Игры, способствующие социально-коммуникативному развитию дошкольников
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Величко Наталья Викторовна

Социально-коммуникативное развитие-одна из образовательных  областей по ФГОС.  Формирование  коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка  и  одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Социально-коммуникативное развитие17.93 КБ
Файл igry_2.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

    Формирование  коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка  и  одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

    Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр. Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр.

 «Чудо-клубочек»

   Цель: познакомить детей друг с другом; помочь каждому  ребенку почувствовать, что он особенный неповторимый; создать атмосферу доброжелательности.

   Для проведения игры нужен небольшой клубок цветных ниток. Воспитатель говорит детям, что это не простой клубочек, а волшебный: он может подружить всех на свете детей и людей

   Педагог: Закатись-ка ты, клубочек, к нам с ребятами в кружочек, нить длиннее растяни, подружиться помоги! Раз, два, три – нить волшебная лети! Нить обматывается вокруг пальца всех сидящих в кругу.

Воспитатель : Меня зовут…  А как тебя зовут? Ты хочешь дружить ?..Ты любишь играть? Во что больше любишь играть?  И т.п.

В конце игры все берутся за руки в кругу и хором говорят:

- Прикатился наш клубок. Подружись со мной, дружок!

Ссора

  Цепь: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность; знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

    Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Ход игры.

  Воспитатель обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек.

- Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Вот послушайте их историю.

                            Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала —

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

                       (А. Кузнецова)

 Вопросы педагога:

  • Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);
  • А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
  • А что чувствуют те, кто ссорится?
  • А можно обойтись без ссор?
  • Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

                         (А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

Дружный ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

 Ход игры.

 Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти с «мостика»;

2. Проползти под дугой;

3. Обогнуть «широкое озеро»;

4. Пробраться через «дремучий лес»;

5. Спрятаться от диких животных и т.д.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. 

Хор животных

  Цель: игра направлена на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов, развитие музыкального слуха.

  Ход игры:

Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами, а звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря!» Продолжают коровки: «Му-му-му-му!».

  Затем можно подключиться ведущему и гостям (родители, педагоги) поющими как котята: «Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп и  она продолжает пение.

Потом говорит: «Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.

Волшебный букет

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

 Ход игры

   Педагог: Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)

 - Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)

 - Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Будем говорить друг другу хорошие слова! Их называют комплиментами.

   Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

  Педагог: Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

  Дети: Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит воспитанников к мысли, что нужно внимательней относиться друг к другу и говорить окружающим хорошие слова.



Предварительный просмотр:

    Игра для ребенка-дошкольника   является формой жизни, в которой он может реализовать свои потребности и способности в полной мере. Так же игра способствует становлению произвольного поведения ребенка.  Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Горная тропинка

Цель: воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать ответственность за другого человека.

Оснащение: веревка или мел.

Предварительная работа.

 Педагог предлагает детям, послушав басню С. Маршака «Два барана», ответить на вопросы:

  • Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами?
  • Какие, качества погубили баранов?
  • Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации?
  • Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?

Ход игры.

С помощью мела или веревок ограничивается «пропасть» шириной 2 м, «мостик» и «тропинка» шириной 25-30 см.

Педагог разделяет детей на пары и говорит:

-        Представьте, что мы высоко в горах. Впереди – пропасть, через которую вам предстоит перебраться.

Вы пойдете навстречу друг другу по узкой тропинке и встретитесь на очень узком мостике. Помните, что главное - не свалиться в пропасть самому и не дать упасть своему другу.

По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание.

Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно преодолела препятствие. Учитывается и оценивается активность детей, степень внимания к своему партнеру, взаимопомощь, а также время выполнения задания.

                                         

Желтый  чемоданчик.

Цель: развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.

Ход игры.

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель:

- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

        Упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.

Кто ты?

Цель: учить слышать собеседника, понимать его и соблюдать правила игры.

Содержание. Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них ,игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает:

            - Кто ошибается,

            - Тот попадается!

            - Кто засмеётся, тому плохо придется!

   Далее следует диалог, например:

             - Кто ты?

             - Метла.

             - А что ты ел сегодня утром?

             - Метлу.

             - А на чем ты приехал в детский сад?

             - На метле. И так далее.

Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается, водящий меняется.

 

Зеркало 

Цель: игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние окружающих.

Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы «зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное состояние «зверюшек».

После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

Интервью

Цель: развитие умения принимать на себя роль, выполнять её в соответствии с характеристикой героя.

Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)

Содержание. Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты», другая – «журналисты».

Педагог говорит:

- Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например: «Город, в котором я живу».

Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?

Педагог выступает в роли наблюдателя.

Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.

Оценивается степень внимания  к партнеру, культура общения, артистизм.

Пум – пум - пум.

Цель: развитие внимания, диалогической речи, умения анализировать полученную информацию.

Содержание. Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг.

Педагог:

- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум» . «Пум – пум –пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.

Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.

Например:

- Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?

- Для чего «Пум – пум – пум» нужен?

- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький? Какого он цвета?

 И так далее.

Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.

Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребностной сфере ребенка, а так же важным условием психического развития и становления самосознания......

Универсальные игры, способствующие познавательно-речевому развитию дошкольников (из опыта работы учителя-логопеда)

В своей работе с дошкольниками  использую различные дидактические игры. Есть среди игр и самые любимые, т.к. они решают не одну, а сразу несколько коррекционно-развающих задач и являются универса...

Образовательный проект. "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является:    «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными...

«Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников».

Мастер-класс для педагогов «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников».Цель: познакомить воспитателей с приёмами, направленными на развитие общения и взаимодейств...

Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

Одной из важнейших задач в воспитании детей является “создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития спосо...