Технология проблемного обучения в детском саду
статья (старшая группа) на тему

Рагузина Наиля Рястямовна

Технология проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_prom_obuch.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.  ( Питер Клайн).

        Мы с вами знаем, что у выпускника детского сада должны быть сформированы такие интегративные качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) , поставленных как взрослым, так и им самим. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребёнка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребёнка. Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

      Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления. Методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием – это часть метода.

     Прежде всего необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

         И так, решение познавательных  задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.

      Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

     Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки. Для этого существуют различные формы организации проблемного обучения.

               Организация проблемного обучения в детском саду

 Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

Существуют четыре уровня проблемного обучения:

  1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
  2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

          В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми. В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методом.

        В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

          Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

       Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по- новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

       Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

              Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день? Или ещё один пример: «Что должна сделать сестра, чтобы найти и спасти брата Иванушку? Всё ли она делала верно?» Ребёнок непроизвольно ставит себя на место персонажа и пытается представить, что бы он сам смог сделать в подобной ситуации. Родители могут показать, как они решают проблемные задачи в реальной жизни: например, при нехватке денег, приобретают мебель по объявлению в газете, где дешевле.

         Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи , задания или учебной проблемы. Такие ситуации создаются воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

  • подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
  • излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;
  • определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); – ставим проблемные задачи.

          Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

              Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия:

«Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А.М. Матюшкин, – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

               На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний. Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.  Приведём пример, как принести воду в решете? Для этого воспитатель организует ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лёд. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из ёмкости. Проблемный метод может быть использован в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его. Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

                                 Используемая литература:

  1. Михеева Е.В “ Современные технологии обучения дошкольников”.
  2. Селевко Г.К ‘’Современные образовательные технологии’’.
  3. Интернет-ресурс: http:// podsnezhniksad.ukoz.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»

Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...

Консультация "Технологии проблемного обучения в детском саду".

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.Проблемное обучение — организованный...

Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»

Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...

Технологии проблемного обучения в детском саду

Описание и методика построения проблемного обучения (обобщение опыта)....

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать и наконец ...

«Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».

Мы с вами знаем, что согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблем...

Презентация к консультации «Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».

Сегодня мы с вами рассматриваем технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учи...