РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ «ОЗОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Велисевич Инна Валерьевна

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Данная методическая разработка, составленная и апробированная, имеет углубленную работу по развитию мелкой моторики,  через использование нетрадиционных техник рисования. Данное рисование не утомляет  малышей, у них  повышается  работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания,  активизируется речевое развитие, формируются творческие способности.

 Кружковая работа организуется в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

 

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научатся правильно держать карандаш, сформируют навык завязывания и развязывания шнурков, узелков, лент, застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  

«Детский  сад  № 51  «Ёлочка»

комбинированного  вида  города  Белово»  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

«ОЗОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым способом для развития мелкой моторики рук, считается применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.  

         Поэтому одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на речевое развитие. Существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом.

Актуальность кружковой работы в том, что с  обучением пальчиковым играм используется знакомство детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет  интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.  При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, что позволяет отлично развивать координацию. Кроме того, это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. 

      Таким образом, данная методическая разработка, составленная и апробированная, имеет углубленную работу по развитию мелкой моторики,  через использование нетрадиционных техник рисования. Данное рисование не утомляет  малышей, у них  повышается  работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания,  активизируется речевое развитие, формируются творческие способности.

 Кружковая работа организуется в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научатся правильно держать карандаш, сформируют навык завязывания и развязывания шнурков, узелков, лент, застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

       

            Комплекс состоит из нескольких этапов:

  • Самомассаж кистей и пальцев: (воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук).

  • Массаж лица: (снимает напряжение; при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений).

  • Артикуляционная гимнастика: (формирование правильного произношения звуков).

Цель: создание условий для развития речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр с помощью средств нетрадиционной техники изобразительного искусства

Задачи:

  • Привить детям любовь к художественному слову
  • Познакомить детей с пальчиковыми играми
  • Познакомить с видами нетрадиционного изображения
  • Развивать фантазию, творческое воображение
  • Развитие коммуникативных навыков

Упражнения, направленные на самомассаж кистей и пальцев рук:

  • растирание ладоней, пока руки не станут горячими;
  • массаж ладонных поверхностей, с помощью пощипывания, сначала одной ладони, затем другой;
  • катание по ладони ребристого карандаша, постепенно увеличивая силу надавливания на карандаш;
  • сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно;
  • поглаживание ладоней, или встряхивание рук.

Упражнения, направленные на массаж лица: массируем лоб, щёки, ушки, носик:

  • оттягивание ушной раковины вперед, а затем назад;
  • интенсивное «рисование» кругов на щеках, одновременно указательным и средним пальцами;
  • интенсивное «рисование» кругов на подбородке, затем на лбу;
  • массировать интенсивно указательным и средним пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз;
  • подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания;
  • открыть рот и делать резкие движения нижней челюстью слева направо и наоборот;
  • сделать длительные вдох и выдох, откинувшись на спинку стула, руки опущены вдоль туловища.

Следующий этап - артикуляционная гимнастика. Работа над развитием артикуляционного аппарата, является одной из первостепенных задач, в работе над формированием правильного звукопроизношения. Данные упражнения понятны ребёнку и доступны. Каждое упражнение проводится в течение 2-х месяцев.  

  1. «Приключения зайки»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка»

Утром рано просыпался,

Чисто - чисто умывался.                      язычком облизывать губы

Открывал на окнах шторку,                       открыть рот

Делал влажную уборку.                               Во рту водить языком

Про зарядку не забыл,                                    «качели»

Грызть морковку приступил.                         Изобразить как грызут

 

В лес отправился скорей.

Встретил много там друзей.

У пруда сидит лягушка                         «Улыбочка»

Села на язык ей мушка.

 

Вот устал колючий ёж,

Гриб нашёл, не унесёшь.                      «Грибок»

Вот хомяк спешит домой                       надуть щёки

Набил щёки он едой.

 

Вот олень с рогами,

Цок, цок, цок ногами.                               «Лошадка»

Он спешит, бежит рысцой.

И скорей, скорей домой.

 

Это друг любимый – мишка

Собирает в лесу шишки.

Ест малину, сладкий мёд

Зайку в гости он зовёт.                   Жевательные движения, облизывать губы

Зайка наш домой идёт,

Дома чай из чашки пьёт.                         «Чашечка»

Окна двери закрывает,                           открытый рот закрыть

И в кроватке засыпает.                              «Лопаточка»

  1. «Овощи»

Жил на свете бегемот,

Широко открывши рот,                                         открывать широко рот

Он ходил в свой огород,

Улыбался во весь рот.                                      «Улыбочка»

 

Брал лопатку в руки                                        «Лопаточка»

И копал без скуки,

Вверх – вниз, вверх- вниз                                «Качели»

Наклонялся наш малыш.

 

Вот зелёный удалец –                                      «Трубочка»

Это вкусный огурец,

Здесь не рыжая плутовка,

Это тонкая морковка.                                     Втянуть щёки

Здесь пузатый кабачок                               щёки надуть

Солнцу показал бочок.

Вот здесь горьки лук, чеснок,                    плевательные движения

Съесть он их уже не смог.

Надо овощи сажать,

Чтоб здоровым, сильным стать.                 «Язычок силач»

 

  1. «Фрукты»

На лесной опушке

Жил енот в избушке.

Утром рано он вставал

Окна, двери открывал,                                широко открыть рот

Свежий воздух запускал.                             вдыхать открытым ртом

 

Отправлялся в сад он, ух – ты,

Собирал себе он фрукты.

По ступенькам вниз спускался,                «Ступеньки»

После вверх он поднимался.  

 

Вот на ветке висит груша,                             «бублик»

Съест её мышонок Луша.

А для маленького заиньки

Кругленькие яблоки.                                           Надуть щёки

 

Сливы много мы нарвём,

В чашку все мы их кладем.                              «Чашечка»

Дома сварим мы варенье                              «Вкусное варенье»

Завтра ждёт всех веселье.

 

Будем чай с вареньем пить,

Под гармошку песни лить.                                 «Гармошка»

На качелях все качаться                                     «качели»

Урожаю улыбаться!                                              «Улыбочка»

  1. «Ягоды»

Наш весёлый язычок,

Повернулся на бочок,                                            «Часики»

На другой он повернулся,

Рано с солнышком проснулся.                          «Часики»

 

Широко он улыбнулся,                                        «Улыбочка»

Вверх сильнее потянулся.                                Острый язык вверх

В лес гулять скорей пошёл                                  «Ступеньки»

И на ягоду набрёл.

 

Здесь малина и клубника,                         язычок двигается в разные стороны

Здесь калина, ежевика,

Здесь рябина и морошка,

И брусники есть немножко.

 

Язычок набрал в лукошко                       «Чашечка»                

И малины, и морошки.

В гости дятла он позвал                          «дятел»

И лягушку приглашал.                                  «Улыбочка»

Язычок блинов нажарил                           «Блинчик»

И варенья наварил                                      «Вкусное варенье»

Как поели, домой отправил

И конфеткой угостил.                               «Конфетка»

                                Артикуляционные упражнения

"Окошко"

широко открыть рот — "жарко" закрыть рот  — "холодно".

"Чистим, зубки"

улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

"Чашечка"

улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

"Дудочка, Трубочка, Бублик"

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

"Грибочек"

улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке.

присосать широкий язык к нёбу.

"Язычок силач"

губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

"Лошадка"

вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

"Индюки болтают"

языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

"Орешки"

рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

"Качели"

улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

"Часики"

улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

"Блинчик"

улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

"Вкусное варенье"

улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

"Гармошка"

улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу),

не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).                                   

                                     Программное содержание

Октябрь  

1 неделя.  Тема: «Овощи с огорода»

1. Развивать мелкую моторику рук.  

2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.  

3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.  

4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.  

5. Стимулировать тактильные ощущения.  

6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».

2. Упражнение  «Огурец» - раскрась по образцу.  

3. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно) .

4. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.  

5. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.  

2 неделя. Тема: «Одежда»  

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.  

2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.  

3. Учить последовательно, одевать и раздевать куклу.  

4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.  

5. Воспитывать бережное отношение к одежде.  

Упражнения

1. Пальчиковая игра «Гномики - прачки» .

2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц.  

3. Упражнение. «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.  

4. Дидактическая игра «Оденем Петю».

5. Упражнение. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.  

6. Самомассаж гранеными карандашами.  

3 неделя. Тема: «Транспорт»  

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.  

2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.  

3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.  

4. Учить работать с бумагой - разглаживать скомканную бумагу.  

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.  

Упражнения

1. Упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.  

2. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.  

3. Упражнение «Проехала машина» - рисуем на песке, рассыпанным тонким слоем на подносе, следы от машины.  

4. Упражнение «Топай-хлопай».

5. Пальчиковая игра «Вертолет».

6. Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком бусинки.  

4 неделя. Тема: «Домашние животные»

1. Развивать мелкой моторики рук.  

2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.  

3. Учить детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости.  

4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.  

5. Стимулировать тактильные ощущения.  

6. Воспитывать любовь к животным, фантазию.  

Упражнения

1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.  

2. Упражнение «Коготки и лапки».

3. Упражнение «Домашние животные» - найти фигурки животных и на ощупь определить кто это.  

4.Упражнение  «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.  

5. Дидактическая игра «Животные и их детеныши».

6. Самомассаж гранеными карандашами.  

Ноябрь  

1 неделя. Тема: «Игрушки»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.  

2. Продолжать учить координированию движения с речью.  

3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.  

4. Стимулировать тактильные ощущения.  

5. Закреплять у детей умение работать с бумагой - разглаживание смятой в комочек бумаги.  

6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.  

Упражнения

1. Пальчиковая игра «Игрушки».

2. Упражнение «Лошадка».

3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.  

4. Упражнение "Собери матрешку»-2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.  

5. Упражнение «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик) .

6. Упражнение "Платочек для куклы" - определение фактуры материала.  

7. Упражнение «Пирамидка»  - лепка из пластилина  

8. Самомассаж косточками фруктов.  

2 неделя. Тема: «Птицы»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.  

2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.  

3. Продолжать учить координировать движения с речью.  

4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать  в комочки.  

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.  

Упражнения

1. Пальчиковая игра. «Утята».

2. Упражнение «Птичьи следы на песке» - рисуем на песке пальчиками.  

3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.  

4. Упражнение «Что внутри?» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).

5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.  

6. Оригами «Птички».

7. Самомассаж  бусинками.  

3 неделя. Тема: «Тема: «Посуда»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.  

2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.  

3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.  

4. Стимулировать тактильные ощущения.  

5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.  

6. Воспитывать бережное отношение к посуде.  

Упражнения

1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками) .

2. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.  

3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

4. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.  

5. Дидактическая игра «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей.  

6. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.  

7. Самомассаж гранеными карандашами.  

4 неделя. Тема «Транспорт»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.  

2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.  

3. Стимулировать тактильные ощущения.  

4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к деятельности.  

5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.  

6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.  

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».  

2. Упражнение. Собери фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».  

3. Игра «Грузовик построим сами».  

4. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам.  

5. Самомассаж гранеными карандашами.  

6. Упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку.  

Декабрь  

1 неделя. Тема: «Дикие животные»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.  

2. Стимулировать тактильные ощущения.  

3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.  

4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.  

5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.  

6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой.  

Упражнения  

1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.  

2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.  

4. Подвижная игра «Зайка».

5. Упражнение «Веселые зверята».

6. Угостим медвежонка медом  – рисование сот пальчиковыми красками.  

7. Самомассаж  мячиками (ежиками).

2 неделя. Тема «Деревья»

1. Развивать мелкую моторику рук.  

2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.  

3. Научить детей завязывать узелки, бантики, шнурки.  

4. Формировать умение координировать речь и движения.  

5. Стимулировать тактильные ощущения.  

6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.  

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».

2. Игра «Веселые ладошки»  - завязываем узелки, бантики, шнурки.  

3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

4. Упражнение «Найди пару» - найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль) .

5. Упражнение «Осенние деревья» - рисование ладошками.  

6. Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.  

7. Самомассаж  косточками фруктов.  

3 неделя. Тема «Зима. Признаки зимы»

1. Развивать мелкую моторику рук.  

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.  

3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.  

4. Стимулировать тактильные ощущения.  

5. Знакомство с пластилином, как с художественным материалом.  

6. Развивать умение сматывать клубочки.  

Упражнения

1. Упражнение «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.  

2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки. 

3. Упражнение «Вязаные лоскутки»- работа с лоскутками, связанных из разных ниток.  

4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка»

5. Самомассаж мячиками (ежиками) .

6. Упражнение «Дорисуй ветку, на которой сидит воробей».  

7. Упражнение  «Пластилиновые рожицы» - рисуем пластилином.  

4 неделя. Тема: «Новый год. Елка»

1. Развивать мелкую моторику рук.  

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.  

3. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.  

4. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.  

5. Развивать умение сматывать клубочки.  

6. Стимулировать тактильные ощущения.  

7. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.  

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяных ниток клубочки

3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.  

4. Упражнение «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.  

5. Упражнение  «Наряжаем ёлку»- рисуем пластилином елочные игрушки.  

6. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу.  

7. Самомассаж косточками фруктов.  

Январь  

1 неделя. Каникулы  

2 неделя. Тема «Снег идет»

1. Развивать мелкую моторику рук.  

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.  

3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.  

4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.  

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.  

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2. Упражнение  «Снегопад» - рисуем пластилином.  

3. Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.  

4. Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

5. Самомассаж гранеными карандашами.  

6. Упражнение «Погуляем»  - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.  

3 неделя. Тема: «Одежда»

1. Развивать мелкую моторику рук.  

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.  

3. Учить создавать узор из кругов, штрихов.  

4. Стимулирование тактильных ощущений.  

5. Воспитывать желание помогать маме.  

6. Развивать творческую фантазию.  

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».

2. Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.  

3. Упражнение «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.  

4. Упражнение «Ткань на новое платье» - работа с лоскутками разной фактуры.  

5.Упражнение «Укрась платье Маруси» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.  

6. Самомассаж косточками фруктов.  

4 неделя. Тема «Дикие животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.  

2.Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.  

3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.  

4. Воспитывать любовь к природе.  

Упражнения

1. Пальчиковая игра «Апельсин».

2. Упражнение «Зоопарк» - игра с решеткой для мойки.  

3.Упражнение «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки).

4. Упражнение «Угости белочку орешками» - аппликация техникой обрывания бумаги.  

5. Упражнение «Разноцветный заборчик»  - игра с прищепками.  

6. Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.  

Февраль  

1 неделя. Тема «Виды транспорта»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.  

2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.  

3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.  

4. Развивать глазомер и точность.  

5. Стимулировать тактильные ощущения.  

Упражнения

1. Упражнение «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками.  

2. Упражнение «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге.

3. Упражнение -  лабиринт «Чей кораблик? ».

4. Самомассаж мячиками (ежиками) .

5. Пальчиковая игра  «Путешествие».

6. Упражнение «Игры с пуговицами» – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.  

2 неделя. Тема «Профессии»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.  

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.  

3. Стимулировать тактильные ощущения.  

4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал.  

5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.  

Упражнения

1. Пальчиковая игра  «Строим дом».

2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в коробке.  

3. Упражнение «Каталог тканей» - определить на ощупь какая это ткань.  

4. Упражнение «Собери красивый букет» - шнуровка.  

5. Упражнение «Мы строители» - строим из строительного материала гараж.  

6. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, а в другую - большие.  

7. Самомассаж гранеными карандашами.  

3 неделя. Тема «Защитники отечества»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук

2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.  

3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.  

4. Учить детей завязывать узелки и бантики.  

5. Стимулировать тактильные ощущения.  

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

2. Упражнение. Собери фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».  

3. Упражнение  «Салют» - рисуем пальчиковыми красками

4. Упражнение «Желуди»- с желудями.  

5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.  

6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.  

4 неделя. Тема «Конец зимы»

1. Развивать мелкую моторику рук.  

2. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.  

3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.  

4. Стимулирование тактильных ощущений.  

5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.  

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

2. Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.  

3. Самомассаж гранеными карандашами.  

4. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.  

5. Упражнение «Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.  

6. Игра «Чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.  

Март  

1 неделя Тема: «Мамин праздник» 

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.  

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.  

3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.  

4. Стимулирование тактильных ощущений.  

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.  

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.  

Упражнения

1. Упражнение «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.  

2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.  

3. Подвижная игра «Подарок маме».

4.Упражнение «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками

5. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.  

6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.  

7. Самомассаж косточками фруктов.  

2 неделя. Тема: «Дом»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.  

2. Обучение рисованию кругов.  

3. Стимулировать тактильные ощущения.  

4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек.  

5. Развивать чувство формы.  

6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.  

7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.  

Упражнения

1. Игра «Что лишнее? » - «Чудесный мешочек».

2. Пальчиковая игра:  «Кроватка», «Стул».

3. Упражнение «Домик для мишутки» - рисуем на манке.  

4. Дидактическая игра «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.  

5. Образно-пластическое творчество детей - «Мы строители»

6. Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.  

7. Самомассаж гранеными карандашами.  

3 неделя. Тема: «Домашние животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.  

2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.  

3. Учить детей рисовать волнистые линии.  

4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.  

5. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться

6. Стимулировать тактильные ощущения.  

7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.  

Упражнения

1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.  

2. Упражнение «Животные хотят пить» - «мама» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.  

3. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в коробке с конструктором.  

4. Упражнение «Нарисуй хвост коню».  

5. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».

6. Самомассаж гранеными карандашами.  

4 неделя. Тема «Электроприборы»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.  

2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.  

3. Стимулирование тактильных ощущений.  

4. Развивать внимание.  

5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.  

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Это звери».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке?» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.  

3. Упражнение - Лабиринт «Какая лампа включена?».

4. Раскрась рисунок, не выходя за контур - «Телевизор», «Компьютер», «Утюг»

5. Игра «Тяжело - легко» - рассортируй тяжелые и легкие предметы.  

6. Самомассаж мячиками (ежиками).  

Апрель  

1 неделя. Тема «Весна»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.  

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.  

3. Стимулирование тактильных ощущений.  

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.  

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.  

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.  

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.  

Упражнения  

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».  

2. Упражнение «Весенняя полянка»- с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.  

3. Упражнение  «Весенний букет» - аппликация с использованием оригами.  

4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.  

5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).  

2 неделя. Тема «Звонкая капель»

1. Развивать мелкую моторику рук.  

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.  

3. Стимулирование тактильных ощущений.  

4. Повторить умения детей пользоваться пипеткой.

5. Повторять умения детей работать с бумагой в технике оригами.  

6. Воспитывать любознательность, самостоятельность.  

Упражнения

1. Упражнение «Что тонет, что не тонет? » - выбрать из группы предметов то, что тонет.  

2. Упражнение «Веселая пипетка» - работа с водой и пипеткой.  

3. Упражнение - Конструирование из бумаги (оригами) «Лодочки».

4. Упражнение «Соберем кораблик» - разрезная картинка.  

5. Пальчиковая игра «Одуванчик».

6. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся - разжимать, заснул - сжимать).

7. Самомассаж косточками фруктов.  

3 неделя. Тема "Весеннее солнышко"  

1. Развивать мелкую моторику рук.  

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.  

3. Стимулировать тактильные ощущения.  

4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках.  

5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.  

6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.  

Упражнения

1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометрические фигуры) .

2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.  

3. Упражнение - Лабиринт «К какому растению летит бабочка?»

4. Упражнение «Весенние цветы - одуванчики» - рисуем пальчиковыми красками.  

5. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

6. Пальчиковая игра «Орешек».

7. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.  

4 неделя. Тема: «Цветы»

1. Развивать мелкую моторику рук.  

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.  

3. Закреплять умение делать из пластилина шарики.  

4. Стимулирование тактильных ощущений.  

5. Развивать чувство формы и цвета.  

6. Воспитывать любовь к природе, развивать чувство прекрасного.  

Упражнения

1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.  

2.Игра «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь.  

3. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками,  взятыми из коробки.  

4. Упражнение «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички) .

5. Дидактическая игра «Собери букет».

6. Пальчиковая игра «Букет цветов».

7. Самомассаж мячиками (ежиками).

Май  

1 неделя. Каникулы

2 неделя. Тема «Дождь»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.  

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.  

3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.  

5. Стимулирование тактильных ощущений.  

6. Развивать усидчивость, целенаправленность.  

7. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.  

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика: «Пчела», «Паучок», «Червячки».

2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую.  

3. Дидактическая игра «Бабочка и цветок» работа с игрушкой – застежкой.  

4. Упражнение «Кто больше соберет фасоли? » - из коробки с конструктором выбрать фасоль.  

5. Упражнение «Заштрихуй тучку по образцу».  

6. Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.  

7. Самомассаж гранеными карандашами.  

3 неделя. Тема: «Насекомые»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.  

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.  

3. Стимулирование тактильных ощущений.  

4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.  

5. Развивать умение завязывать узелки.  

6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.  

7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ.  

Упражнения

1. Пальчиковая игра: «Червячки», «Паучок»

2. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена.  

3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.  

4. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке.  

5. Упражнение «Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить крышечку.  

6. Упражнение «Узелки» - завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.  

7. Самомассаж косточками фруктов.  

8. Упражнение  «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование.

4 неделя. Тема: «Лето»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.  

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.  

3. Учить аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.  

4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.  

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Лето».

2. Игра «Шишки для мишки» - игра с сосновыми шишками.  

3. Упражнение «Цветная водичка» - работа с пипеткой. Смешивание красок.  

4. Самомассаж мячиками (ежиками) .

5. Упражнение «Украсим бабочке крылышки» - аппликация.  

6. Упражнение «Арбуз»  - нарисовать побольше черных зернышек – семян.  

                                   Список литературы

  • Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.
  • Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.
  • Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.
  • Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.
  • Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008. 190 с.
  • Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.
  • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.
  • Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. «Радуга», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ЖИВЫЕ ФИГУРКИ ИЗ БУМАГИ»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно р...

Рабочая программа по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"

Программа предназначена для дошкольников 5-7 лет. Соответствует тематическому планированию, включает описание игр....

Развитие мелкой пальцевой моторики у детей с нарушениями речи

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка....

Рабочая программа по развитию мелкой моторики «Озорные ладошки» Для детей раннего дошкольного возраста 2 - 3 лет

Рабочая программа по развитию мелкой моторики «Озорные ладошки»  Для детей раннего дошкольного возраста 2 - 3 лет...

Рабочая программа по развитию мелкой моторики - "Умелые пальчики"

предназначена для детей первой младшей группы...