Педагогические, психологические, гигиенические условия использования компьютера в детском саду
статья на тему

Шахова Татьяна Александровна

Статья предназначена воспитателям детских садов и родителям дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические, психологические, гигиенические условия использования компьютера в детском саду

Компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций. 

Необходимые условия применения  компьютера в детском саду:

• Использование информационно-коммуникационных технологий обучения целесообразно начинать с детьми 5-6 лет. 

• Информационно - коммуникационные технологии в образовательном процессе детского образовательного учреждения должны использоваться только тогда, когда они являются более эффективными, чем традиционные технологии обучения, и при соблюдении всех санитарно-гигиенических требований, в частности Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10», утвержденные постановлением  Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 №91. 

• Непосредственно образовательная деятельность с использованием компьютера не должны проводиться за счет уменьшения двигательной нагрузки детей. 

Кроме того, компьютер нужно рассматривать как средство образования. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка. Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Для эффективного и правильного применения игровых компьютерных программ с целью воспитания и развития дошкольника педагогам следует применять на практике ряд рекомендаций.

  1. Приобретайте только лицензионные компьютерные программы, чтобы избежать технических сбоев и неполадок при работе с диском, – маленькие дети очень эмоциональны,  это может их сильно расстроить и даже стать причиной стресса.

  2. Выбирая компьютерную программу, внимательно прочитайте описание, убедитесь, что она подходит вашим воспитанникам по возрасту. 

  3. Отдавайте предпочтение обучающе-развивающим программам, а не развлекательным играм (квестам, аркадам, стратегиям и т.п.). Развлекательные программы могут быть вредны дошкольнику, так как в этом возрасте детская психика имеет ряд особенностей. Дети отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, хорошей фантазией, из-за чего мир виртуальной игры может сильно увлечь малыша, стать значимым, увести ребенка от реальности, исказить реальные представления и привести к дальнейшему неадекватному поведению в обычных ситуациях.

  4. Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Определить содержит ли игра элементы исследования, можно последующим признакам:

 - ребенок проявляет инициативу и пытается решить возникшую проблему самостоятельно;

 - внимательно наблюдает и анализирует текущую ситуацию;

 - делает выводы из наблюдений;

 - действует в соответствии с полученными выводами;

 - в случае ошибки корректирует свои действия и пытается решить проблему другим путем.

  5. Продолжительность игры выбирается в соответствии с возрастом ребенка  и характером игры. Если ритм игры напряжен, то игра не должна быть продолжительной.

  6. Не рекомендуется прерывать игру ребенка до завершения эпизода - человек должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

У детей 5-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому основной способ взаимодействия с вычислительной техникой в данном возрасте происходит посредством игровой деятельности. При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жестокости, агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться: в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой, спортом, общественной жизнью, в «уходе» в виртуальный мир компьютера. 

Педагогам следует помнить, что в дошкольном возрасте главная задача – воспитание психологической готовности к применению компьютера и создание чувства комфортности в процессе работы на нем, т.е. при всей полезности не стоит насаждать вычислительную технику насильно, во всем важно чувство меры.

Существуют жесткие требования к организации режима работы на компьютере детей дошкольного возраста, обустройству рабочего места. Соблюдение этих норм и требований позволит не доводить ребенка до состояния переутомления, перенапряжения, а поможет сделать работу на компьютере полезной и развивающей.

1. Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.  Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет. 

2. После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику,  чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.

3. Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию. Ребенок при работе на компьютере должен сидеть правильно: 

• стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой; 

• монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так,  чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребенка; 

• глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора; 

• расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см; 

• источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор нельзя располагать напротив окна или прямого источника света;

• провода и кабеля компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребенка.

4. В комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха. 

5. Если во время работы с компьютерной программой вы наблюдаете у ребенка такие симптомы, как головокружение, дезориентация, непроизвольные движения или подергивания, следует немедленно прекратить работу с компьютером и этой программой. Это может быть свидетельством сильного эмоционального воздействия содержания компьютерной программы на ребенка, особой его нервной реакции на яркий мерцающий экран, может говорить о сильной впечатлительности или иных особенностях нервной системы, темперамента и характера. 

Будьте внимательны!  

Педагог всегда должен  помнить, что в период дошкольного детства психика ребенка особо чувствительна к внешним воздействиям. Компьютерные программы должны расширять опыт и знания и малыша, стимулировать творческие способности, давать почву для новых идей, обогащать представления о реальном окружающем мире, а не уводить в мир нереальных вещей, предметов и отношений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ

Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада Тест \'\'Я в детском саду\'\'

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаТест \'\'Я в детском саду\'\'...

Игра - основное условие использования компьютера в ДОУ.

Информация о преимуществе работы детей-дошкольников за компьютером....

«Как нам помогает компьютер в детском саду и дома» Правила пользование компьютером для детей.

Правила пользование компьютером для детей.Цель: Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, о правило пользования компьютера о его п...

Игра - одно из основных условий использования компьютера в доу

Игра — одно из основных условий использования компьютера в ДОУ.Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, и впечатлением. В ходе игровой деятел...

Педагогический совет «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»

Использование эффективных форм сотрудничества с родителями в вопросах развития и образования  детей дошкольного возраста....