатель задаёт вопросы/.

-Ребята, а как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? /ответы детей/

-Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом, который мы выдыхаем.

-Ребята, так ответьте теперь на вопрос «Есть ли внутри человека воздух?»/ответы детей/

Слайд 9

Воспитатель:

-Вот, и второй лепесток мы расколдовали /обратить внимание на экран, появился цвет у второго лепестка/. Продолжаем опыты?

Воспитатель:- А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей.)

Эксперимент № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой».

Слайд 10

Воспитатель:- Для того, чтобы увидеть воздух,нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Воспитатель:- Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.)

- Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет.) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Слайд 11.

Воспитатель:

-И третьему  лепестку мы вернули цвет.

Воспитатель:-Ребята, поймать мы воздух смогли, увидеть тоже смогли, а вот можем ли  мы услышать воздух? Как его можно услышать? (Ответы детей.)

Слайд 12

Эксперимент № 4 «Слышим воздух».

Воспитатель:- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, то можно будет услышать звук, который получается благодаря воздуху.

Воспитатель:- Возьмите по колпачку и подуйте с краю. Что вы слышите?(ответы детей). Правильно, это звук, который получился благодаря воздуху.

Воспитатель: /опыт «Музыкальные трубочки»/

- Ребята, Вы знаете, что многие музыкальные инструменты производят звуки, потому что внутри них вибрирует воздух.

Слайд 13

-Какие музыкальные инструменты вы знаете?(ответы детей).

-Ребята, но не все музыкальные инструменты издают звуки при помощи воздуха. Инструменты, которые издают звуки при помощи воздуха, называются духовыми. Посмотрите на экран (картинки духовых  музыкальных инструментов – обращает внимание на «Кугиклу»).

-Сегодня мы можем сделать такой же игрушечный музыкальный инструмент. Хотите?

-У вас на столах лежат трубочки разной длины. Уложим их по одной, начиная с самой короткой, на полоску клейкой ленты. Сверху положим ещё одну полоску клейкой ленты.(выполняют работу)

-Затем, поднесите ряд трубочек ко рту и подуйте в каждую трубочку. Что происходит?

Воспитатель:- Появляется звук. Это воздух выходит из трубочек, издавая звуки.

-С помощью чего мы услышали воздух? (ответы детей)

Вывод: воздух можно услышать благодаря звукам, которые получаются разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (Свист, вой.) /Звучит музыка ветра/

Слайд 14.

Физминутка «Дует ветер нам в лицо»

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, ещё у одного лепестка появился цвет.

Воспитатель:- А, как вы думаете, можно почувствовать запах воздуха? Как? (Ответы детей.)

Эксперимент № 5«Узнай по запаху».

Слайд 15

Воспитатель:- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель:

-Попробуйте отгадать, какой аромат живёт в этих баночках? (в баночках лежат ватные диски, пропитанные запахами: чеснока, лимона, лука).

-Какой запах вы сейчас почувствовали? Чей это запах? Значит, он какой? (лимонный, апельсиновый, чесночный, луковый).

Воспитатель:

-Молодцы, отгадали. А сейчас я предлагаю каждому из вас надеть маску с отверстием для носа, чтобы ощутить ещё ароматы (апельсин, лук, яблоко).

-Вы замечательно справились. Молодцы.

Воспитатель:

Мы опять расколдовали ещё один лепесток (5).

Слайд 16

Эксперимент № 6 «Движение воздуха».

Воспитатель:

 -А теперь давайте подумаем, можем ли мы почувствовать воздух? (ответы детей)

Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобятся веера. Помашем веером на себя. Что вы чувствуете?  (чувствуем ветерок).

Ветер – это движение воздуха. Предлагаю вам поиграть с корабликами. Опускаем кораблик на воду, придерживаем пальчиками, попробуйте подуть на него. Что происходит с корабликом? (он плывет). Почему он поплыл? (кораблик поплыл потому, что мы на него дуем – создаем движение воздуха).Посмотрите, какое расстояние между ртом и корабликом? А кораблик начал двигаться без помощи рук, значит, что  заставило кораблик двигаться?

Слайд 17(воздух).

- Правильно. И теперь, мы можем сделать вывод о том, что воздух может передвигаться. Повторите «Воздух может передвигаться» . Посмотрите, что  происходит с корабликом, если дуете сильно - кораблик плывет быстро, дуете слабо –  кораблик плывёт медленно. Почему он так плывет? (Когда мы дуем сильно – воздух передвигается быстро , а когда дуем слабо – воздух передвигается тихо).Так и  настоящие корабли  могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.

( Вариант -Игра «Чей кораблик быстрее доплывет до соседнего берега» - если допускает время).

Воспитатель:

-Вот и ещё одному лепестку мы вернули цвет (6). Какие вы молодцы.

Воспитатель:- Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (Ответы детей.) Эта техника называется кляксография.

Слайд 18

Воспитатель:- Хотите попробовать?

Воспитатель:- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.

(Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу

и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.

Дети пробуют рисовать.)

Воспитатель:

-Какие интересные рисунки у вас получились. На что они похожи? (ответы детей)

Слайд 19

Воспитатель:

-Посмотрите, вот и у последнего лепестка появился цвет.

-Ребята, мы помогли расколдовать цветик – семицветик? (да)

-Давайте, назовём цвета у каждого лепестка.

-А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей.)

- Какой опыт вам показался интересным больше всего?

-Как называется техника рисования воздухом?(Кляксография.)

-Давайте  вместе вспомним, что вы узнали про воздух (схема – алгоритм)

Слайд 20

- Итак, мы сегодня провели множество опытов. Помогли фее страны Цветалии  расколдовать цветик – семицветик.

Видеописьмо Феи (благодарность за помощь).

Слайд 21

Воспитатель:

Наше путешествие подошло к концу. Кому наше путешествие понравилось, и он ещё захочет проводить опыты - выберите себе красные цветочки, кому не понравилось и опыты проводить больше не хочется –возьмите зелёные цветочки.Вы все были внимательными, активными.Молодцы, ребята.

-А нам пора возвращаться из страны Цветалии (звучит музыка).

Воспитатель:

         -Всем спасибо. На память о сегодняшнем путешествии  каждый из вас получает в подарок мыльные пузыри. А также вы можете забрать свои кугиклы (кувиклы) и рисунки  с собой в группу.