Опыт работы«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»
методическая разработка на тему

В опыте работы раскрываются  инновационные методы работы с родителями, позволяющие паривлечь родителей к активному участию в ООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx108.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

   ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

                             

                                                                                 Автор опыта: воспитатель

                                                                                 Муниципального бюджетного

                                                                                 образовательного учреждения

                                                                                 муниципального образования

                                                                                 г. Краснодар

                                                                                 «Детский сад

                                                                                 комбинированного вида №75»

                                                                                 Туник Ольга Николаевна                        

               

                                                   Краснодар                      

                                                         2017

                                          Туник Ольга Николаевна

   Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе.

                                                                                           В. А.Сухомлинский

Актуальность проблемы

   Полноценное развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей и близких. Это понятно и всем педагогам. Но проблема взаимодействия с семьями воспитанников остаются актуальными и сложным для практических работников детских учреждений. Изменилось время, изменились родители, изменился ребенок.  

    Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьей декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, ростом психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.

   Актуальны проблемы взаимодействия с семьей еще и потому, что в современном обществе наблюдается кризис семьи: не ценится само понятие «семья», все еще употребляется понятие «гражданский брак», в большинстве семей воспитывается один ребенок. Гораздо престижнее стало сделать карьеру, чем родить и вырастить детей. В наше время, когда большинство семей озабоченно решением проблем экономического, а порой физического воспитания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личности развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных индивидуальных особенностей развития ребенка, которой осуществляют воспитание вслепую, по старинке, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

   Часто можно наблюдать следующую ситуацию: малышу нанимают няню, а мама быстрее выходит на работу зарабатывать деньги, строить карьеру, само реализовываться. И если в период обучения в школе родители хоть как-то пытаются понять проблемы ребенка, посещают собрания и вникают в суть происходящих ситуаций. То в детском саду, как уверены родители, такое участие неактуально.  

   Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в

                                                        Туник Ольга Николаевна

воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса.

   Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении

семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

   Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

   Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных

услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов. Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

   Цель данной работы - обобщение педагогического опыта, помогающего воспитателям детских садов проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания поддержки.

        ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Анализ психолого-педагогической литературы 

   Всестороннее гармоническое развитие детей, начиная с самого раннего возраста требует единства, согласованности всей системы воспитательно –образовательных воздействий.

                                         Туник Ольга Николаевна

   Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия всех социальных институтов (детский сад, школа, семья, общественность) обеспечивают условия жизни и воспитания ребенка, формирования целостной личности человека.

   Совместная работа воспитателей и родителей по формированию личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное значение. Ни один из социальных институтов общественного воспитания никогда не сможет заменить семью в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами не располагал. И если возможно достигнуть определенных успехов без помощи семьи, к примеру, в математике, в овладении некоторыми знаниям в других областях, то этого нельзя добиться в нравственном, трудовом воспитании детей. Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, как и естественно возникающая, совместная трудовая деятельность, - все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию, эмоционально активного дошкольника.

   В этой связи столь важным для формирования личности ребенка являются как общественные, так и внутрисемейные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовать содержательную жизнь, деятельность и досуг детей, педагогически ценное общение.

   Поэтому, строя свою работу, воспитателю необходимо учитывать два направления своей работы. Во-первых, обеспечение всесторонней воспитательно - образовательной работы с детьми;

-во-вторых, осуществление систематической связи с родителями в целях повышения их педагогической культуры, установление единства воздействия на ребенка.    

   Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту, последовательность и сумма знаний, которой получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.Коменскому вторит другой педагог — гуманист И.Г.Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового

                           

                                         Туник Ольга Николаевна

человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с                                

одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями.

   Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны семьи и детского сада. Это вовсе не значит, что для большинства таких детей требовалась серьезная

коррекция личностного развития, которую может оказать только специалист. Своевременно им можно помочь силами семьи и детского сада. И в этой работе, особая роль принадлежит не дошкольному образовательному учреждению, а именно родителям.

   В первую очередь это связано с тем, что в дошкольном детстве родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка. И если они не будут поддерживать действия воспитателей или будут противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными. Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно – образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали бы ему добиться нужного результата.

   Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и педагогической общественностью в целом.  

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Установление партнёрски-дружеских отношений в педагогическом процессе.

Задачи:

-Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

-создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального;

-активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

-реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Предполагаемый результат:

-Выработка партнерско – дружеских отношений в взаимодействии с родителями;

                                            Туник Ольга Николаевна

-повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных образовательных стандартов;

-обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

-продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Описание опыта:

   Работая в разновозрастной группе в 2015г. я начала задумываться над решением  проблемы взаимодействия детского сада и семьи, так как традиционные родительские собрания и консультации не давали нужного эффекта. Родители принимали в них лишь формальное участие. Получалось, что семьи и педагог, воспитывая одного и того же ребенка, были изолированы друг от друга. Я решила искать новые формы.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое направление

 С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Так как я работаю в разновозрастной группе, то показали в выстроенной мной таблице оказались таковы:

Группа

Количество семей

Количество родителей в группе

Родители -активисты

Родители - исполнители

Родители - наблюдатели

2-я мл.группа

17

32

4

12,5%

13

40,6%

15

46,7%

Средняя группа

12

24

3

12,5%

6

25%

15

62,5%

Старшая группа

9

17

3

17,6%

5

29,4%

9

52,9%

Подготовит. группа

4

6

2

33,3%

2

33,3%

2

33,3%

   

     

                                                         

                                                   Туник Ольга Николаевна

Для наглядности я построила диаграмму, которая позволяет увидеть соотношение родительской активности

Я вывела средний показатель по группе без учета возраста детей. Это следующие данные:

 - родители – активисты -  15,1%;

 - родители - исполнители - 32,9%;

- родители – наблюдатели – 52%.

 Из приведенных в таблице данных ясно видно, что родители вновь пришедших детей более активны.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал

количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий, участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей», помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позднее я выделила для

                                                              Туник Ольга Николаевна

себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

1). Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

2). Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.                                         

3). Родители –наблюдатели. Изменение восприятия родителей, как участников образовательного процесса, привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

 В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старший воспитатель,) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Активные формы и методы работы с родителями

Я использовала активные формы и методы работы с родителями:

- посещение семей воспитанников на дому;

- родительские собрания в нетрадиционной форме. Это мастер –класс «Чем занять ребенка дома. Игры на кухне», Собрание форме круглого стола «Семейные традиции», «Родительская гостиная».

- консультации «Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас», «Готовимся к прогулкам по городу», «О правильной осанке», «Если ребёнок плохо ест», «Воспитание любознательности у детей» и многие другие;

- занятия с участием родителей «Незнайка в гостях у дорожных знаков», «Наша дружная семья»;

- совместные проекты «Моя родословная»;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.

                                                            Туник Ольга Николаевна

"Светофорик», «Мастерская Деда Мороза», «Мой маршрут до детского сада», «Макет моей улицы», «Увлечения моей семьи», «Родословное дерево», «Осенняя фантазия»;                                            

- совместные экскурсии в библиотеку, музей, к Вечному огню, памятнику П.И. Гаврилова;                                          

- совместные экскурсии педагогов с детьми и родителями в Краснодарский художественный музей им.  Ф. А. Коваленко на персональную выставку Г.Т. Квашуры, «Юные герои Кубани. Дети – участники событий Великой Отечественной войны».                                          

- Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»);

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотовыставок «Что нам осень подарила», «Мамы разные нужны, мама разные важны», «Папа - солдат»;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями «Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «О маршруте выходного дня»;

  Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми, а далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей. В конце года провожу собрание в форме КВН.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

      Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Очень хотелось заинтересовать посещением собраний родителей вновь пришедших детей.

                                         Туник Ольга Николаевна

Я подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности за решение родителей отдать ребенка в нашу группу. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

   Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

  В своей практике я использую буклеты, содержащие информацию, которую необходимо корректно донести родителям, но не всегда имеется возможность   поговорить без посторонних. Они с интересом относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор.

Родительские собрания я, как правило, провожу с непосредственным участием детей, подготовив их соответствующим образом.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или отрывок какой – либо организованной образовательной деятельности. Зачастую привлекаю родителей к совместному выполнению с детьми некоторых заданий. Этот прием помогает мне привлечь на родительское собрание большее количество родителей. Каждый идет посмотреть на успехи своего ребенка, а не слушать сухую информацию о нем.  На тематические родительские собрания прошу с выступлением подготовиться некоторых родителей. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.                                    

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

                                                              Туник Ольга Николаевна

Были разработаны конспекты совместных занятий «Путешествие в Букволандию», КВН «День знаний», проведены консультации «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка», проведено тестирование «Какой Вы родитель?»

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

     Состоялось родительское собрание на тему «Будущие первоклассники».              

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

На собрание были приглашены специалисты: учитель школы, логопед, психолог. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Наглядно – информационное направление

 Наиболее важным в информационно – просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это:          

-информационные стенды;

- буклеты;

- листовки;

-памятки;

-тематические стенгазеты к выпуску которых я так же привлекаю родителей.

 Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём я разместила следующие сведения:

*лицензия на осуществление образовательной деятельности;

*фамилия, имя, отчество заведующего, часы приема родителей;

*направление деятельности детского сада;

*информация о кадрах;

*дипломы и грамоты воспитателей;

*практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. 

Наглядно – информационный стенд предназначен для обмена информации по вопросам воспитания и образования детей, знакомства родителей с планами

                                                             Туник Ольга Николаевна

работы и мероприятий на ближайшее время.  Дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Информацию меняю согласно сезону и выставляю консультации по возникшей проблеме. Главное в этой работе постоянство и систематичность. Ее актуальность и востребованность.                                      

  Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Выполняя совместно со                                  

своими детьми тут или иную работу, родители открывают для себя собственных чад как творческую личность. А совместный труд сплачивает семью, о чем говорят отзывы самих родителей.

Досуговое направление.

 Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

- развлечения «Самый лучший папа на свете», «Супермама», «Наши бабушки»;

- спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй»;

- празднование дней рождений воспитанников;

- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Наша гордость –длинный волос!»;

- совместные походы в музей «В мир прекрасного».

 Сценарии праздников и развлечений мною разработаны таким образом, чтобы родители были не только зрителями, но и непосредственными участниками мероприятия.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мной разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- изготовление пригласительных билетов;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

- индивидуальные встречи и консультации;

                                                     Туник Ольга Николаевна

- изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений                                

 Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Традиционным в группе является праздник, посвящённый Дню Матери. Это хорошо, но папы всегда остаются в тени. Я решила провести праздник «Самый лучший на свете папа», целью которого стало повышение статуса

отца в семейном воспитании. Совместно с музыкальным руководителем, старшим воспитателем разработали сценарий, подготовили необходимые атрибуты, музыкальное сопровождение. Мамам и детям было дано домашнее задание «Расскажи о своём папе». На занятии и в свободное время дети рисовали портреты своих пап, делали пригласительные билеты, подарки, готовили музыкальные номера, учили стихи. Подготовили фотовыставку «Самый замечательный папа», медали для различных номинаций («Мистер Золотые руки», «Мистер Неожиданность», «Мистер Пунктуальность», «Мистер Чайный Король» и др.), сладкие призы. Все творчески подошли к выполнению заданий, с нетерпением ждали праздник.

Этот семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами! Папы были просто счастливы. Они активно принимали участие во всех предложенных им конкурсах. А я восхищалась творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

 Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям».

У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А

любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

    Мы с детьми любим ходить на экскурсии, когда рядом   родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают

                               

                                       Туник Ольга Николаевна

поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.                                    

 Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается привычка проводить свободное время в кругу семьи, совместно радоваться увиденному, а в дальнейшем обсуждать это.                                        

Живой интерес и даже удивление родителей вызвала стенгазета «По секрету — всему свету», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

 Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение и, обязательно, проговариваю с каждым родителем, подчеркивая детское желание поучаствовать в этом мероприятии. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить «своих» родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае.

 В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению

 математике, оформить уголок дежурства, уголок природы, театральный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки, где дети могут посидеть в

                                                            Туник Ольга Николаевна

уютных мягких креслах и посмотреть групповой или семейный альбомы. На уютной кухоньке девочки просто обожают готовить.                                        

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира

теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

 В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.

Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя;

- создана атмосфера взаимоуважения, партнёрско –дружеских отношений.

 Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 98% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Средний показатель по группе следующий:

 - родители – активисты – 29,1%;

- родители – исполнители – 43%;

- родители – наблюдатели – 27,8%.

Уровень активности родителей значительно вырос по всем возрастным группам, о чем говорит таблица, выстроенная мною по окончании вышеописанной работы.

                                          Туник Ольга Николаевна

Группа

Количество семей

Количество родителей в группе

Родители -активисты

Родители - исполнители

Родители - наблюдатели

2-я мл.группа

17

32

8

25%

17

53,1%

7

21,8%

Средняя группа

12

24

7

29,1%

8

33,3%

9

37,5%

Старшая группа

9

17

5

29,4%

7

41,2%

5

29,4%

Подготовит. группа

4

6

3

50%

2

33,3%

1

16,7%

Сравнив данные, полученные вначале и конце проведенной мной работы, я построила диаграмму, которая наглядно показывает повышение уровня заинтересованности и активности родителей.

                                                                   

                                                              Туник Ольга Николаевна


Сравнительная диаграмма среднего показателя заинтересованности и активности родителей, независимо от возраста детей

По результатам диагностики в группе на 14,1% увеличилось число родителей – активистов; на 10,1% выросло количество родителей – исполнителей, на 24,2% уменьшилось количество родителей-наблюдателей

       

                                                        Туник Ольга Николаевна

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

 В результате проделанной работы, при использовании различных форм и методов общения педагога с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, установились партнерско – дружеские отношения между педагогом и родителями, а также повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе                                                           

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: 

  Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.                                  

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

                                               

       

                                                       Туник Ольга Николаевна

Список литературы:

1.Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2009. -72с.

2. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

3. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

4. Занимаемся, празднуем, играем:сценарии совместных мероприятий с родителями/ авт. –сост. Т.И. Кандала, О.А. Семкова, о,в, Уварова. – Волгоград: Учитель,2014. -143с.

5. Продуктивное взаимодействие с детьми и их родителями. Логунова Н.В., Журнал «Воспитатель ДОУ» № 3(9) 2008г.

6. Детский сад и семья / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова и др.; Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. - 176с. - (Библиотека воспитателя детского сада).

7. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989. - 192с.: ил.

8.Педагог и семья. Проблемы взаимодействия. Ю.Гладкова. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 2008.

9. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

10. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35. 19. Варюхина, С.И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. – Минск.: 1987.

11. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. – М.: 1975.

12.Индивидуальная работа с семьей. В. Листраткина. Журнал «Дошкольное воспитание» №5 1993.

13.О.А. Гермашева. Совместная работа с семьей по развитию речи дошкольников. Дошкольная педагогика № 8 (65)/ноябрь/2010.

14.Н.Н. Красюк. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. Дошкольная педагогика № 1 (66)/январь/2011.

   

                                           Туник Ольга Николаевна

15. Фромм А. Азбука для родителей. – Л. Лениздат, 1991.

16.И.А. Пазухина. Без папы – как без рук.Дошкольная педагогика № 2(51)/февраль/2009.

17. Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.

18. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.

19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.

20. Коменский, Я.А. Материнская школа / Мчелидзе, Н.Б. [ и др.] ; История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия, - М.: Просвещение, 1974.

21. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1968.

22. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников в семье / Т.А. Маркова. – М.: 1979.

23. Мухина В. Возрастная психология / В. Мухина. – М.: 1998.

24. Интернет ресурс.                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачёва)...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...