«Моя педагогическая находка» Опыт работы «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»
материал

Юлия Александровна Ковалишина

            Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет  собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.   Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_kovalishinay_yulii_aleksandrovny_2022.docx58.89 КБ

Предварительный просмотр:


«Моя педагогическая находка»

Опыт работы

«Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»

 

                                                                            

  «Истоки способностей и дарований детей –

                                               на кончиках их пальцев».

В.А. Сухомлинский

               Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет  собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.   Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. 

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие  этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение близкое к его замыслу. Нетрадиционное рисование – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет.
Это огромная возможность для детей, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное — самовыражаться.  Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются изобразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве.

            Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. 

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого изображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей — одна из главных задач дошкольного воспитания.

Объект – дети дошкольного возраста.

Предмет – педагогические условия использования нетрадиционных технологий в художественной деятельности.

Исходя из вышесказанного, я определила тему своей работы «Использование нетрадиционной технологии в художественной деятельности детей».

Мною была поставлена цель: Способствовать развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования. 

Из этой цели выявляются следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
  5. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  6. Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
  • Пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

         Работа с родителями предусматривает: оформление консультаций по теме использование нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, информационных стендов, показ открытых мероприятий по теме, совместное оснащение группы бросовым материалом, выставки детского творчества и др. 

         Работа с педагогами предусматривает: оформление консультаций по теме использование нетрадиционных техник рисования, показ открытых мероприятий по теме, и др.

 Работа с детьми дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования осуществляется с подгруппой детей. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами являются:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение;
  • яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

Новизна опыта состоит в использовании интегрированного подхода и использования современных образовательных технологий, тем самым, реализовывая ФГОС.

Были использованы следующие методы:

  • наблюдение за художественной деятельностью детей.
  • педагогическая диагностика  детской изобразительной деятельности (рисование) и развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

       Изучив литературу и наблюдая за детьми в различных видах деятельности, я пришла к выводу, что развитие художественной деятельности детей является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

        В средней группе, в начале учебного года  была проведена подробная диагностика развития мелкой моторики детей через нетрадиционные техники рисования.

Приложение 1

Таблица по итогам диагностики сентябрь 2020 года:

Фамилия Имя ребенка

исование пальчиком

Рисование ладошкой

«Оттиск печатками из пробки или ластика

Печать по трафарету

Кляксография

Оттиск с мятой бумагой

Точечный рисунок

Набрызг

Отпечатки листьев

Поролоновые рисунки

Тычок жёсткой полусухой кистью

Рисование мелками

Рисование на мокрой бумаге

Баллы

Уровень

1.Байзель Валерия

3

3

3

2

2

2

3

3

2

2

2

3

3

33

С.у

2.Казаков Егор

3

2

2

2

2

2

3

1

2

2

2

3

3

29

С. у

3.Чалков Игорь

3

3

2

2

2

2

3

2

2

2

2

3

3

31

С.у

4.Шабанова Катя

3

3

2

2

2

2

3

1

2

2

2

3

2

29

С.у

5.Казаринов Артём

3

3

3

3

2

2

3

3

2

2

2

3

2

33

С.у

6.Загребельная Марина

3

3

3

3

2

1

3

2

2

2

2

3

3

32

С.у

7.Григорьев Вадим

3

3

2

2

1

2

3

2

2

2

2

2

3

29

С.у

8.Кириленко Ваня

3

3

2

2

1

2

3

2

2

2

2

2

3

29

С.у

9.Романова Настя

3

2

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

19

Н.у

10.Бондаренко Богдан

3

3

2

2

2

1

3

2

2

2

1

3

2

28

С.у

11.Неупокоева Ксюша

3

2

1

2

1

1

2

1

1

2

1

2

2

21

С.у

. Баргачева Ира

3

3

2

2

1

1

2

1

1

2

2

2

3

25

С.у

13.Неганова Саша

3

2

2

2

1

1

2

1

1

2

2

2

3

24

С.у

14. Борцова Кристина

3

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1

2

2

24

С.у

15.Воробьев Паша

3

3

2

2

2

1

2

1

2

2

1

2

2

25

С.у

16.Чехова Маша

3

3

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

2

23

С.у

17. Хорошенина Варвара

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

28

С.у

39 – 35баллов -  в.у

20 – 34 балла -  с. у

19 баллов и ниже -  н. у

1 человек – н.у 7%

16 человек – с.у. 93%

Приложение 2

Таблица по итогам диагностики май 2021 года:

Фамилия Имя ребенка

Рисование пальчиком

Рисование ладошкой

«Оттиск печатками из пробки или ластика

Печать по трафарету

Кляксография

Оттиск с мятой бумагой

Точечный рисунок

Набрызг

Отпечатки листьев

Поролоновые рисунки

Тычок жёсткой полусухой кистью

Рисование мелками

Рисование на мокрой бумаге

Баллы

Уровень

3

3

3

2

3

3

3

2

2

3

3

3

3

36

в.у

1.Байзель Валерия

3

3

3

3

2

3

3

2

2

3

3

2

3

35

в. у

2.Казаков Егор

3

3

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

3

34

С.у

3.Чалков Игорь

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

39

в.у

4.Шабанова Катя

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

38

в.у

5.Казаринов Артем

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

37

в.у

6.Загребельная Марина

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

3

2

3

36

в.у

7.Григорьев Вадим

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

3

37

в.у

8.Кириленко Ваня

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

26

с.у

9.Романова Настя

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

39

в.у

10.Бондаренко Богдан

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

38

в.у

11.Неупокоева Ксения

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

39

в.у

12 Баргачева Ира

3

2

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

36

в.у

13.Неганова Саша

2

2

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

35

в.у

14. Борцова Кристина

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

39

С.у

15.Воробьев Паша

3

2

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

36

в.у

16.Чехова Маша

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

37

в.у

17. Хорошенина Варвара

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

39

в.у

39 – 35баллов -  в.у

20 – 34 балла -  с. у

19 баллов и ниже -  н. у

14 человек в.у - 80%

3 человека с.у – 20%

Приложение 3

Таблица по итогам диагностики сентябрь 2021 года:

Фамилия Имя ребенка

Рисование

пальчиками

Рисование ладошкой

«Оттиск печатками из пробки или ластика

Печать по трафарету

Кляксография

Оттиск с мятой бумагой

Точечный рисунок

Набрызг

Отпечатки листьев

Поролоновые рисунки

Тычок жёсткой полусухой кистью

Рисование мелками

Рисование на мокрой бумаге

Баллы

Уровень

1.Зобнин Александ

2

2

1

1

2

1

2

3

3

2

1

2

2

24

с.у

2.Плющенко Егор

1

2

2

3

2

1

1

1

3

3

2

2

3

26

с. у

3.Эргардт Михаил

2

2

1

1

1

2

3

1

2

1

2

2

2

21

с.у

4.Шабанова Катя

2

2

1

2

1

1

1

2

1

1

2

2

2

20

с.у

5.Чехова Мария

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

1

1

17

н.у

6Загребельная Марина

2

2

1

1

1

1

2

2

1

1

2

2

2

20

с.у

7. Лысенко Вероника

1

2

1

1

1

1

2

1

2

1

1

2

2

18

н.у

8.Ильина Лиза

2

2

1

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

21

с.у

9.Иванова Соня

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

17

н.у

10.Баргачева Ира

2

1

1

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

24

с.у

11.Соловьев Дима

3

3

2

2

2

3

2

1

1

2

3

2

2

26

с.у

12.Баженова Юля

2

2

1

2

1

3

3

2

1

1

2

2

2

24

с.у

13.Неганова Саша

2

2

2

2

2

1

1

2

1

1

1

2

2

19

Н.у

14.Логинов Гордей

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

2

2

2

23

с.у

15.Гутрова Дарина

3

3

3

2

3

3

3

2

2

2

3

2

2

33

с.у

16.Мамакова Вика

2

1

1

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

24

с.у

39 – 35баллов -  в.у

20 – 34 балла -  с. у

19 баллов и ниже -  н. у

12 человек с.у - 73%

4 человека н.у – 27%

Анализируя результаты диагностики на первом этапе, мною было выявлено у детей  недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность.

Такие результаты  объясняются  следующими факторами:

  • несформированность некоторых психических функций (внимания, слухового восприятия, памяти, самоконтроля);
  • невозможностью родителей уделять должного внимания ребенку, показывая личный пример;
  • Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития мелкой моторики у  детей дошкольного возраста. Установлен тот факт, что результативность в достижении цели зависела от способа, которым  я должна была  пользоваться.

Опираясь на важность и необходимость работы по развитию  мелкой моторики у детей дошкольного возраста, проблему способа решения данного вопроса, я попыталась реализовать в теме: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Для реализации поставленных задач я подобрала приемлемые для детей дошкольного возраста нетрадиционные техники рисования исходя из основного принципа дидактики: «от простого к сложному». Использовала литературу Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» и Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

       Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.

Блок 1 - «Тактильное рисование»:

«Рисование пальчиком»(16)

 «Рисование ладошкой»:  

 «Точечный рисунок»

Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:

«Оттиск печатками из пробки или ластика»

 «Печать по трафарету»

 «Кляксография обычная»

 «Кляксография трубочкой»

 «Оттиск смятой бумагой»

 «Точечный рисунок» «Набрызг»

 «Отпечатки листьев»

 «Поролоновые рисунки»

 «Тычок жёсткой полусухой кистью» (15)

 «Рисование мелками»

 «Разрисовка маленьких камешков»

 «Метод ниткографии»

 «Рисование на мокрой бумаге»

 «Учимся делать фон»

Блок 3 – «Использование смешанных техник»:

«Коллаж»

 «Рисуем с помощью открыток»

 «Тканевые изображения»

 «Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

 «Восковые мелки или свеча+акварель»

Определив основное направление в работе, я  приступила к созданию предметной среды, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовала  развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, а, следовательно, и развитию речи,  и способствовала  подготовки  руки ребенка к письму.

В группе  созданы условия для развития художественной деятельности детей. Имеющийся материал расположен таким образом, что  дети могут свободно, по интересам  выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять  свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.

 Анализируя диагностику (работу детей) в конце года, я могу сказать, что включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

       Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

       Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

       Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать? что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

       Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т.д.

       Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

       Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

       Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

       В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Используемая литература:

  1.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
  2. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы).  [Электронный ресурс]
  4. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
  5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2012.
  6. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  7. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  8. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  9. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
  10. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду». Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  11. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  12. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96 с.
  13. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
  14. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
  15.  Утробина К. К.,  Утробин Г. Ф.  «Увлекательное рисование методом тычка»
  16. Фатеева  А. А. «Рисуем без кисточки».
  17. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.
  18. Цквиария Т.А.  Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
  19. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»

Тема самообразования: «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»...

Консультация для родителей на тему: «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»

Консультация для родителей по использованию нетрадиционных технологий рисования для детей старшего дошкольного возраста...

Самообразование «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей» (старшая разновозрастная группа)

Самообразование «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей» (старшая разновозрастная группа)...

Презентация «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»

middot;        Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.·        Рас...

План работы кружка "Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей"" 4-5 лет

Кружок "Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей"" 4-5 лет...

План работы по самообразованию по теме «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»

План работы по самообразованию по теме «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей» на год в средней группе...