"Основы медиации как процедуры урегулирования споров"
консультация по теме

Что такое процедура медиации и как это можно применять на практике?

  

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_po_mediatsii.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое процедура медиации и как это можно применять на практике?

  Раньше я даже не знала о существовании медиации, как одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте сторон. Но познакомившись с практической и теоретической частью процесса медиации на базовом курсе, я поняла всю важность этого процесса, который играет огромную роль  в предотвращении и урегулировании разной сложности конфликтов.

   Ярким примером, применяя основы медиации , послужит Кейс №1.

    Семья из трех человек: мама, папа и дочь 10 лет. Отец балует ребенка, потакает во всем, разрешает не делать уроки, пропускать школу. Мама ведет другую позицию: просит делать уроки, не пропускать школу, призывает к порядку. Конфликт между матерью и дочерью, так как «Отец хороший, а мать плохая».

Решение

    Медиация, направлена, прежде всего на достижение компромисса, выработку единого решения, которое станет комфортным для всех участников процесса.

     Применительно к данной ситуации, при медиации, прежде всего, в данной ситуации, необходимо решить проблему, не между матерью и ребенком, а между матерью и отцом которые создают систему двойных стандартов в семье, и которые приводят к нагнетанию отношений уже между матерью и дочерью.

       Для стабилизации отношений в семье необходимо провести медиацию с родителями девочки, определив с ними, что они хотят в будущем для своего ребенка, причем с обоснованием позиции, к примеру, отец разрешает дочери не посещать школу, не делать уроки и т.п., следовательно, он готов к тому, что у его дочери не будет образования, так как при неуспеваемости ребенок не сможет сдать ОГЭ, и следовательно¸ не получить аттестат об образовании, не сможет выбрать никакую профессию, кроме малоквалифицированных, никогда не сделает карьеру и т.п. Данная ситуация должна быть наглядно объяснена отцу. Следует провести с ним отдельные беседы по данному направлению, подобрать книги по возрастной психологии и психологии семьи, которые помогут ему лучше понять последствия собственных действий. В данном случае очень важно применение такого принципа медиации, как добровольность, так как без согласия отца подобное урегулирование будет невозможно.

У матери девочки также следует выяснить, абсолютно ли во всех случаях ее строгость обоснована, и не является ли она результатом конфликта между родителями, который переносится на отношения с дочерью. Если же ее позиция обоснована, то следует проработать с обоими родителями каким образом, они должны приходить к единому решению при воспитании ребенка, так как они для девочки создают ситуацию, при которой происходит нарушение авторитета и матери, и отца, так как они противоречат друг другу и ребенок может принимать любую выгодную ей сторону, но предпочитает выбирать более легкий путь.

     После того, как будет прояснена ситуация с обоими родителями, то есть сформируется единое понимание и видение будущего дочери, следует начать работу и с девочкой, так как ужесточение требований со стороны отца ей может быть воспринято как предательство, причем инициированное «злой» матерью.

     Девочке, прежде всего, необходимо объяснить причины, по которым мать бывает с ней строга, не давать запретов без пояснений, а объяснять, какой будет результат от тех или иных действий. Несмотря даже на первоначальное недовольство, если ей и отец, и мать, будут говорить о том, что некоторые запреты идут ей на пользу, что посещение школы и выполнение домашнего задания – важная часть ее будущей жизни, то легче будет их воспринимать. Но при этом, ребенку следует пойти и на определенные уступки (но не в ключевых вопросах), которые станут для нее победами, особенно если приучить девочку обосновывать свои просьбы и требования, не ограничиваясь просто «хочу».

    Трудности во многом будут связаны с прояснением ситуации, как для отца, так и для самой девочки, но при подобной работе, если она увенчается успехом, семье будет создано единое понимание воспитания девочки, появится понимание тех или иных поступков, и причин, которые лежат в их основе, авторитет родителей, в особенности матери со временем будет восстановлены и девочка будет понимать, что родители принимать решения будут вместе и необходимо его принять в том виде, в котором его озвучил один из родителей.

     При этом, родители смогут приучить девочку к пониманию того, что все поступки должны быть обоснованы, что получить какое-то благо можно только заслужив его (к примеру, хорошими оценками, помощью по дому и т.п.), и при этом все запреты также будут обоснованы. Ребенок, привыкнув к подобному регламенту, достаточно быстро адаптируется и даже в переходном возрасте у этой семьи будет не так много проблем.

     Медиация в данном случае является наиболее эффективным способом, так как при этом, не только происходит разрешение конфликта уже существующего, но и понимание будущего развития ситуации. Другие методы разрешения споров, такие как избегание конфликта, могут привести к еще большему усугублению ситуации, формированию неприятия решений со стороны матери и отца. Медиация по своей сути является наиболее значимым методом разрешения споров, если все стороны готовы договариваться.

   Полученные знания и опыт по урегулированию конфликтов с помощью процесса медиации,  способствует формированию профессиональных навыков, которые можно использовать  на тренингах  с педагогами  и в практической деятельности, так как в практике ДОУ также возникают конфликтные  ситуации.

   Медиация, в отличие от консультации психолога, более предметно-ориентирована, т.к. в медиации рассматриваются конкретные проблемы и варианты их решения. Задача медиатора состоит не в том, чтобы вынести какое-то решение, наоборот - решение вырабатывается самими участниками конфликта. Медиатор лишь создает возможность для каждой стороны:
1.    услышать другую сторону, т.е. понять, что именно хочет донести до вас вторая сторона, выразить свои чувства,
2.    выявить истинные интересы каждой из сторон,
3.    восстановить и укрепить связи между конфликтующими сторонами.
Медиатор обеспечивает то необходимое безопасное пространство, в котором стороны конфликта могут развить понимание, доверие друг к другу и совместно работать над решением своих проблем и в дальнейшем, безболезненно общаться друг с другом.

Медиация в  конфликтах очень эффективна, ведь в ней прорабатывается не только сам спор, но и его эмоциональная составляющая, медиация позволяет сторонам спокойно и конструктивно обсудить волнующие их проблемы. В результате стороны спора не только устраняют первопричину конфликта, но и получают психологическое удовлетворение от выгодного разрешения конфликта. А это очень важно, поскольку все мы знаем сколько сил и энергии вытягивают  конфликты, какое моральное опустошение, бессилие мы чувствуем после очередной ссоры или неразрешенной проблемы.
      Если говорить о пользе медиации в  конфликтах, то медиация:
- позволяет сохранить эмоциональные силы сторон, не допустить ухудшения отношений, а наоборот улучшить их за счет более четкого осознания сторонами спора истинных интересов и потребностей друг друга,
- дает уникальную возможность обсудить те вопросы, которые нельзя обсудить в спокойной обстановке (напомним, что одной из задач медиатора является обеспечение благоприятного психологического климата для беседы).
Если в спор вовлечены дети, то медиация помогает родителям в том, чтобы сфокусироваться на индивидуальных потребностях и чувствах их детей и выработать схему дальнейших отношений, сохранить свой статус родителей и ровные отношения друг с другом
   Хочется отметить, что при процессе медиации ни одна из сторон не уходит неудовлетворенной, так как все решения конфликтующие стороны принимают добровольно без оказания на них давления и с соблюдением всех их законных прав. Процесс медиации считается законченным тогда, когда интересы каждого из сторон  будут удовлетворены и составлено медиативное соглашение.

 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №91»

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №91»...

Положение о комиссии по урегулированию споров

Положение о комиссии по урегулированию споров...

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Настоящее Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Положение) разработано на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образо...

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения (далее – комиссия) создается в целях урегулирования разногласий между участниками ...

положение о комиссии по урегулированию споров

положение о комиссии по регулированию споров...

Положение о комиссии по урегулированию споров

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений....