Воспитание патриотизма у дошкольников посредством посещения краеведческих музеев
статья (подготовительная группа) на тему

Мищенко Любовь Николаевна

Материал из опыта работы по дошкольному краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mishchenko_l.n.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Н. Мищенко

воспитатель 1 квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик»

 Каменский район

«Воспитание патриотизма у дошкольников посредством посещения краеведческих музеев».

          Понимание Родины у детей дошкольного возраста тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Исходя из этого, целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие.

Одним из основных организованных видов детской деятельности является экскурсия. Процесс познания во время экскурсии происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.

Экскурсия – одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.

Обращаясь к словам В. А. Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы».

Совместная практическая деятельность в ходе экскурсий объединяет детей, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. В ходе экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях Выполнение различных попутных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам.

Организовать хорошую экскурсию непросто, она нуждается в тщательной подготовке. Поэтому при планировании мероприятия воспитатель должен:

- определить тему и цель экскурсии;

- продумать формы и приемы ее проведения, при необходимости подобрать информационный материал, задания для детей;

- выбрать дорогу до места с учетом времени года, погоды и расстояния, физических возможностей детей;

- провести подготовку (беседу, занятие) к экскурсии, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят;

- в рамках подготовительной беседы необходимо рассказать (напомнить) детям правила и меры безопасности: правила дорожного движения, порядок движения, как себя вести на улице и во время экскурсии;

- согласовать с экскурсоводом тему экскурсии и форму изложения материала;

- после проведения экскурсии необходимо провести занятие по закреплению новой информации. Полезно провести не просто беседу, а дополнить его продуктивным занятием по лепке, аппликации, рисованию и т.д. по теме проведенной экскурсии.

      Неисчерпаемая тема военно-патриотического воспитания, в том числе и средствами музейной экспозиции - это Великая Отечественная война. Эта тема разрабатывалась мной как раздел проекта по патриотическому воспитанию «Этих дней не смолкнет слава». В течение года проводилась целенаправленная работа, которая включала в себя тематические беседы «Эта война», просмотр с детьми демонстрации парада Победы с Красной площади,  встреча с работниками краеведческого отдела районной библиотеки, проведение праздника, посвященного Дню Победы, совместную работу с родителями по сбору воспоминаний участников Великой Отечественной войны и оформление альбома «Лента памяти». Все эти мероприятия подготовили детей к посещению музея Боевой славы Каменской СОШ №2, районного краеведческого музея и экскурсия на площадь Победы в нашем поселке.

Задачи, решаемые в ходе проведения экскурсий:

  • знакомить детей с историей Великой Отечественной войны;
  • воспитывать у детей чувство любви к своей Родине;
  • развивать любознательность, внимательность, наблюдательность;
  • формировать бережное отношение к истории своей страны и ее наследию;
  • развивать чувство гордости за свой народ, за его силу духа.

Чтобы обеспечить возможность проведения запланированных мероприятий, проведена работа по согласованию возможности реализации указанной тематики для дошкольников с руководством и экскурсоводами музея.

На родительском собрании достигнута договоренность с родителями детей об активном участии семьи в подготовке ребенка к экскурсии (предварительное ознакомление с материалом) и об участии одного из родителей непосредственно в экскурсии согласно определенному графику.

Определены правила и меры безопасности для экскурсий данного цикла с учетом их особенностей и времени года, определены обязательные моменты, которые следует напоминать детям в виде беседы и (или) игрового опроса перед выходом группы за пределы детского сада.

Перед каждым походом проводилось занятие для ознакомления с предметом предстоящей экскурсии с демонстрацией фотографий.

По прибытии в музеи проводились экскурсии в соответствии с темой. Благодаря высокому профессионализму экскурсоводов и их ориентации на уровень детей-дошкольников все мероприятия проходили интересно и познавательно, для детей время проходило практически незаметно.

На следующий день обязательно проводились беседы в виде совместных воспоминаний и опроса для закрепления полученной информации.

По окончании цикла экскурсий была подготовлена комплексная презентация ее итогов.

В музее дошкольники не только рассматривали книги и репродукции, открытки и картины, знакомились с материалами, подлинными предметами и вещами, фотографиями, но и многое смогли потрогать своими руками, примерить на себя. Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее, зажгли в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством устного народного творчества.

Презентация Цель: Приобщение детей к русскому фольклору. Задачи: Способствовать эмоциональному развитию детей 3-его года жизни средствами устного народного творчества. Вызвать положительное отношение ...

Посещение краеведческого музея

Если бы меня спросили, что такое музей, я бы сказала, что это место, где можно встретиться с прошлым. В музее хранится то, что было задолго до нашего появления, то, что осталось от былых времен и в на...

Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки

quot;Игрушек больше миллиона есть, и всех игрушек нам не перечесть. Но из всех, быть может, только лишь одна , для дружбы всех людей на свете рождена. Сто лет Матрешке, но не старится она. Как красна...

Посещение краеведческого музея " На встречу с прошлым"

Посещение краеведческого музея"   На встречу с прошлым"...

посещение краеведческого музея

Старшая группа № 3 Посетила Амурский областной краеведческий музей.Мероприятие в рамках( педагог- ребёнок- родитель)Цель: Познакомить детей с историей нашего края, историей возникновения нашего города...

презентация Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщение к русской народной культуре

Актуальность: В  настоящее            время можно с радостью отметить           рост ...