ОРКЕСТРОВЫЙ УРОК
материал на тему

 Залипаева Наталия Викторовна

ОРКЕСТРОВЫЙ  УРОК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkestrovyy_urok.docx9.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ОРКЕСТРОВЫЙ  УРОК        

-Сегодня, мои дорогие ребята, я расскажу вам музыкальную сказку, а для этого вам надо сесть на стулья ( стоят по кругу), чтобы всем было хорошо видно и слышно.

( Инструменты по одному на каждого ребенка лежат в большой корзине или красивой сумке.

Дети закрывают глаза и вытаскивают по одному инструменту из корзины.

С закрытыми глазами надо пощупать и отгадать, что за инструмент достался.)

- Ребята, музыкальная сказка начинается с тишины. В одном большом городе был магазин музыкальных инструментов. На его полках лежали и стояли самые разные, очень красивые инструменты. Каждый из них прибыл сюда из какой-нибудь страны. Большие барабаны прибыли из Африки, гулкие волынки – из Шотландии, деревянные ложки – из России, а разноцветные маракасы и всевозможные дудочки – привезли отовсюду.

Инструменты очень скучали на полках днем, потому что на них никто не играл. Зато ночью, когда продавцы уходили домой спать, в магазине начиналась дискотека под названием « Тарарам - шурум-бурум». Инструменты спрыгивали с полок и начинали сами играть и танцевать, стараясь показать, на что способен каждый из них.

                                              «ДИСКОТЕКА»

                             ( муз. А. Шмитца « Микки Маус»)

                            Дети играют и танцуют, как на дискотеке.

- Наигравшись, инструменты затеяли игру «Замри и отомри».

                                 ИГРА « ЗАМРИ  И  ОТОМРИ»

( Это игра – импровизация, в которой дети могут потренироваться выразить бодрое или сонное настроение на разных инструментах, например, барабане и ксилофоне, бубенчиках и маракасах. Их надо разместить в центре круга . Ребенок – солист выходит и пробует сыграть «усыпляющую музыку, все замирают в сонных позах на стульях. Затем он неожиданно играет бодро и громко, все вскакивают и танцуют. Игра повторяется 2-3 раза. Заканчивается она «сонной» частью, потому что « утром инструменты грустно и тихо возвращались на свои полки».

- Но однажды в магазин заглянул очень известный дирижер очень известного оркестра. Он хотел купить несколько инструментов, чтобы пополнить свой оркестр новыми звуками. Но увидев на полках столько чудесных инструментов, он растерялся и не знал, что ему выбрать. Тогда дирижер предложил инструментам показать, на что каждый способен, чтобы можно было узнать лучшие из лучших.

Для этого дирижер предложил каждому инструменту сказать приветствие, например, такое: «Здравствуйте, я бубен, я многое умею! И я очень веселый!». Или: « Здравствуйте, я треугольник. Я звонкий, как колокольчик, и мои звуки похожи на сияющие росинки». Но сказать это не словами, а звуками музыкального инструмента!

                             МУЗЫКАЛЬНОЕ  ПРИВЕТСТВИЕ.

( Перед тем, как дети начнут выполнять задание дирижера, надо показать образец свободной импровизации, например на бубне. Каждое приветствие должно быть кратким, чтобы детям не надоело слушать. Необходимо весело комментировать происходящее.)

                                               «БУСИНКИ»

                 (Ритмическая игра на сохранение темпа и метра.)

- Похвалив все инструменты, дирижер предложил им сыграть в игру « Музыкальные бусинки»: каждый ребенок исполняет на своем инструменте

один звук – музыкальную бусинку. Игра движется по кругу, дети играют строго по очереди, друг за другом. Педагог дирижирует, стоя в центре круга. Он рукой показывает вступление инструментов , стараясь сохранить ровный метрический пульс. Игра повторяется 2-3 круга.

                                              «КАРУСЕЛЬ»  

                ( Ритмичная игра на ускорение и замедление темпа)

Дирижер, стоя в центре круга, предлагает детям покататься на музыкальной карусели: она сначала крутиться медленно, а потом все быстрей. Дети так же, как в предыдущей игре, исполняют по одному звуку.

- Еле-еле, еле-еле закружились карусели,

 А потом-потом-потом – все бегом, бегом, бегом!

 Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

 Раз –два, раз- два – вот и кончилась игра!

- Дирижер все-таки не успел рассмотреть все инструменты как следует и поэтому попросил их « завести хоровод»

                                              «ХОРОВОД»

                                  Полька, муз. А. Филиппенко

( Эта игра позволяет детям обмениваться инструментами.

1-ая часть музыки: кладут инструменты на стул и идут по кругу, хлопая в ладоши.

2-ая часть музыки: берут близлежащий инструмент и играют, импровизируя.)

- Дирижер поблагодарил инструменты за хорошую игру, но так и не смог выбрать себе лучший, поэтому пригласил их всех играть в своем оркестре. И вот настал день первой настоящей репетиции.

                                 « ВЕТЕР - ВЕТЕРОК- ВЕТРИЩЕ»

                                            ( Игра с динамикой).

- Инструменты с самого утра заняли свои места, расселись полукругом и стали ждать своего дирижера. Дирижер пришел на репетицию строгий, подтянутый и сразу попросил внимания ( средние пальцы направлены к детям): это знак тишины и внимания.

-Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку

                                     ( Тихие колебания пальцами)

-Травинка задела соседние – и вот уже по лесу полетел легкий шорох.

                                     ( Колебания более сильные)

-Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты.

      ( Кисти рук медленно поднимаются и опускаются, «дышат»)

- Ветерку надоело сидеть внизу, и он сразу залетел на самые верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю.

( Руки резко развести на большое расстояние вертикально и энергичное тремоло кистями)

-Но вдруг он снова решил пошутить, спрятался на земле под листиком и затих.

        ( Резко сомкнуть ладони без движения, тишина, конец, пауза)

- Потом ветерок решил забраться наверх постепенно, как по лесенке, но добравшись до середины, упал!

           ( Постепенное крещендо руками, разводя их, и полная тишина)

- Дальше  дирижер попросил детей сыграть на инструментах сказку про ветер, которую он будет показывать руками, без слов.

( Действия руками моделируют динамику: много- мало, больше – меньше)

                                ПОСВЯЩЕНИЕ  В  ДИРИЖЕРЫ

- Первая репетиция прошла очень успешно, поэтому я предлагаю кому-нибудь из ребят побыть настоящим дирижером: продирижировать своей первой симфонией. Ее, конечно, нужно будет сочинить. Для этого надо  выбрать 2-3 разных инструмента, встать перед музыкантами и показывать им по очереди, как, сколько и в каком порядке исполнять музыку, которую будет сочинять дирижер. Вот и получится музыка, которую вы сочинили и исполнили!    

                        « ПОСУДНЫЙ  И  ОРЕХОВЫЙ  ОРКЕСТРЫ»

( Дети распределяются на две группы. На одном столике  разложены  4-5 чайных чашек, столько же чайных ложек, 3-4 пары ложек деревянных и 2 разных по размеру пустых заварочных чайника. На другом столике – 5-6 пар целых грецких орехов, столько же очищенных половинок скорлупок и маленькие мешочки, в которых насыпана скорлупа от фисташек.)

- Вы, ребята, должны попробовать, как звучат ваши инструменты, а потом договориться, кто на чем будет играть и выбрать дирижера.

( Основа – любая 2х частная полька, которую исполняет педагог).

                          ФИНАЛ – «ТУРЕЦКОЕ  РОНДО» - муз. В. Моцарт

- Ну, а сейчас мы свой оркестровый урок завершим прекрасным произведением композитора В.Моцарта « Турецкое рондо».

                               ( Разучивается с детьми заранее)