Главные вкладки

    Концептуальное изложение моего педагогического опыта по теме: Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
    материал на тему

    Юлия Александровна Ковалишина

     «Истоки способностей и дарований детей –

                                                   на кончиках их пальцев».

    В.А. Сухомлинский

     

    Все, что окружает детей – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у них интерес. Они любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.. В процессе такого исследования развивается любознательность, расширяются  представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

           Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста.

               В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.                                                                          

     Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок, управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kontseptsiya_kovalishinoy_yulii_aleksandrovny.docx56.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Концептуальное изложение моего

    педагогического опыта

    по теме:

    Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

    через нетрадиционные техники рисования

    С. Вагай. 2016 год.

     «Истоки способностей и дарований детей –

                                                   на кончиках их пальцев».

    В.А. Сухомлинский

    Все, что окружает детей – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у них интерес. Они любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.. В процессе такого исследования развивается любознательность, расширяются  представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

           Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста.

               В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.                                                                          

     Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок, управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

    Актуальность - дети раннего возраста испытывают трудности в развитии мелкой моторики рук, а занятия нетрадиционной техникой рисования способствуют развитию речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка

    Объект – дети дошкольного возраста.

    Предмет – педагогические условия использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Цель работы:  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

     Основные задачи:

    • Развитие и укрепление мелкой моторики.
    •  Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
    • Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
    • Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.
    • Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.
    • Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.    Ожидаемые результаты:
    • Динамика развития мелкой моторики.
    • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
    • Пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

     Работа с родителями предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, информационных стендов, показ открытых мероприятий по теме, совместное оснащение группы бросовым материалом, выставки детского творчества и др.

     Работа с педагогами предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, показ открытых мероприятий по теме, и др.

     

     Работа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования осуществляется с подгруппой детей. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами являются:

    • игра, которая является основным видом деятельности детей;
    • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
    • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
    • музыкальное сопровождение;
    • яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

    Новизна опыта состоит в использовании интегрированного подхода и использования современных образовательных технологий, тем самым, реализовывая ФГОС.

    Были использованы следующие методы:

    • наблюдение за мелкой моторикой дошкольников.
    • педагогическая диагностика  детской изобразительной деятельности (рисование) и развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

           Изучив литературу и наблюдая за детьми в различных видах деятельности, я пришла к выводу, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

            В средней группе, в начале учебного года  была проведена подробная диагностика развития мелкой моторики детей через нетрадиционные техники рисования.

    приложение1

    Таблица по итогам диагностики сентябрь 2014 года:

    Фамилия Имя ребенка

    Рисование пальчиком

    Рисование ладошкой

    «Оттиск печатками из пробки или ластика

    Печать по трафарету

    Кляксография

    Оттиск с мятой бумагой

    Точечный рисунок

    Набрызг

    Отпечатки листьев

    Поролоновые рисунки

    Тычок жёсткой полусухой кистью

    Рисование мелками

    Рисование на мокрой бумаге

    Баллы

    Уровень

    1.Вялкова Д

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    3

    3

    2

    2

    2

    3

    3

    33

    С.у

    2.Мазур В

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    1

    2

    2

    2

    3

    3

    29

    С. у

    3.Ковалишина А

    3

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    31

    С.у

    4.Радионова А

    3

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    1

    2

    2

    2

    3

    2

    29

    С.у

    5.Данилова Д

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    33

    С.у

    6. Данилов С

    3

    3

    3

    3

    2

    1

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    32

    С.у

    7.Габченко С

    3

    3

    2

    2

    1

    2

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    29

    С.у

    8.Брюханова Н

    3

    3

    2

    2

    1

    2

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    29

    С.у

    9.Майлимбаева А

    3

    2

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    2

    1

    1

    2

    19

    Н.у

    10.Демин М

    3

    3

    2

    2

    2

    1

    3

    2

    2

    2

    1

    3

    2

    28

    С.у

    11.Арефьева П

    3

    2

    1

    2

    1

    1

    2

    1

    1

    2

    1

    2

    2

    21

    С.у

    12.Шахменова А

    3

    3

    2

    2

    1

    1

    2

    1

    1

    2

    2

    2

    3

    25

    С.у

    13.Ульянова С

    3

    2

    2

    2

    1

    1

    2

    1

    1

    2

    2

    2

    3

    24

    С.у

    14.Кондратьева С

    3

    2

    2

    2

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    24

    С.у

    15.Ческидов С

    3

    3

    2

    2

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    1

    2

    2

    25

    С.у

    39 – 35баллов -  в.у

    20 – 34 балла -  с. у

    19 баллов и ниже -  н. у

    1 человек – н.у 7%

    14 человек – с.у. 93%

    Приложение 2

    Таблица по итогам диагностики май 2015 года:

    Фамилия Имя ребенка

    Рисование пальчиком

    Рисование ладошкой

    «Оттиск печатками из пробки или ластика

    Печать по трафарету

    Кляксография

    Оттиск с мятой бумагой

    Точечный рисунок

    Набрызг

    Отпечатки листьев

    Поролоновые рисунки

    Тычок жёсткой полусухой кистью

    Рисование мелками

    Рисование на мокрой бумаге

    Баллы

    Уровень

    1.Вялкова Д

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    36

    в.у

    2.Мазур В

    3

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    2

    3

    35

    в. у

    3.Ковалишина А

    3

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    34

    С.у

    4.Радионова А

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    39

    в.у

    5.Данилова Д

    3

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    38

    в.у

    6. Данилов С

    3

    3

    2

    3

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    37

    в.у

    7.Габченко С

    3

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    2

    3

    36

    в.у

    8.Брюханова Н

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    37

    в.у

    9.Майлимбаева А

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    26

    с.у

    10.Демин М

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    39

    в.у

    11.Арефьева П

    3

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    38

    в.у

    12.Шахменова А

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    39

    в.у

    13.Ульянова С

    3

    2

    2

    3

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    36

    в.у

    14.Кондратьева С

    2

    2

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    35

    в.у

    15.Ческидов С

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    39

    С.у

    39 – 35баллов -  в.у

    20 – 34 балла -  с. у

    19 баллов и ниже -  н. у

    12 человек в.у - 80%

    3 человека с.у – 20%

    Приложение 3

    Таблица по итогам диагностики сентябрь 2015 года:

    Фамилия Имя ребенка

    Рисование пальчиком

    Рисование ладошкой

    «Оттиск печатками из пробки или ластика

    Печать по трафарету

    Кляксография

    Оттиск с мятой бумагой

    Точечный рисунок

    Набрызг

    Отпечатки листьев

    Поролоновые рисунки

    Тычок жёсткой полусухой кистью

    Рисование мелками

    Рисование на мокрой бумаге

    Баллы

    Уровень

    1.Арефьев Я

    2

    2

    1

    1

    2

    1

    2

    3

    3

    2

    1

    2

    2

    24

    с.у

    2.Столбов С

    1

    2

    2

    3

    2

    1

    1

    1

    3

    3

    2

    2

    3

    26

    с. у

    3. Ковалишин Л

    2

    2

    1

    1

    1

    2

    3

    1

    2

    1

    2

    2

    2

    21

    с.у

    4. Басагаринова

    2

    2

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    2

    2

    2

    20

    с.у

    5.Пудикова П

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    17

    н.у

    6.Попов С

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    1

    1

    2

    2

    2

    20

    с.у

    7.Лебедев С

    1

    2

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    2

    1

    1

    2

    2

    18

    н.у

    8.Лебедев В

    2

    2

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    1

    1

    2

    2

    21

    с.у

    9.Ульянова В

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    1

    1

    17

    н.у

    10.Черкасова Г

    2

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    24

    с.у

    11.Яшкин Д

    3

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    1

    1

    2

    3

    2

    2

    26

    с.у

    12.Шахменов О

    2

    2

    1

    2

    1

    3

    3

    2

    1

    1

    2

    2

    2

    24

    с.у

    13.Носова К

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    2

    19

    Н.у

    14.Шашкова О

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    23

    с.у

    15.Куликова В

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    33

    с.у

    39 – 35баллов -  в.у

    20 – 34 балла -  с. у

    19 баллов и ниже -  н. у

    11 человек с.у - 73%

    4 человека н.у – 27%

    Анализируя результаты диагностики на первом этапе, мною было выявлено у детей  недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность.

    Такие результаты  объясняются  следующими факторами:

    • несформированность некоторых психических функций (внимания, слухового восприятия, памяти, самоконтроля);
    • невозможностью родителей уделять должного внимания ребенку, показывая личный пример;
    • Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития мелкой моторики у  детей дошкольного возраста. Установлен тот факт, что результативность в достижении цели зависела от способа, которым  я должна была  пользоваться.

    Опираясь на важность и необходимость работы по развитию  мелкой моторики у детей дошкольного возраста, проблему способа решения данного вопроса, я попыталась реализовать в теме: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

    Для реализации поставленных задач я подобрала приемлемые для детей дошкольного возраста нетрадиционные техники рисования исходя из основного принципа дидактики: «от простого к сложному». Использовала литературу Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» и Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду

           Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру. 

    Блок 1 - «Тактильное рисование»:

    «Рисование пальчиком»(16)

     «Рисование ладошкой»:  

     «Точечный рисунок»

    Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:

    «Оттиск печатками из пробки или ластика»

     «Печать по трафарету»

     «Кляксография обычная»

     «Кляксография трубочкой»

     «Оттиск смятой бумагой»

     «Точечный рисунок» «Набрызг»

     «Отпечатки листьев»

     «Поролоновые рисунки»

     «Тычок жёсткой полусухой кистью» (15)

     «Рисование мелками»

     «Разрисовка маленьких камешков»

     «Метод ниткографии»

     «Рисование на мокрой бумаге»

     «Учимся делать фон»

    Блок 3 – «Использование смешанных техник»:

    «Коллаж»

     «Рисуем с помощью открыток»

     «Тканевые изображения»

     «Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

     «Восковые мелки или свеча+акварель»

    Определив основное направление в работе, я  приступила к созданию предметной среды, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовала  развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, а следовательно, и развитию речи,  и способствовала  подготовки  руки ребенка к письму.

    В группе  созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что  дети могут свободно, по интересам  выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять  свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.

     Анализируя диагностику(работу детей) в конце года я могу сказать что включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

           Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

           Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

           Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать? что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

           Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т.д.

           Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

           Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

           Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

           В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

    Используемая литература:

    1.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
    2. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
    3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы).  [Электронный ресурс]
    4. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
    5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2012.
    6. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
    7. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
    8. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
    9. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
    10. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду». Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
    11. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
    12. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96 с.
    13. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
    14. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
    15.  Утробина К. К.,  Утробин Г. Ф.  «Увлекательное рисование методом тычка»
    16. Фатеева  А. А.«Рисуем без кисточки».
    17. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.
    18. Цквиария Т.А.  Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
    19. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

    План работы по теме самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольноговозраста через нетрадиционные техники рисования»....

    «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетр...

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

    Данная статья посвящена способам развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования.  Показана важность развития навыков мелкой моторики, начиная...

    Планирование работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    внедрение в практику нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики у дошкольников...

    Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

    «… Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)1.Актуальность. «Истоки способностей и дарования...