Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность.
статья (средняя группа) на тему

Попова Ольга Николаевна

Статья на тему"Роль семьи в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль семьи  в развитии познавательной активности старших дошкольников через  проектную деятельность».

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.
Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок - исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ним, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого предмета.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является метод проектной деятельности, позволяющий скоординировать действия в триаде «педагог - родители - дети», т.е. организовать совместное сотрудничество, направленное на развитие познавательных способностей воспитанников.  Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Проектная деятельность подразумевает выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.  

Целью моей работы:

Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.

Для достижения цели определила следующие задачи:

-создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

- развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;

 - формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

 -развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

 -развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности;

 - приобщать родителей к творческой работе.

На начальном этапе привлекла родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. В нашей лаборатории есть все для проведения разнообразных опытов на темы: «Вода», «Почва», «Воздух», «Магниты» и другие.

В течение года мы реализовали  в нашем детском саду  творческо - исследовательский проект «Мини – погрузчик для БМВ». Участвовали дети подготовительной группы. А началось все с того, что однажды дети с родителями ехали из гостей и  на одной из сельских дорог  увидели бойлер с надписью «Вода» и заинтересовались, как минеральная вода из Борского становится той вкусной водой в зеленой бутылке, которую продают во всех магазинах.

 1. На подготовительном этапе дети совместно с родителями и педагогом:

        - вели сбор информации о том, как и где набирает воду бойлер, F:\Робототехника\Фото БМВ\CIMG4091.JPG

        в каких     скважинах;

        -читали энциклопедии,   «Почемучки»,

        - знакомились со свойствами воды;

        - читали стихи,  рассказы

        о   волшебнице воде;

 -провели серию опытов по самостоятельной очистке воды от примесей,   сравнивая фильтры очистки;                                                                Ультрафиолетовый облучатель

-познакомились с ультрафиолетовым облучателем – фильтром, установленным на мини-заводе БМВ;

- был организован конкурс рисунков;

- проведена экскурсия на мини – завод по производству Борской минеральной воды БМВ.

        2. Основной этап:

 из легоконструктора конструировали: сборник отстаивания,   сатуратационную   установку, разливочно – укупорочный автомат, термоусадочный автомат или термоусадочную печку т.е. полностью линию для изготовления минеральной воды как на мини - заводе.

       В ходе экскурсии дети заметили, что весь конвейер автоматизирован на БМВ,    

кроме последней точки, и решили создать автомат, который захватывал бы палетки с минералкой и складывал бы их на поддон, потому что людям это очень трудно – целую смену складывать упаковки с  минералкой. Поэтому предложили сделать мини - робот  погрузчик.

Также мы создали инженерную книгу, где описали все этапы своей деятельности.

Проектная деятельность включала интеграцию различных видов детской деятельности: игровую, познавательную, исследовательскую,  изобразительную и продуктивную.  Моя задача заключалась не предлагать свои варианты решения, уйти от традиционного и привычного действия по заданному образцу, а успевать обобщать, выделять главное, реальное и интересное.

Самым важным и значимым для детей этапом в работе над проектом является презентация результатов, которая имеет большую значимость для социального развития  ребенка.C:\Users\Ольга\Documents\CIMG4187.JPG

 Презентация проекта проходила в марте 2016 года и своего мини – робота погрузчика для БМВ дети  представляли на региональных отборочных соревнованиях по робототехнике «ИКаРёнок» в образовательных учреждениях Самарской области.

 Совместная работа над проектами стимулирует познавательную активность детей, объединяет родителей группы, активизировать их творческие способности, развивает  интерес к продолжению исследовательской деятельности.

 Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире, дети научились самостоятельному поиску информации. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей - познавательных, коммуникативных. Дети приобрели  навык публичного изложения своих мыслей. Речь детей стала богаче, пополнился словарный запас. Обогатилось и содержание игровой деятельности - игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. В ходе проектной деятельности дети  выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Я смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий  дальнейших проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Методическая разработка: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков ...

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

Данный учебный материал представляет собой статью-опыт работы использования проектной методики для развития экологических представлений у старших дошкольников.материал адресован воспитателям. родителя...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»

гТе«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»познавательной активности старших дошкольников через эксТема пма педагогического проекта: «Развитие...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности»

Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий....