ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

Аболонская Юлия Евгеньевна

В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала школьного обучения.

Однако, есть дети, процесс развития которых происходит медленнее и сложнее, чем у сверстников. Оказавшись в новой социальной ситуации (в школе), эти дети испытывают трудности в освоении знаний, трудности с социализацией в группе, и, как следствие, трудности с контролем собственного поведения.

Диагностика готовности к школьному обучению помогает:

-        выявить уровень готовности ребенка к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов;

-        по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;

-        спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zadanie_3_modul_3_abolonskaya_yu.e.doc571.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Л.А. Венгер

Подготовка к школе – очень важный аспект в развитии личности ребенка.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе – это, прежде всего мотивационная, интеллектуальная, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний.

Мотивационная и психологическая готовность – это наличие у детей желания учиться. Она является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. У ребёнка должно быть желание стать школьником, и выполнять серьёзную деятельность. 

Интеллектуальная готовность – ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны. Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.)[1]

Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. 

В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала школьного обучения.

Однако, есть дети, процесс развития которых происходит медленнее и сложнее, чем у сверстников. Оказавшись в новой социальной ситуации (в школе), эти дети испытывают трудности в освоении знаний, трудности с социализацией в группе, и, как следствие, трудности с контролем собственного поведения.

Диагностика готовности к школьному обучению помогает:

  • выявить уровень готовности ребенка к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов;
  • по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
  • спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Задачи:

  • Определить сформированность «внутренней позиции школьника», а также мотивационно-потребностной сферы.
  • Изучить состояние памяти.
  • Исследовать уровень развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
  • Исследовать уровень развития произвольного внимания (умение ребенка ориентироваться на образец); уровень развития сенсомоторной координации и тонкой моторики руки; пространственное восприятие.
  • Исследовать невербальный интеллект (выявление перцептивного моделирования на материальном (наглядном) уровне.
  • Изучить особенности развития внимания.

Диагностические материалы

Название методики

Изучаемая функция

Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника»

(разработана Н.И. Гуткиной)

Мотивационная готовность

Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия

Развитие памяти

Методика исследования словесно логического мышления (Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра)

Уровень развития и особенности понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

«Домик» (Н.И. Гуткиной);

Развитие произвольного внимания, сенсомоторная координация, тонкая моторика руки.

Кубики Коса

Невербальный интеллект

Корректурная проба Бурдона

Развитие внимания.

Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (разработана Н.И. Гуткиной)

Беседа состоит из 12 вопросов. Ключевыми     являются вопросы 2 - 8,10 -12. Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, так как на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.

      Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос №2 несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.

      Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.

         Вопросы №3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах.

        Ответ на вопрос №8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

        Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот.

        Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (вопрос №11), и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.

       Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) „внутренней позиции школьника", В неясных случаях ставится знак (±).

Фамилия Имя ребенка ___________________________________________________________________  

Дата обследования:

Вопросы

Ответы ребенка

Сформир + Несформир  –Неясный случай +/–

  1. Ты хочешь идти в школу?

  1. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

  1. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

  1. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

  1. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

  1. Какие у тебя любимые книжки?

  1. Почему ты хочешь идти в школу?

  1. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?

  1. Тебе нравятся школьные принадлежности?

  1. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?

  1. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

  1. В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия

Эта методика «Заучивание 10 слов» одна из наиболее часто применяющихся. Предложена А.Р.Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.

Первое объяснение. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» 
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап). 

Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке». 

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». 

В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, — ставит и под ними крестики.

В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя. 

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). В результате протокол опыта принимает следующий вид:

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

огонь

1

2

3

4

5

Спустя час

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид.

Описание: ТЕСТ "ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ

Кривая запоминания.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово «огонь» и в дальнейшем при повторении «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.
«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения — все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Описание: ТЕСТ "ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ

Кривая истощаемости внимания.

Методика исследования словесно логического мышления (Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра)

Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Оцениваемые универсальные учебные действия - познавательные логические:

  1. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  2. Логические действия сравнения, классификации по заданным критериям.
  3. Сформированность логического действия «умозаключения», умения устанавливать аналогии.
  4. Сформированность умения обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.

Описание методики: в методику входят 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом).

В состав первого субтеста входят задания направленные на выявление осведомленности, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест направлен на выявление сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию; состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего".

Третий субтест - задания на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий). Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение), выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим проверяющим, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает проверяющий, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.

Процедура проведения, регистрация, и анализ результатов.

Инструкции ко всем субтестам:

I субтест «Продолжите предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркните его». (Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?).

Задание

  1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы).
  1. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
  1. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
  1. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
  1. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
  1. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
  1. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
  1. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
  1. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
  1. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II субтест «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушайте внимательно, какое слово лишнее?»

Задание

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  1. Река, озеро, море, мост, болото.
  1. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
  1. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
  1. Шиповник, сирень, тополь, жасмин, боярышник.
  1. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
  1. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
  1. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
  1. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
  1. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, острожный.

III субтест "К слову «птица» подходит слово «гнездо», скажите, какое слово подходит к слову «собака» так же, как к слову «птица» подходит слово «гнездо». Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову «георгин» так же, как к слову «огурец» подходит слово «овощ». Выберите из тех, что я вам назову. Итак, огурец - овощ, а георгин- ...».

Задание

1

Огурец

Георгин

Овощ

сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Учитель

Врач

Ученик

очки, больные, палата, больной, термометр

3

Огород

Сад

Морковь

забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

4

Цветок

Птица

Ваза

клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5

Перчатка

Сапог

Рука

чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6

Темный

Мокрый

Светлый

солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7

Часы

Термометр

Время

стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина

Лодка

Мотор

река, моряк, парус, волна, берег

9

Стул

Игла

деревянный

острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10

Стол

Пол

Скатерть

мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV субтест «Каким общим словом можно назвать ... ?»

Задание

1. Метла, лопата (инструменты)

2. Окунь, карась (рыбы)

3. Лето, зима (времена года)

4. Огурец, помидор (овощи)

5. Сирень, шиповник (кустарники)

6. Шкаф, диван (мебель)

7. День, ночь (время суток)

8. Слон, муравей (животные)

9. Июнь, июль (месяцы)

10. Дерево, цветок (растения)

Обработка результатов

№ задания

I субтест

II субтест

III субтест

IVсубтест

1

1,9

2,6

2,0

2,6

2

2,8

2,3

2,4

3,0

3

2,7

2,7

2,2

2,1

4

2,3

2,6

2,6

2,2

5

2,6

2,4

2,4

2,6

6

2,2

2,5

2,1

3,0

7

2,8

2,3

2,5

2,8

8

3,4

2,5

2,2

2,2

9

2,8

3,0

2,2

2,4

10

2,6

2,7

2,2

2,2

MAX

26

26

23

25

Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом  и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьников:

75 – 100 - высокий уровень развития;

50 – 74 - средний уровень развития;

25 – 49 - низкий уровень развития.

«Домик» (Н.И. Гуткиной)

Характеристика методики Н.И. Гуткиной «Домик» Тест «Домик» является частью «Диагностической программы по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению», упомянутой Ниной Иосифовной Гуткиной в её книге «Психологическая готовность к школе». Авторская методика предназначена для тестирования навыков детей указанного возраста, необходимых для успешного обучения.

В частности, с помощью диагностики «Домик» определяется: способность дошкольника ориентироваться на образец; сформированность произвольного внимания, дающая возможность ребёнку фокусироваться на выполнении задания относительно длительное время; уровень развития мелкой моторики, что важно для обучения письму, которое начинается с многократного копирования элементов букв.

Методика может также использоваться для отслеживания развития указанный навыков у одного и того же тестируемого. Несмотря на определённые автором диагностики возрастные рамки, на сегодняшний день тест организуется с детьми от 5,5 до 10 лет включительно. Единственным ограничением к применению методики является проведение тестирования с детьми, имеющими нарушения зрения, поскольку в этом случае результаты не будут достоверными.

Порядок проведения тестирования для дошкольников и младших школьников

Тест «Домик» Н.И. Гуткиной представляет собой задание по копированию образца, на котором представлен домик, состоящий из геометрических фигур и элементов прописных букв. Испытуемому понадобится стимульный материал, то есть образец рисунка, лист нелинованной бумаги и простой карандаш. Ластик и иные средства для корректирования работы испытуемому не предоставляются. Более того, экспериментатор должен проследить, чтобы ребёнок не пользовался ими самовольно. При необходимости исправить что-то в рисунке тестируемому предлагается нарисовать правильный вариант поверх неправильного.

Описание: Образец домика для испытуемого

Перед началом теста испытуемого необходимо проинструктировать, рассказав, что его задача состоит в том, чтобы как можно точнее скопировать приведённый образец. Стоит посоветовать ребёнку не торопиться и выполнять задание очень внимательно. После оглашения условий диагностики организатору тестирования следует убедиться, что ребёнок всё понял, и дать старт к началу его работы. По ходу выполнения испытуемым задания экспериментатор фиксирует: какой рукой он рисует (правой или левой); как работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над ним, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное со стимулом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекается ли во время работы; комментирует ли «шедевр» или задаёт вопросы во время рисования; сверяет ли после завершения свой рисунок с образцом.

Когда ребёнок закончит выполнять задание, экспериментатору нужно дать ему возможность ещё раз сверить результат со стимулом и исправить (при необходимости) имеющиеся недочёты и неточности.

За каждую ошибку в копировании рисунка испытуемому начисляются баллы по следующей схеме (в соответствии с рекомендациями автора методики):

  • 4 балла — за отсутствие какой-либо детали рисунка, как то: забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика. Очки засчитываются за каждую отсутствующую деталь.
  • 3 балла — за увеличение каждой отдельной части рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего изображения.
  • 2 балла — за неправильно повторённый элемент, например: колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую из них, а за всю сторону целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла добавляется за весь неверно скопированный дым и за всю штриховку в целом.
  • Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая сторона, а левая повторена без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; когда же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то ребёнок зарабатывает 4 балла (за каждую часть по 2).
  • Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора плюсуется 1 балл. То же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: когда только одна часть колечек срисована правильно, дым оценивается 1 баллом; если лишь одна сторона штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся она оценивается 1 баллом.
  • 1 балл — за неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. К ошибкам этого рода относятся: рисование забора не на общей с основанием домика линии, а выше её (домик как бы висит в воздухе) или ниже; смещение трубы к левому углу крыши; существенный сдвиг окна в какую-либо сторону от центра; дым более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует ширине домика, а не превышает её (на образце крыша нависает над домиком).
  • 1 балл — за отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления. Сюда относится перекос линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» палочек забора; изменение угла наклона боковых границ крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение основания забора от горизонтальной линии.
  • 1 балл — за разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (оценивается каждый в отдельности). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до границ крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную палочку.
  • 1 балл — за залезание контуров друг на друга. В случае линий штриховки на крыше 1 очко засчитывается за весь элемент в целом, а не за каждую неверную палочку.

Поскольку баллы начисляются в тесте за ошибки в копировании образца, то отличным результатом является итог в 0 баллов. 1–2 очка говорят о средней степени развитости произвольного внимания, тогда как 3–4 балла указывают на низкий уровень его развития.

При отсутствии на рисунке испытуемого каких-либо частей, экспериментатор может предложить ему попробовать нарисовать их в виде отдельных фигур по тому же образцу. Это делается для проверки умения воспроизводить такие элементы, как круг, квадрат. Отсутствие таковых на рисунке может быть связано с простым неумением изображать их, а не со степенью развития произвольного внимания.

При обработке результатов экспериментатор должен принимать во внимание возраст испытуемых. Дошкольники практически не выполняют тест без ошибок. Дело в том, что области мозга, отвечающие за сенсомоторную координацию, у них ещё недостаточно созрели, чтобы безошибочно скопировать предложенный образец. Поэтому, например, 3–4 балла будут для ребёнка 5 лет нормой. В то время как даже 1 балл по результатам теста у испытуемого 10 лет может говорить о некотором отставании (нарушениях пространственной ориентации, избирательного внимания, произвольности), а также о снижении учебной мотивации. В случае неудовлетворительного итога ребёнку потребуется посетить психолога, который выстроит для него коррекционную программу.

Кубики Коса

Цель: исследование невербального интеллекта или выявление перцептивного моделирования на материальном (наглядном) уровне.

Тест «Кубики Коса» предполагает только индивидуальное тестирование. Для его проведения требуются следующие материалы:

  • набор из 9-ти одинаковых кубиков, стороны которых окрашены в белый и красный цвета. Две стороны кубика — белые, две другие — красные, и оставшиеся две — красно-белые по диагонали. Длина ребра кубика составляет 25 мм;
  • 10 карточек с изображениями фигур (существуют детский и взрослый наборы), которые испытуемый должен воспроизвести путем подбора и соединения соответствующих кубиков;
  • секундомер;
  • бланк фиксации результатов.

В процессе тестирования испытуемому предлагается собрать из имеющихся кубиков фигуру, изображенную на карточке. Время работы над каждой фигурой ограничено. Результат работы заносится в бланк фиксации результатов.

Ход выполнения: ребенку показывают по одному чертежи, с последовательно возрастающей сложностью и набор кубиков; предлагают сложить узор. Варианты А, В, С – тренировочные, ребенку можно помогать, следующие 7 карточек – основа для диагностики.

А, В, С = 45 сек

2 балла – если ребенок сразу выполняет все сам за это время или за меньшее.

1 балл – если с помощью взрослого или больше 45 сек.

№1, 2, 4 = 75 сек

1-10 – 7 баллов

11-15 – 6 баллов

16 – 20 – 5 баллов

21 – 75 – 4 балла

№3 = 75 сек

1 – 15 – 7 баллов

16 – 20 – 6 баллов

21 – 25 – 5 баллов

26 – 75 – 4 балла

№5 = 150 сек

1 – 35 – 7 баллов

36 – 45 – 6 баллов

46 – 65 – 5 баллов

66 – 150 - 5 балла

№6 = 150 сек

1 – 55 – 7 баллов

56 – 65 – 6 баллов

66 – 80 – 5 баллов

81 – 150 – 4 балла

№7 = 150 сек

1 – 55 – 7 баллов

56 – 65 - 6 баллов

66 – 90 – 5 баллов

91 – 150 – 4 балла

55 баллов – высокий уровень

27 – 28 баллов – средний уровень

15 баллов – низкий уровень

Описание: http://tutmama.ru/wp-content/uploads/2016/03/Uzory-po-testu-Vekslera.jpg

Корректурная проба Бурдона

ест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – «Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика».

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = 2С / П, где

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Расшифровка показателей:

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

А – темп выполнения,

S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,

t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.


Расшифровка показателей:

Результат

Значение

0-2

Очень высокая устойчивость

3-4

Высокая

5-6

Средняя

7-8

Низкая

9-10

Очень низкая

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Расшифровка показателей:

Результат в %

Расшифровка

0-20

Очень высокая переключаемость

21-40

Высокая

41-60

Средняя

61-80

Низкая

81-100

Очень низкая


Описание: Корректурная проба (Тест Бурдона)


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баландина Л.А. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. Изд. 3-е доп. и перер.= Ростов н/Д: "Феникс", 2005

  1. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.

  1. Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению/ А.И. Иванова.- М.: ИМАТОН, 1999.

  1. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я.Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. - СПб.: "Дельта", 1997

  1. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей.- М.: Аквариум, 1997

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов.- М., 1995.

  1. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии/ Г.А.Урунтаева, Ю.А Афонькина.– М., 1995.

  1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимат. дидакт. задания для детей ст.дошк.возраста: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей.- М.: Просвещение, 1994

  1. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы/ Т.В.Чередникова. – СПб., 1996.
  2. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: "Академия развития", 1996


[1] Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....

Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....

Дидактические игры при подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В данном материале представлены задания, упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики рук. наглядно- образного мышления....

Статья "Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Проблеме готовности к школьному обучению посвящено много публикаций и книг. Но данный вопрос до сих пор остаётся актуальным — нет единой точки зрения. По сути, мы имеем дело с казусом: если есть...

Оценочный лист родителю по определению готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Уважаемый родитель, данный оценочный лист предназначен для того, чтобы Вы самостоятельно могли отследить уровень подготовки Вашего ребенка к школьному обучению, не затрачивая особого труда, умения и в...

Оценочный лист родителю по определению готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Уважаемый родитель, данный оценочный лист предназначен для того, чтобы Вы самостоятельно могли отследить уровень подготовки Вашего ребенка к школьному обучению, не затрачивая особого труда, умения и в...

Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Мы должны создавать такие  условия, которые могли бы побуждать ребенка к определенным занятиям, творчеству, самостоятельности, научили бы его общаться со сверстниками и взрослыми, научили бы навы...