Нетрадиционные формы проведения родительских собраний как ресурс взаимодействия с семьей.
статья (подготовительная группа) на тему

Овсянкина  Анастасия  Александровна

Будьте изобретательны – проводите    родительские  собрания  по – новому,  идите   в  ногу  со  временем и  тогда   вас   ждет   успех,  как  у   детей, так и у родителей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_netradits._sobraniya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные  формы  проведения  родительских  собраний

как   ресурс  взаимодействия  с  семьей.  

Что означает слово «нетрадиционно»?

Высказывания  педагогов.

В словаре синонимов слово «нетрадиционно» обозначает: неординарно, своеобычно, на новый лад, неповторимо, индивидуально, самостоятельно, оригинально, нестандартно, своеобразно, по-новому, по-своему.

А что значит «нетрадиционные  родительские  собрания»?

Это форма  проведения родительских  собраний,  не основываясь на традиции.

А  что  значит   тогда  традиционные   формы   родительских   собраний?

Высказывания  педагогов.

     Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны.

     Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше  оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

     Не надо удивляться, что посещаемость родителями   собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. На наш   взгляд, одной из основных причин является неинтересная и однообразная форма проведения. А ведь собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы.

    Родительское собрание – это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения родительских собраний (монолог воспитателя  в   форме   доклада, а не диалог, пассивность присутствующих, невостребованность их родительского и жизненного опыта) себя изжили. Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения.

     Поэтому   мы  решили  поменять содержание, принципы проведения  родительских   собраний  в  нашей  группе.  Основная  идея  заключается  в  том, что   дети  присутствуют  практически  на   всех  родительских  собраниях,  где    общение  педагогов,   родителей  и  конечно  же  детей  проходит  в   различных   формах.

       Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы:   (на   слайде)   конкурсы  и   совместные проекты,  «круглые   столы», деловые  игры,  «клубы»,  вечера   вопросов  и  ответов, КВН, Ток-Шоу, читательские   конференции, семинары  - практикумы, душевные  разговоры, аукционы,  мастер-классы и т.д.

    Основными   участниками   наших   родительских   собраний   являются  родители   с  детьми  и    поэтому  проблему   стеснительности, зажатости  и  неактивности   родителей  -  снимают   дети, так   как    они  хорошо  друг  друга  знают,  уверены, что   их   мама  и  папа   самые   лучшие  и   всё  знают   и   поэтому   должны  активно   принимать    участие   во   всём.

    С  самими   интересными и   наиболее  запоминающимися   сценариями  родительских    собраний   мы  хотим  вас   сегодня   познакомить.   А   традиционные  они    или  нетрадиционные   -   судить  вам.   Ведь    четких    границ  и  понятий   нет,  а   тем  более   сейчас, когда   все   то, что   мы   считали   5  лет   назад      новым, нестандартным  - сегодня уже   считается   традиционным и  «избитым».

    Первая   тема  родительского  собрания,  с  которой   мы  бы  хотели   вас   познакомить  «Свободное   время  и семейный  досуг».

        Приходя  с  работы,  валясь с ног от усталости,  родители  чаще   всего находят  силы только на домашние хлопоты, оставляя игры с собственным ребенком на «потом».   Вот   нам   и  захотелось:

 1) актуализировать   проблему  досуга   дошкольников;

 2) побудить родителей и детей к совместному проведению досуга;

 3) выработать рекомендации для родителей и детей по совместному времяпрепровождению.

      А  также,   заинтересовать   родителей  жизнью   группы   и способствовать  сплочению  родительского  коллектива   группы.

        В  ходе  мероприятия    мы:    показали  фильм  о  нашей   группе  с   участием  детей, продемонстрировали   групповое   портфолио,  а   также   нацелили  на  создание   индивидуальных   для   каждого  ребенка,   провели   блиц-опрос «Калейдоскоп  домашних занятий». Последними   пунктами в  нашем  блиц-опросе  были   вопросы, о  том  разъиграете  ли   вы  дома   сказки   и   спектакли.   Родители  отвечали – это   сложно,  да и  персонажей  не  хватает.  Тогда   мы  пригласили  детей   и продемонстрировали,  как  это  можно   сделать.  Сразу  хочется   сказать,   что  мы  ничего  не  репетировали  и  не  распределяли  роли  заранее  и  как  развернуться   события   дальше  мы   не  предполагали.  В   сказке   использовали   ранее   выученные   на  различных  занятиях   танцы  и   песни;  роли   выбирали   непосредственно при  показе, всем  детям  надевали  костюмы. Далее  была  проведена  дискуссия  «Как  можно  занять  ребенка  дома» и родители   вместе  с  детьми  пустились  в   совместное  изобразительное  искусство и  рисовали, как  они   проводят  свободное   время   дома.   Получилось   очень   интересно.

      Следующее   родительское   собрание на   тему «Новогодние   традиции  и  обычаи» мы  организовали  в   форме  мастер-класса.

      Воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка.  Главной   целью  мастер-класса  ставили  -  развитие  творческого   потенциала   детей  и  привлечение родителей  к сотворчеству   с   детьми.  Нам,  воспитателям  очень  бы  хотелось,   чтобы  родители  не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса.  Поэтому   для  родителей  и  детей были  приготовлены   интерактивные  новогодние   викторины, где  они  в  игровой   форме не только  отвечали  на   вопросы и  были  непосредственными   участниками  предновогодней  сказки, но и   узнавали   много   нового  и загадочного   о  празднике  «Новый  год».   Затем мы превратили  нашу   группу  в  мастерскую  по  производству   елочных   игрушек.

       Мы  убеждены  в том, что каждый человек – творец. Родитель не исключение. И его творчество заключается, прежде всего, в том, чтобы быть хорошими родителями, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит ответственно относиться к своим обязанностям, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ребенком и наслаждаться этим творчеством.

       Еще   один  мастер-класс  был  организован  по  теме:  «Кушайте – на  здоровье!» .   Где  родителям  были  продемонстрированы   навыки  детей   в   кулинарном   искусстве:  дети   изготавливали  и   оформляли  бутерброды,  украшали  пирожные  для   мам и  бабушек.   Родители  на  вкус и  запах   определяли  продукты,  а  затем   переместились  в  кондитерскую  мастерскую  и  изготавливали  новогоднее  пирожное  в  форме   шишки и  закончилось  это   мероприятие   дружеским   чаепитием  и  дискотекой.

    Следующей   формой  родительских  собраний   были  презентации  совместных   проектов  «Мороз не  велик, стоять  не  велит!»,  «Боевые  ордена»,   «Наш  огород».   Где   участвовали  все:  мамы, папы,  братья, сестры,  бабушки,  дедушки,  воспитатели  и  специалисты  нашего  дошкольного   учреждения.

   Одним  из  последних  нетрадиционных   родительских  собраний  стало на  тему  «Поговори  со  мною   мама!». Основной   целью  которого стало  расширение  представления и обогащение  опыта  родителей по вопросам развития речи  с  применением  лэпбуков.  Узнать о   содержании  программного   материала    по   развитию   речи в  подготовительной  группе   родители  смогли,  участвуя  в    интерактивной   игре   «В  стране  букв и звуков»,  далее   дети   приготовили   для  них   видео-игру «Устами  младенца»,  в   которой   родителям   необходимо   было  отгадать  о   чем   они  говорят  только   по   подсказкам.   Основная   часть  родительского  собрания   состояла  из   практико-ориентированной  совместной  деятельности   детей  и родителей  по  изготовлению  и  заполнению   звуковых  лепбуков.  Лэпбук – это   такая    самодельная   книжка – раскладушка  или  тематическая  папка   с  разными   кармашками  и    подвижным   деталями.  Вся   работа  с  лэпбуком  способствует   обогащению    словарного   запаса,  развитию   мышления, зрительного   восприятия, памяти, внимания, мелкой   моторики.  Каждый   ребенок   мог   выбрать   себе  наиболее  понравившийся    лэпбук  с   определенным   звуков,  таким  образом   мы   смогли  создать   в  группе  звуковые   лэпбуки  на  каждую   букву  алфавита.  Эта   деятельность  принесла   нам,  родителям  и  детям    море   положительных  эмоций  и  продуктивный   результат   работы.

       Хотелось  бы  отметить, что  к   каждому  родительскому  собранию  воспитателями   групп  снимается  видео   фильм  или презентация, которая  демонстрирует   достижения  и   успехи  детей  за  данный  период  времени.  Также  снимаются  видео  игры с  участием  детей,  сказки,  спектакли   и.т.д.

       В   традицию    нашего  дошкольного   учреждения  вошло   проведение  в   нестандартной,  нетрадиционной     форме  не   только  групповых  родительских  собраний, но и   общесадовских.  Самими   интересными,  на  наш   взгляд,   стали:   «Игра  - дело   серьезное»,  где  все театрализованное  действие  было   завязано   на  непринужденной  беседе  двух  мам, в   результате   которого   родители   стали  непосредственными  участниками  интерактивной  программы  по   обсуждению   данной   темы.

       Еще   одной   интересной  темой   нестандартного   общего  родительского  собрания   стала:  «Великие  Луки – город   воинской   славы»,  где   ведущими   стали   сами   дети.   С   их  помощью  родители   смогли  вспомнить  историю  нашего  древнего  города,  узнать  интересные   факты   из   жизни  города,  а  также  продемонстрировать   свои  знания и умения  в   процессе   интерактивной   игры  со   своими  детьми.  

 

       Закончить  наше   выступление   хотелось   бы   словами   из   концепции   дошкольного   воспитания  «… дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного»

Будьте изобретательны – проводите    родительские  собрания  по – новому,  идите   в  ногу  со  временем и  тогда   вас   ждет   успех,  как  у   детей, так и у родителей!