Тематическое планирование на неделю: Покормите птиц зимой (подготовительная группа)
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Волкова Ольга Сергеевна

Тематическое планирование на неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_nedeli_pokormite_ptits_zimoy.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: Покормите птиц зимой.

Цель: углублять и систематизировать знания детей о пернатых и их потребностях.

Итоговое мероприятие: Оформление лэпбука «Зимующие птицы»

Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми подобрать иллюстрации, песни, стихи, загадки о птицах.

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь».

Сладков «Вороний сигнал». Цель: развивать у родителей интерес к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Рассмотреть с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина, где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;

Консультация для родителей: «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать», «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Рекомендовать родителям в выходные дни совершить прогулку в лес или парк с целью: наблюдения за разными птицами, их поведением.

Обновление развивающей среды:

Внести альбом «Птицы», подобрать загадки о птицах. Схемы экологических цепочек. Иллюстрации «Птицы севера», «Птицы жарких стран». Организовать выставку книг о птицах.

Понедельник

Утро

Утренняя гимнастика:По плану физ. инструктора

Чтение произведения Сладкова «Вороний сигнал».

Цель: учить детей понимать главную мысль произведения, её мораль; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

2. Дидактическая игра «Какая птица?» с использованием наглядного материала. Цель: закрепить знания о перелётных и домашних птицах, развивать умение строить предложения, активизировать словарь по данной теме.

Беседа о птицах:

1. Рассматривание альбома «Птицы»

2. Отгадывание загадок о птицах.

3. Природоведческая игра «Птицы, рыбы, звери»

Цель: выявить и уточнить знания детей о птицах: их многообразии,

внешнем виде, характерных особенностях, питании, передвижении; умении обобщать и классифицировать птиц, рыб, зверей. Учить понимать образный смысл загадок.

Прогулка

Наблюдение за птицами на участке.

Вопросы: - Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? Каких зимующих птиц вы знаете? Что птицам страшнее зимой – холод или голод? Как мы можем им помочь зимой?

Цель: вызвать у детей интерес к живой природе, закрепить знания детей о зимующих птицах, учить строить высказывания типа рассуждений, расширять словарь по теме «зимующие птицы».

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Цель: создать настроение, развивать выразительность пантомимики.

Д/И «Посчитай птиц». Цель: упражнять в согласовании числительных с сущ. (один воробей, два воробья и т. д.) Упражнять детей в метании большого мяча в вертикальную цель. Отгадывание загадок о зимующих птицах. Цель: учить понимать образный смысл загадок.

Наблюдение птиц на участке детского сада возле кормушки. Больше всего здесь крупных птиц: крикливых сорок, ворон. Все это воронья родня. Отметить, что в городе они намного смелее, на кормушке ведут себя шумно.

Ситуативный разговор «Если бы не было птиц, то…». Цель: учить детей делать выводы в ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам.

Труд на участке – развесить кормушки для птиц, насыпать корм. Цель: воспитывать желание помогать птицам в холодное время года. самостоятельная игровая деятельность на участке.

Вечер

Гимнастика после сна.

Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко»

С/Р игра «Птичий двор». Цель: развивать сюжет игры по замыслу, учить детей перевоплощаться в птиц, подражая их повадкам.

Предложить детям выложить из риса или гречи фигуру птицы. Цель: развивать мелкую моторику, творческое воображение, память.

Игра «Назови фигуры, из которых построена птичка». Цель: закрепить знание строения птицы, умение пользоваться моделью.

Д/И «Когда это бывает?». Цель: закрепить приметы времен года, определить приметы начала зимы.

Д/И «Один –много». Цель: упражнять в образовании мн. ч. имен сущ. (ворона –вороны). Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах.

Д/И «Придумай загадку». Цель: упражнять детей в придумывании загадок про птиц, используя элементы описания птиц. Разучить пальчиковую гимнастику «Считалка для ворон». Цель: учить согласовывать движения с текстом, развивать моторику рук.

Настольно-печатная игра «Птицы» (лото). Цель: учить играть по правилам.

Атрибуты для с/р игры, д/и, настольные игры, иллюстрации птиц. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение за тучами и облаками на вечернем небе.

Цель: учить детей выделять снеговые тучи.

П/И «Ветер, льдинки и мороз.

Сюжетно-дидактическая игра «Юные защитники природы». Цель: воспитание бережного отношения к природе, желания беречь

и защищать её. Подвижная игра «Летает, плавает, бегает». Цель: учить детей изображать способ передвижения объектов живой природы, имитируя их движения.

ВТОРНИК

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми «Как живут наши пернатые друзья зимой».

Цель: вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.

П/И «Воробышки и кот». Настольно-печатная игра «Разрезные картинки. Птица». Цель: продолжать упражнять в умении собирать пазлы.  Привлечь детей к оформлению объемного панно «Зимующие птицы». Цель: упражнять в умении вырезать силуэты, закрепить знания о зимующих птицах. Труд по столовой. Цель: учить детей самостоятельно накрывать столы к завтраку.

Упражнять детей в умении рисовать птицу по схеме последовательного рисования. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»

Цель: закрепить умение узнавать птицу по характерным признакам.

Дидактическая игра «Цепочка». Цель: формировать представления о птицах, как о живых организмах (двигаются, летают, плавают, питаются, дышат. размножаются). Чтение художественной литературы: В. Бианки «Красная горка» (из сборника «Лесные были»). Внести схемы, настольно -печатные игры, Самостоятельная игровая деятельность в уголках.  Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Подобрать родственные слова: корм — кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).

Прогулка

Наблюдение за облаками. Предложить детям найти на небе облако похожее на птицу, описать эту птицу, дать ей название. Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа. Развешивание кормушек на ветки деревьев. Раскладывание корма в кормушки.  Цель: формировать у детей ответственное отношение к природе, развивать экологическую культуру.

Труд на участке – подмести дорожки. Цель: воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке. Упражнять детей в ходьбе спиной вперед. Метание снежков в цель.

Ситуативный разговор: «Что может произойти,если не подкармливать птиц зимой

Вечер

Гимнастика после сна.

Разучивание упражнения на дыхание «Согреем птичку дыханием»

С/Р игра «В гостях у Лесовичка». Цель: закрепить правила поведения в лесу через игровую деятельность.

Лепка «Птицы». Цель: учить детей передавать фигуру птицы, её строение, используя разнообразные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др., развивать эстетическое восприятие.

Работа в тетрадях «Продолжи узор». Цель: упражнять в ориентации на листе бумаги в клетку.

Свободное творчество в изоцентре: «Учимся рисовать птиц».

Цель: учить рисовать птиц используя схему для рисования. 

Прогулка

Наблюдение за ветром. Как ветер влияет на полет птиц?. Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений.

П/И «Совушка». Предложить детям понаблюдать за птицами. Какие птицы прилетают к нам на участок?. Цель: учить правильно определять птиц по их внешнему виду, замечать красоту, живущих рядом птиц. Наблюдать за их повадками и поведением. Обратить внимание на то, что птицы живут рядом с нами, они часть родной природы, птицы наши друзья, мы должны заботиться о них.

Подвижная игра «Я знаю пять названий птиц». Цель: развивать двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц.

Утро

СРЕДА

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми «Кто заботится о птицах». Цель: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

П/И «Зимующие – перелетные». Дидактическая игра «Кто как кричит». Цель: закрепить знания детей о том, как птицы подают голос.

Рассматривание картины «Птицы на кормушке».

Вопросы: Какие птицы прилетели на кормушку? Почему они прилетели? Подумайте, какой корм каждый их них хотел бы здесь

найти? Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах, их потребностях; вызвать у детей сочувствие и желание им помочь.

Труд в уголке природы –уход за комнатными растениями. Цель: упражнять в умении рыхлить землю в горшках.

Д/И «Птичья столовая». Цель: упражнять детей в заучивании стихотворения, используя мнемотаблицу.

Знакомство с моделью «Птица». Цель: уточнить представление детей о строении птиц. Учить пользоваться знаково-символической схемой строения птиц.

Д/И «Я начну, а ты продолжи». Цель: упражнять в умении описывать птицу по мнемотаблице.  Настольно –печатная игра «Тропинки –лабиринты». Цель: закрепить названия птиц. 

Прогулка

Определить с детьми погоду сегодняшнего дня. Вспомнить, какая погода была вчера. Учить сравнивать, замечать изменения, приучать планировать, чем будут заниматься на участке в зависимости от погоды.

П/И «Третий лишний». Во время подкормки птиц наблюдать за их повадками. Задать вопросы. Какие птицы прилетают к кормушке? Чем питаются птицы? Какие птицы какой корм любят? Воспитывать наблюдательность.  П/И «Коршун и наседка». Упражнять детей в выполнении шага «боковой галоп».

Подвижная игра «Четвертый лишний». Цель: развивать умение классифицировать птиц, отвечая на ошибку воспитателя определёнными движениями. Ситуативный разговор «Чем питаются птицы?». Беседа «Правила безопасного поведения зимой на участке».

Предложить насыпать корм для птиц. Цель: воспитывать желание помочь птицам зимой. 

Вечер

Гимнастика после сна.

Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц из коробок и пластиковых бутылок. Цель: развивать вариативность мышления, показывая, как изменение исходного материала ведёт к изменению результата работы, воспитывать чувство сопричастности и любви к окружающей природе.

Д/И «Фантастическая птица». Цель: развивать воображение, учить придумывать фантастических птиц. Д/И «Построй птицу». Цель: упражнять в умении строить изображение птицы, используя геометрические фигуры. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Красная горка» (из сборника «Лесные были» - продолжение).

Д/И «Чей хвост? Чей клюв?». Цель: упражнять в умении называть птиц по внешним признакам.

Прогулка

Наблюдения за наступлением вечера, как ведут себя птицы при наступлении темноты. Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений.

П/И «Птички на дереве». Подвижная игра «Волк во рву». Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, действовать (имитировать движения волка и гусей) согласно выбранной роли и текста.

Утро

ЧЕТВЕРГ

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми «Здравствуй, зимушка-зима». Цель: дать представление о зимних явлениях, влияющих на жизнь и поведение птиц.

П/И «Успей вылететь».

Беседа о перелётных птицах. Цель: формировать обобщенное представление о перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище; закрепить знания о значении птиц в жизни людей. Обогащать словарь по теме «Перелётные птицы». Дидактическая игра «Кто больше назовёт перелётных птиц». Цель: закрепить знания о перелётных птицах. Дежурство. Цель: учить готовить рабочее место к нод. Вырезывание изображений птиц. Цель: узнавать и классифицировать птиц, любоваться их разнообразием и красотой, умело пользоваться ножницами: вырезать по контуру птиц. Работа с моделью «Как мы помогаем птицам». Цель: воспитывать экологическую культуру - дать понять детям, как мы можем внести вклад в дело сохранения природы; учить детей понимать язык символов, делать выводы и умозаключения. Беседа с детьми о том, куда они ходили с родителями, рассмотреть, принесённый ими природный материал, полюбоваться разноцветными листьями; спросить детей: на что или кого похоже тот или иной листок; предложить выложить на столе изображение сказочной птицы. Цель: развивать воображение, эстетическое восприятие.

Упражнение для пальцев под текст стихотворения И. Токмаковой «Птичек стайка». Цель: развивать мелкую моторику рук, запоминать текст стихотворения.

Составить сравнительный рассказ о снегире и синице.

Прогулка

Наблюдение за синицами. Они прилетели из леса в поисках пищи. Рассмотреть их окраску. Рассказать о том, что свое название они получили из-за своего пения: «Синь – синь».

Д/И «Птицы, звери, рыбы». Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки. Цель: узнавать и называть прилетевших птиц, понаблюдать за поведением, отметить предпочтения синички (сало, вызвать эмоциональный отклик. Подвижная игра «Волк во рву». Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, действовать согласно выбранной роли.

Д/И «Сколько птиц на кормушке?» Цель: учить составлять и решать простые задачи на наглядной основе. Упражнять детей в ходьбе и беге «змейкой» между спортивным оборудованием. Ситуативный разговор «Пользу или вред приносят птицы?».

Беседа с детьми «Мороз и металл». Цель: воспитывать правила безопасного поведения на прогулке. Труд: почистить кормушки, насыпать корм. Цель: воспитывать желание помогать птицам. Самостоятельная двигательная активность на участке.

Вечер

Гимнастика после сна.

Лепка «Птицы». Цель: учить детей передавать фигуру птицы, её строение, используя разнообразные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др. ; развивать эстетическое восприятие.

Д/И «Счетные палочки». Цель: упражнять в умении составлять птиц из счетных палочек.  Д/И «Четвертый лишний». Цель: развивать внимание и наблюдательность детей.

Чтение художественной литературы: В. Берестов «О чем поют воробышки».

Театрализация «Где обедал воробей?», Д/И «Скажи наоборот». Цель: упражнять детей в подборе слов-антонимов.

Слушание фонограммы с голосами птиц. Цель: узнавать голоса птиц: соловья, скворца, кукушки. Предложить детям подумать, в какое время года это происходило; как они догадались; можно ли услышать голоса этих птиц сейчас?

Найти в альбоме птиц, чьи голоса они слышали. Подготовка к викторине: заучивание стихотворений о птицах. Цель: поддерживать интерес к птицам, развивать память и интонационную выразительность речи.

Дидактическое упражнение «Найди ошибки художника». Цель: развивать внимание, восприятие, речь, закреплять знания о внешнем виде птиц.

Прогулка: наблюдение за одеждой людей. Предложить детям назвать зимнюю одежду. Из чего она должна быть сшита и связана, почему? Добиваться, чтобы дети правильно называли тот или иной предмет одежды.

Д/И «Какая одежда у птиц», П/И «Птицелов».

Провести опыт «Как маскируются животные». Цель: формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

ПЯТНИЦА

Утро

Утренняя гимнастика.

Д/И «Какое у тебя настроение?». Цель: упражнять в умении давать оценку своим эмоциям.

Беседа с детьми «У меня есть лучший друг». Цель: воспитывать у детей дружеское отношение к другим детям. Дидактическая игра «Кто больше назовёт зимующих птиц». Цель: закрепить знание зимующих птиц.

Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц из коробок и пластиковых бутылок. Цель: развивать вариативность мышления, показывая, как изменение исходного материала ведёт к изменению результата работы, воспитывать чувство сопричастности и любви к окружающей природе.

Труд в уголке природы. Цель: выяснить, какие растения нуждаются в поливе, а какие нет, выяснить, почему цветы нужно поливать неодинаково.

Рассказать, как ребенок помогает птицам зимой (рассказ из личного опыта).

Д/И «Назови ласково». Цель: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных

Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Цель: закреплять знания о стадиях развития птицы (яйцо, птенец, птица, развивать связную речь.

Беседа с детьми о том, каких они видели зимующих птиц по дороге в детский сад. Цель: продолжать формировать обобщенное представление о зимующих птицах, воспитывать гуманное отношение к природе, развивать умение строить сложные предложения.

Загадывание загадок о разных птицах. Предложить детям нарисовать отгадки. Цель: учить узнавать птиц по характерным признакам, отображать их в своих рисунках.

Прогулка

Наблюдение солнца. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень. Продолжить знакомить детей с некоторыми закономерностями в природе.

П/И «День –ночь».

Труд на участке – собрать крупный мусор. Цель: воспитывать желание поддерживать порядок на участке.

Упражнять детей в быстром беге со сменой направления по сигналу воспитателя. Д/И «Что говорит нам пословица». Цель: развивать умение детей понимать смысл народных пословиц и поговорок.

Разучить пальчиковую гимнастику «Кормушка». Ситуативный разговор «Как нам сберечь здоровье зимой?». Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Вечер

Гимнастика после сна.

Викторина «Птицы - наши друзья». Цель: закрепить знания детей о птицах, умение обобщать и классифицировать; учить выделять взаимосвязь в природе. Закреплять умение понимать и расшифровывать модели; развивать мыслительную деятельность в процессе экспериментирования.

Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызвать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы, иллюстрации, художественное слово, игры.

Дидактическая игра «Улетает - не улетает». Цель: отличать перелётных птиц от других. Чтение художественной литературы: В. Витка «Синица». Отгадывание загадок про птиц.

Прогулка

Наблюдения за следами на снегу.

Д/И «Где чьи следы?». Цель: развивать наблюдательность, воображение, закрепить знания об окружающем мире. П/И «Кого не стало?». Предложить детям собрать семена для зимующих птиц. Побеседовать о том, как птицам зимой голодно и холодно, ягоды и семена под слоем снега, жучки и паучки спрятались под корой деревьев. Наша задача помочь птицам перезимовать и не умереть от голода. Цель: воспитывать сочувствие к живой природе, желание ей помочь.

Подвижная игра «Я знаю пять названий птиц». Цель: развивать двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по экологии «Покормите птиц зимой»

Комплексно-тематическое планирование по экологии «Покормите птиц зимой»...

Опыт работы - Акция "Покормите птиц зимой" подготовительная группа

Акция "Покормите птиц зимой" подготовительная группа...

ОПЫТ РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Цель акции:- Помочь зимующим в нашем районе птицам пережить холодный периодЗадачи акции:- Познакомить детей с видовым разнообразием птиц, живущих в нашей области – провести познавательную эколог...

Календарно тематическое планирование на тему "Покормите птиц зимой"

Календарно тематическое планирование на тему "Покормите птиц зимой"...

Картотека стихотворений, скороговорок, загадок на тему "Покормите птиц зимой"(Подготовительная группа)

Картотека стихотворений, скороговорок, загадок на тему "Покормите птиц зимой"(Подготовительная группа)...

Акция "Покормите птиц зимой" (Подготовительная группа)

Задачи:- расширить представления детей о птицах,об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное вр...