Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни».
консультация (старшая группа) на тему

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни».

                                                         Подготовила: воспитатель- Волкова Н. А.

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы.

 На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", наша задача научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир, достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, я провела анкетирование в группах среднего возраста.

Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"

Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?________________________________

Интересует ли Вас лично данная проблема?                              __ да__ 

Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?___________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?  ___готовы оказать помощь___ 

В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую Дея-ть в природе можно осуществить с детьми)

Ваши предложения, пожелания. _чтобы дети чаще находились на свежем воздухе, ознакомить родителей с проблемой экологического воспитания___ 

Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Возможные мероприятия проводимые по теме «Экологическое воспитание».

 1.наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.

2. Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

3. Поход - это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические.

4. Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

5. Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей.

6. Один из наиболее значимых - праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе, как ее важной части.

7. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

8. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

9. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В дошкольных учреждениях заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала.

10. В помощь родителям оформляется "Экологический стенд", где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

11.Воспитатели готовят консультации для родителей, например о лечебных свойствах лесных ягод: "Как правильно приготовить варенье, соки, не потеряв витамины", "Ежевика - источник здоровья", "Малина - в каждом доме" и т.д. Можно завести папку-копилку, в которую вместе с родителями собирать рецепты лечебных напитков, "бабушкины советы".

Экологическая культура — это одно из базовых оснований личности, представляющее собой сформированность духовно-нравственного сознания и эмоционально-окрашенного отношения дошкольника к природе (С. А. Суркина).

Основываясь на данных проведенного научно-теоретического анализа, определен следующий структурно-компонентный состав экологической культуры дошкольника.

Структурно-компонентный состав экологической культуры дошкольника

Компоненты

Характеристика

1.Мотивационный

Потребности

Ценностные установки

Субъектное отношение

Субъектная позиция

Эмоции

Чувства

2.Содержательный

Научное мировоззрение

Знания

Представления

Умения

Познавательная активность

Интересы

3.Деятельностно-практический

Навыки

Привычки

Поступок

Поведение

Деятельность

4.Рефлексивный

Самооценка

Самосознание

Самокритичность

Сформированность указанных выше компонентов экологической культуры замеряется следующими качественными показателями:

  1. Наличие потребностей и эмоционально-положительного настроя в общении с природой. Сформированность ценностных установок, нравственного отношения, партнерской позиции по отношению к окружающему миру.
  2. Сформированность системы экологических знаний, понимание целостности окружающей природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее элементов. Наличие познавательной активности, устойчивого интереса к окружающему миру природы. Сформированность интеллектуальных умений.
  3. Глубокое осознание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с природой. Сформированность навыков природоохранительной деятельности.
  4. Адекватная оценка деятельности человека в природе, самооценка, отвечающая требованиям экологического императива.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, помогают наладить взаимоотношения с ним. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека....

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС.

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дет...

Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни».

Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни»....

консультация для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни"

консультация для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни"...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни»

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средство...

Консультация для педагогов Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС

Консультация для педагогов Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС...