Консультация для педагогов.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
дошкольные группы
Тема консультации.
Интеграция музыки и математики в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Муз. руководитель: Зеленина. Л.Л
Югорск
2016.г.
«Настоящая наука и настоящая музыка
требуют однородного мыслительного процесса»
Альберт Эйнштейн
Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинственная связующая роль чисел в природе и заодно арифметика обогатила основу музыкального построения – музыкальные гаммы. Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.
Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. "Кто это у нас в углу сидит?” - спрашивает мама годовалого малыша и даже не задумывается о том, что это первоначальное знакомство с темой "Углы”. Или заплаканному ребенку говорят: "Не плачь, куплю калач. Не реви, куплю целых три” - и малыш не только успокаивается, но и узнает названия чисел и цифр. Далее следуют колыбельные песенки с пересчетом элементов разных множеств, сказки, где есть ситуации с математическим смыслом. Еще с младшей группы детского сада дети знакомятся со звуками и узнают, что они бывают длинными , короткими, высокими, низкими. Например; в песнях "Птица и птенчики", " Три медвежонка", " Лягушата".
В музыкальных играх дошкольники также получают математические знания, таких как в играх: "Найди свой листик", или "Чей кружок соберется быстрее" закрепляются знания цвета и формы. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалочка. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка. Различные считалки несут в себе неоднородную методическую значимость, поскольку могут научить детей считать до определенного (3,5,7 и т. д. ) Например: "Мыши"
Вышли мыши как - то раз, посмотреть который час.
1,2,3,4, мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон -
разбежались мыши вон.
или игра "Прятки"
1,2,3,4,5, в прятки мы хотим играть,
Надо только нам узнать, Кто из нас пойдет искать.
Старшие дошкольники знакомятся с ориентировкой в пространстве, играя в такие игры, как "Веселый круг", «Три притопа», а игра "Веселый счет", мы ее обычно берем на выпускных утренниках, используется на закрепление порядкового счета и количества.
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Так, Распевка " Лесенка" знакомит с пространственными величинами "Вверх", "Вниз" - Вот иду я вверх, вот иду я вниз.
Многие песни тоже помогают осваивать математику. Например: "Три танкиста", "33 коровы"," Дважды два четыре", в которой можно запомнить часть таблицы умножения.
Пальчиковая гимнастика также закладывает у дошкольников математические знания, такие , как "Семья", "Умывалочка", "Червячки" - 1,2,3,4,5,червячки пошли гулять 2р, Вдруг ворон подбегает, головой она кивает, каркает: "Вот и обед" - глядь - а червяков уж нет! , Музыкально - ритмические упражнения «Четверо лягушат»- Железновы- учат вычитанию.
Как объяснить маленькому ребенку какой звук, высокий, какой низкий? В этом нам помогают детские музыкальные инструменты, некоторые муз. инструменты устроены так, что из них можно извлекать только высокие звуки. Например, треугольник знакомит детей со звонким высоким звуком, а сам инструмент называют математическим термином. Муз. инструменты развивают более тонкий слух, чувство ритма, музыкальную память, мышление.
Разучивание танцев и плясок идет под счет, дети учатся ориентироваться в пространстве; вперед, назад, вправо, влево, по диагонали, парами, врассыпную, тройками и т.д.
Музыкальные и математические операции родственны содержательно и психологически. Занимаясь музыкой человек развивает и тренирует свои математические способности. Занятия музыкой помогают детям развивать воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так, как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учиться в правильной последовательности излагать факты и явления. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов. Музыка помогает изучать математику ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе.
Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.
Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.
Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.
В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Буренина А.И. Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Музыкальная палитра. 2003, №2. С.3
2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. –М., 1958г.
3. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М.: Таланты-XXI век, 2004
4. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.– М., "Просвещение” 1982г.
5. Лаптева В.А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет.– М., "Сфера” 2003г.
6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду.– М., "Просвещение”. 1985г.
7. Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/410049/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-154334-1469968670.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....