Развиваем понимание эмоций у младших дошкольников
статья (младшая группа) по теме

Лапкина Людмила Николаевна

РАЗВИВАЕМ ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Эмоции и чувства имеют большое значение в развитии детей дошкольного возраста. Постепенно ребенок учится понимать свои чувства и переживания других людей, начинает различать эмоциональные состояния и изображать их в игре, сопереживает литературным героям. Этому способствуют разные виды деятельности и прежде всего общение со взрослыми и сверстниками.

Подбираем картинки к нужным эмоциям

Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития, которое педагоги осуществляют в детских садах, – развитие эмоционального интеллекта дошкольника.

Основной компонент эмоционального интеллекта – понимание собственных эмоций и эмоций других людей.

Другой компонент – управление эмоциями. Управлять эмоциями человек не может без определенной степени сформированности первого компонента.

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника нужно начинать с развития понимания эмоций. Чтобы делать это обоснованно и системно, следует:

- обозначить основные направления работы по развитию понимания эмоций;

- определить те эмоции, с которыми целесообразно организовывать специальную развивающую работу в каждой возрастной группе.

Организуем работу в трех направлениях

Работа по развитию понимания эмоций у дошкольников складывается на основе психологических принципов:

каждую эмоцию человек обозначает словами;

эмоция выражается экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией);

эмоция возникает в конкретной ситуации.

Таким образом, педагог работает в трех направлениях.

Первое направление – обогатить речь детей словами, обозначающими эмоциональные переживания.

Обогащение происходит, когда взрослый использует большой словарный запас, описывая свои переживания в конкретной ситуации.

Так, во время чтения и обсуждения произведения детской литературы педагог спрашивает у ребенка, что почувствовал персонаж. Получив ответ, он называет еще один подходящий оттенок эмоции. Другой способ: педагог побуждает детей вспомнить события, которые вызвали эмоциональные переживания (праздник, мультфильм, поездку на экскурсию и т. д.). Спрашивает, что они чувствовали. Затем сам рассказывает о своих переживаниях.

Второе направление – познакомить с экспрессией выражения эмоций. Ребенок или взрослый понимают эмоции другого человека:

по мимике (выражению лица, движениям мышц лица);

пантомимике (движениям частей тела);

жестам (движениям рук);

интонации (выразительности голоса, изменениям высоты, силы, темпа звучания речи).

Чтобы развить эту способность, педагог обращает внимание дошкольника на то, как выглядит человек (или литературный персонаж), испытывающий эмоцию. Так, во время чтения он просит детей внимательно рассмотреть иллюстрации и описать их. Когда персонаж попадает в эмоциональную ситуацию, педагог просит одного или нескольких детей показать, как это происходит. Остальные дошкольники в это время детально описывают ситуацию. Вспоминая эмоциональное событие из жизни, педагог показывает, как эмоция проявляется внешне. Рассматривая вместе с детьми фотографии, рисунки, картины, педагог спрашивает, что чувствуют персонажи.

Одновременно он показывает схематические изображения разных эмоций. Важно, чтобы схемы эмоций ребенок увидел только после того, как накопит большой опыт их восприятия в реальных ситуациях.

Обобщение должно идти от реального жизненного опыта к схеме.

Если схема предъявляется раньше, она не выполнит своих функций и даже может помешать естественной схематизации, естественному обобщению ребенком проявления эмоциональной экспрессии у людей. Поэтому педагог создает условия для того, чтобы дошкольник обратил внимание на экспрессию другого человека, связал ее с конкретным словом, обозначающим эмоцию.

Третье направление – познакомить с ситуациями возникновения эмоций. Эмоция – ситуационно зависимое переживание. Задача педагога – формировать у ребенка понимание того, что эмоция возникает в определенной ситуации. При изменении ситуации или ее восприятия эмоция может измениться.

В педагогической практике существуют три способа, как познакомить ребенка с ситуациями возникновения эмоций:

знакомить с ситуациями (опытом) реальных людей;

формировать осознание собственного опыта;

знакомить с ситуациями возникновения эмоций на примере героев детской литературы и мультфильмов. В произведениях детской литературы эмоции персонажей зависят от конкретной ситуации и действий других лиц. Педагог спрашивает детей не только о том, что чувствуют персонажи, но и почему. В сказках немного слов, обозначающих эмоции. Сюжеты строятся на описании экспрессивных действий. Но об эмоциях персонажей читатель может догадаться. В сказочных повествованиях разные персонажи в одной и той же ситуации могут испытывать разные эмоции.

Например: в сказке «Лиса и заяц» собака и медведь испугались лисы, а петушок не испугался; в сказке «Пых» старик и старуха испугались ежика, а внучка не испугалась.

Таким образом, путь понимания, «открытия» эмоций – это создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения.

Организуя работу по развитию понимания эмоций, педагог должен знать, какие эмоции существуют и какие из них нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников. Используем обоснованные теории эмоций Существует несколько теорий эмоций человека. Теория Джеймса говорит, что эмоций много, поэтому много слов, обозначающих различные эмоциональные переживания. бесконечное множество человеческих переживаний. Но педагогу на практике удобнее работать с системой, представляющей группы сходных эмоций. Для этого он может опираться на экспериментально обоснованную теорию Кэролла Изарда.

Американский психолог выделяет 10 фундаментальных эмоций, которые отличаются друг от друга по нейрофизиологии, экспрессии и словесному выражению. Вокруг каждой из 10 эмоций – множество ее оттенков. Как звезды образуют созвездия вокруг главной звезды, так оттенки эмоций группируются вокруг фундаментальной или базовой эмоции. Словесно обозначаемые оттенки каждой эмоции – это оттенки базовой эмоции по нейрофизиологии и экспрессии.

Изард отмечает, что человек может испытывать одновременно несколько эмоций. Эмоциональных оттенков множество. Но чтобы работа по развитию понимания эмоций была конечной и обоснованной, целесообразно строить ее, ориентируясь на систему фундаментальных эмоций.

Фундаментальные эмоции и их оттенки

Базовые эмоции

Некоторые оттенки

Радость

Хорошее настроение, восторг, ликование, на седьмом небе от счастья, торжество, приподнятое настроение, веселье

Грусть

Печаль, страдание, горе, скорбь, уныние, плохое настроение, безутешность, подавленность

Удивление

Изумление, недоумение, быть пораженным

Интерес

Увлеченность, страсть

Гнев

Злость, рассерженность, сердитость, ярость, ожесточенность, язвительность, возмущение, негодование

Страх

Беспокойство, тревожность, ужас, боязнь, опасение

Вина

Стыд Застенчивость, смущение

Отвращение

Омерзение

Презрение

Пренебрежение, игнорирование

 

В период дошкольного детства ребенок открывает для себя эти эмоции под влиянием социальной среды, в которой находится. В младенческий период он переживает физический комфорт или дискомфорт (грубую эмоциональную дифференциацию на «приятно-неприятно»), а также комплекс оживления, в котором двигательно демонстрирует эмоцию радости матери. Со временем ребенок накапливает более широкий и богатый эмоциональный мир.

Эмоции в различных оттенках открываются дошкольнику постепенно и в определенном порядке. Из 10 фундаментальных эмоций к концу дошкольного возраста ребенок открывает 9 в разной степени и оттенках.

Эмоция вины возникает в подростковом возрасте, когда формируется самосознание и подросток четко осознает отступление своего поступка от социальных норм.

Эмоция стыда только зарождается в дошкольном возрасте.

Работаем с фундаментальными эмоциями детей 3–4 лет

Зона ближайшего развития в сфере эмоций для детей младшего дошкольного возраста – эмоции радости, грусти и злости (гнева). Несмотря на то что все остальные эмоции в различных своих оттенках присутствуют в окружающем ребенка социальном мире, у него формируется готовность к полноценному открытию только этих эмоций. Он может понять смысл слов, обозначающих эти эмоции и их оттенки, экспрессию и смысл тех ситуаций, которые их вызвали.

Педагоги организовали работу по развитию понимания эмоций у дошкольников младшей группы по трем направлениям только с эмоциями радости, грусти и злости.

Эта работа имеет свои особенности. Первая задача педагога – употреблять в речи слова, показывающие оттенки каждой эмоции, доступные ребенку. Смысл слов, которые обозначают оттенки эмоций радости и печали, достаточно понятен. Употребляя слова, которые обозначают различные оттенки эмоции злости, следует иметь в виду следующее. С эмоцией злости (именно это слово) дети чаще знакомятся в образе злого волшебника, змея, т. е. злого персонажа. Бывает, что и обычные люди, персонажи историй испытывают подобную эмоцию, но тогда это ее оттенок, который выражается словом «рассердился», и именно это слово мы используем.

«Злой» и «сердитый» – разные оттенки одной эмоции: «злой» подразумевает постоянство этой эмоции, «сердитость» – сиюминутность, ситуационность, которая чем-то вызвана. Мы употребляем и слово «гнев» тогда, когда речь идет о справедливом возмущении, негодовании, вызванных неправильным поступком, например обманом.

Только после того, как слова, обозначающие оттенки этих эмоций, «помещены, внедрены» взрослым в словарь ребенка, можно задавать ему вопросы, требующие употребления этих слов. В младшей группе акцент делается на «внедрении».

Знакомя дошкольников с экспрессивным выражением эмоций, педагог просит их понаблюдать за другими людьми, когда они демонстрируют радость, злость или грусть. Также он рассматривает с детьми фотографии, рисунки, картины, на которых персонажи испытывают эти эмоции.

Использовать схематическое обозначение эмоций преждевременно и даже вредно в данном возрасте. Ребенок 3–4 лет должен накопить багаж образного опыта понимания, как эти эмоции выражаются.

С ситуациями возникновения эмоций педагог знакомит дошкольников на примере детской литературы и во время бесед непосредственно после какого-либо эмоционального события.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПРИВЕТ ТЕБЕ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!

Козлова Л.П.,

Гладилина А.А.,

Лапкина Л.Н.,

детский сад №8

г.Алексеевка Белгородской области

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

С. Дрожжин

 Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с осознания основных понятий – место, где родился, страна, где живешь, город которым дорожишь.

У каждого  человека есть своя малая родина. Сколько бы ему ни было лет, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, места, где они происходили. И, кажется, на сердце становится теплее.  «Своя земля и в горсти мила» или «Где родился, так и пригодился» как говорится в русских поговорках. 

Именно воспитание любви к родному краю, его истории, традициям и стало основой для внедрения в образовательную деятельность детей дошкольного возраста парциальной образовательной программы «Здравствуй, мир Белогорья» (авт. Серых Л.В., Репринцева Г.А.) в рамках реализации проекта «Дошкольник Белогорья».

Что привлекло нас в данной программе?

Прежде всего, то, что она перекликается с примерной основной образовательной программы дошкольного образования федерального института развития образования и основной образовательной программой «Детство», которая используется педагогами детского сада.

В чем это выражается?

В парциальной программе «Здравствуй, мир Белогорья!» представлен субъектно-событийный подход (С.Л. Рубенштейн, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков), лежащий в основе проектирования образовательной детско-взрослой общности или со-бытийной общности. Подход, который используют авторы примерной основной образовательной программы дошкольного образования федерального института развития образования.

Отмечено, что  основными методами, влияющими на личность, являются образовательные ситуации, где пример взрослого и совместные действия с ним выступают отправной точкой.

Взаимодействие взрослого и ребенка, и сам процесс «погружения» ребенка в образовательную ситуацию в программе строится с позиции «ВМЕСТЕ», а не «РЯДОМ» и посредством созерцания, содействия, соучастия решаются поставленные задачи.

Еще один положительный момент – содержание программы рассчитано на ее использование, начиная с группы детей 4-го года жизни, т.е. с младшей группы детского сада. В дальнейшем углубление содержания образования согласуется с расширением сферы жизнедеятельности ребенка и представлено 12 модулями.  Название и содержание модулей сопоставляется с возрастными особенностями развития детей, их возможностями и интересами, потребностями и запросами родителей: «Мой детский сад» «Моя семья – мои корни», «Я – Белгородец», «Природа Белогорья», «Мир животных и растений Белогорья», «Мир профессий и труда Белогорья», «Народные промыслы и ремесла Белогорья», «Белгородчина православная», «Герои Белогорья», «Деятели культуры и искусства Белогорья», «Замечательные места Белогорья» (архитектура, производство, спортивные и культурные объекты, заповедники и зоопарки),  «Замечательные места Белогорья» (природа, живые и неживые объекты). В программе большое внимание уделяется культурному наследию Белгородчины, ее православной истории, жителям, которые прославили свой родной край, что немаловажно в формировании менталитета ребенка, его самоопределении и самовыражении.  

Поэтому построение образовательной и совместной с детьми деятельности строилась с позиции необходимости, доступности и мобильности предметной среды,  где центром притяжения становился уголок краеведения. Здесь для ребенка в соответствии с возрастом подбирался материал: набор сюжетных картинок города Белгород,  родного города Алексеевка, карта города, книги и брошюрки. А сопровождали детей во всех мероприятиях – Белогор и Белгорочка, куклы-игрушки, изготовленные педагогами саморучно. Дети привыкли к разным стандартным игрушкам, поэтому появление новой игрушки в русском костюме вызвало не только положительные эмоции детей, но и множество вопросов: «А что это за полоска на рубашке? А у меня рубашка другая.», «А что это за фартук и ленточка у Белогорочки?» и др. Работа в уголке краеведения позволила создать коллажи «Природа родного края», «Символы Белгородчины», макеты «Алексеевка – город будущего», «Путешествие по Белгороду».  

Интеграция образовательных областей, где прослеживается краеведческое содержание, состояло в следующем:

  • организация целевых прогулок, экскурсий по городу;
  • совместная взрослого с детьми трудовая деятельность на участке детского сада или в семейных условиях;
  • диалоги-рассуждения в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы о малой родине, беседы о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины; 
  • подбор дидактического материала, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и прочее;
  • художественно-эстетическое развитие в процессе продуктивной деятельности;
  • разработка  и организация проектной деятельности, результатом которой являются журналы или газеты о малой родине, коллекционирование картинок, открыток, символов, значков, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;
  • организация конкурсов, тематическое содержание которых направлено на воспитание любви к родному краю;
  • участие детей, родителей и педагогов в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные проекты, День города, День защиты детей, Рождественские и Пасхальные благотворительные акции и др.

Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Родина такова, какой мы её делаем сами.  «Учение в детстве, как резьба на камне» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Алексеевка в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

В рамках реализации программы «Здравствуй, мир Белогорья!», был разработан творческий проект «Город на Тихой Сосне», который представлен в форме презентации, и в дальнейшем послужил методическим материалом. Его цель – воспитание нравственно-патриотических чувств, ответственности за будущее своей страны и своей малой родины, приобщение детей к истории и традициям родного края. Да, именно так, ответственности за будущее, познавая родной край, ребёнок должен понимать, что он частичка большой страны Россия и малой родины Белгородочина. Почему Белгородчина мы узнали, проведя экскурсии, опыты, эксперименты в рамках тематического проекта «В гостях у хозяйки Меловой горы», которые позволил познакомить детей со свойствами мела, способами его добычи, дальнейшей переработки и использовании в промышленности. И конечно, найти эту минеральную породу в родной сторонке.

Для работы по данной программе педагогами оформлен наглядный материал «Паровоз с сюрпризами» в форме раскрывающихся кармашки-книжки: здесь собран обширный материал  о природе родного края, достопримечательностях, памятниках, людях, прославивших родной город. Дополнительным вариантом  данной игры стал набор наглядных картинок о городе Белгород. Данное методическое пособие стало победителем в районном профессиональном конкурсе  «Творческая мастерская».

Интересными и познавательными стали совместные экскурсии детей и родителей по родному городу, в процессе которых формировались знания о родном городе, его истории, символике, достопримечательностях, познакомились с именами тех, кто основал и прославил город.

А проверить знания о родном крае помог конкурс знатоков  для детей, педагогов, родителей «Я живу на земле Алексеевской». 

Стало доброй традицией проводить ежегодный музыкальный досуг «Алексеевская земля». Алексеевская земля богата музыкальным наследием, они учат нас любить родной край, беречь родную природу, они-то и стали основой в организации данного мероприятия, костюмы родного края, игры, стихи, все это культурное наследие, которым мы очень дорожим.

Проект «Дошкольник Белогорья» реализует задачи, которые оставались несколько в тени. И участие в данном проекте способствует творческому подходу со стороны взрослого (педагогов, родителей), дальнейшее познание истории и традиция родного края, еще много тайн, которые не раскрыты, явлений, которые не объяснимы, месторождений, которые не найдены. И все это наша Белгородчина!

                

«Любовь к родному краю,

знание его истории –

основа, на которой только

 и может осуществиться рост

 духовной культуры всего общества»  

Д.С. Лихачев.

Литература

  1. Серых Л.В., Репринцева Г.А. Примерная парциальная образовательная программа «Здравствуй, мир Белогорья!»  – Белгород: издательство БелИРО, 2015г.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников

Лапкина Л.Н., воспитатель

Эмоции и чувства имеют большое значение в развитии детей дошкольного возраста. Постепенно ребенок учится понимать свои чувства и переживания других людей, начинает различать эмоциональные состояния и изображать их в игре, сопереживает литературным героям. Этому способствуют разные виды деятельности и прежде всего общение со взрослыми и сверстниками.

Подбираем картинки к нужным эмоциям

Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития, которое педагоги осуществляют в детских садах, – развитие эмоционального интеллекта дошкольника.

Основной компонент эмоционального интеллекта – понимание собственных эмоций и эмоций других людей.

Другой компонент – управление эмоциями. Управлять эмоциями человек не может без определенной степени сформированности первого компонента.

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника нужно начинать с развития понимания эмоций. Чтобы делать это обоснованно и системно, следует:

- обозначить основные направления работы по развитию понимания эмоций;

- определить те эмоции, с которыми целесообразно организовывать специальную развивающую работу в каждой возрастной группе.

Организуем работу в трех направлениях

Работа по развитию понимания эмоций у дошкольников складывается на основе психологических принципов:

каждую эмоцию человек обозначает словами;

эмоция выражается экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией);

эмоция возникает в конкретной ситуации.

Таким образом, педагог работает в трех направлениях.

Первое направление – обогатить речь детей словами, обозначающими эмоциональные переживания.

Обогащение происходит, когда взрослый использует большой словарный запас, описывая свои переживания в конкретной ситуации.

Так, во время чтения и обсуждения произведения детской литературы педагог спрашивает у ребенка, что почувствовал персонаж. Получив ответ, он называет еще один подходящий оттенок эмоции. Другой способ: педагог побуждает детей вспомнить события, которые вызвали эмоциональные переживания (праздник, мультфильм, поездку на экскурсию и т. д.). Спрашивает, что они чувствовали. Затем сам рассказывает о своих переживаниях.

Второе направление – познакомить с экспрессией выражения эмоций. Ребенок или взрослый понимают эмоции другого человека:

по мимике (выражению лица, движениям мышц лица);

пантомимике (движениям частей тела);

жестам (движениям рук);

интонации (выразительности голоса, изменениям высоты, силы, темпа звучания речи).

Чтобы развить эту способность, педагог обращает внимание дошкольника на то, как выглядит человек (или литературный персонаж), испытывающий эмоцию. Так, во время чтения он просит детей внимательно рассмотреть иллюстрации и описать их. Когда персонаж попадает в эмоциональную ситуацию, педагог просит одного или нескольких детей показать, как это происходит. Остальные дошкольники в это время детально описывают ситуацию. Вспоминая эмоциональное событие из жизни, педагог показывает, как эмоция проявляется внешне. Рассматривая вместе с детьми фотографии, рисунки, картины, педагог спрашивает, что чувствуют персонажи.

Одновременно он показывает схематические изображения разных эмоций. Важно, чтобы схемы эмоций ребенок увидел только после того, как накопит большой опыт их восприятия в реальных ситуациях.

Обобщение должно идти от реального жизненного опыта к схеме.

Если схема предъявляется раньше, она не выполнит своих функций и даже может помешать естественной схематизации, естественному обобщению ребенком проявления эмоциональной экспрессии у людей. Поэтому педагог создает условия для того, чтобы дошкольник обратил внимание на экспрессию другого человека, связал ее с конкретным словом, обозначающим эмоцию.

Третье направление – познакомить с ситуациями возникновения эмоций. Эмоция – ситуационно зависимое переживание. Задача педагога – формировать у ребенка понимание того, что эмоция возникает в определенной ситуации. При изменении ситуации или ее восприятия эмоция может измениться.

В педагогической практике существуют три способа, как познакомить ребенка с ситуациями возникновения эмоций:

знакомить с ситуациями (опытом) реальных людей;

формировать осознание собственного опыта;

знакомить с ситуациями возникновения эмоций на примере героев детской литературы и мультфильмов. В произведениях детской литературы эмоции персонажей зависят от конкретной ситуации и действий других лиц. Педагог спрашивает детей не только о том, что чувствуют персонажи, но и почему. В сказках немного слов, обозначающих эмоции. Сюжеты строятся на описании экспрессивных действий. Но об эмоциях персонажей читатель может догадаться. В сказочных повествованиях разные персонажи в одной и той же ситуации могут испытывать разные эмоции.

Например: в сказке «Лиса и заяц» собака и медведь испугались лисы, а петушок не испугался; в сказке «Пых» старик и старуха испугались ежика, а внучка не испугалась.

Таким образом, путь понимания, «открытия» эмоций – это создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения.

Организуя работу по развитию понимания эмоций, педагог должен знать, какие эмоции существуют и какие из них нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников. Используем обоснованные теории эмоций Существует несколько теорий эмоций человека. Теория Джеймса говорит, что эмоций много, поэтому много слов, обозначающих различные эмоциональные переживания. бесконечное множество человеческих переживаний. Но педагогу на практике удобнее работать с системой, представляющей группы сходных эмоций. Для этого он может опираться на экспериментально обоснованную теорию Кэролла Изарда.

Американский психолог выделяет 10 фундаментальных эмоций, которые отличаются друг от друга по нейрофизиологии, экспрессии и словесному выражению. Вокруг каждой из 10 эмоций – множество ее оттенков. Как звезды образуют созвездия вокруг главной звезды, так оттенки эмоций группируются вокруг фундаментальной или базовой эмоции. Словесно обозначаемые оттенки каждой эмоции – это оттенки базовой эмоции по нейрофизиологии и экспрессии.

Изард отмечает, что человек может испытывать одновременно несколько эмоций. Эмоциональных оттенков множество. Но чтобы работа по развитию понимания эмоций была конечной и обоснованной, целесообразно строить ее, ориентируясь на систему фундаментальных эмоций.

Фундаментальные эмоции и их оттенки

Базовые эмоции

Некоторые оттенки

Радость

Хорошее настроение, восторг, ликование, на седьмом небе от счастья, торжество, приподнятое настроение, веселье

Грусть

Печаль, страдание, горе, скорбь, уныние, плохое настроение, безутешность, подавленность

Удивление

Изумление, недоумение, быть пораженным

Интерес

Увлеченность, страсть

Гнев

Злость, рассерженность, сердитость, ярость, ожесточенность, язвительность, возмущение, негодование

Страх

Беспокойство, тревожность, ужас, боязнь, опасение

Вина

Стыд Застенчивость, смущение

Отвращение

Омерзение

Презрение

Пренебрежение, игнорирование

В период дошкольного детства ребенок открывает для себя эти эмоции под влиянием социальной среды, в которой находится. В младенческий период он переживает физический комфорт или дискомфорт (грубую эмоциональную дифференциацию на «приятно-неприятно»), а также комплекс оживления, в котором двигательно демонстрирует эмоцию радости матери. Со временем ребенок накапливает более широкий и богатый эмоциональный мир.

Эмоции в различных оттенках открываются дошкольнику постепенно и в определенном порядке. Из 10 фундаментальных эмоций к концу дошкольного возраста ребенок открывает 9 в разной степени и оттенках.

Эмоция вины возникает в подростковом возрасте, когда формируется самосознание и подросток четко осознает отступление своего поступка от социальных норм.

Эмоция стыда только зарождается в дошкольном возрасте.

Работаем с фундаментальными эмоциями детей 3–4 лет

Зона ближайшего развития в сфере эмоций для детей младшего дошкольного возраста – эмоции радости, грусти и злости (гнева). Несмотря на то что все остальные эмоции в различных своих оттенках присутствуют в окружающем ребенка социальном мире, у него формируется готовность к полноценному открытию только этих эмоций. Он может понять смысл слов, обозначающих эти эмоции и их оттенки, экспрессию и смысл тех ситуаций, которые их вызвали.

Педагоги организовали работу по развитию понимания эмоций у дошкольников младшей группы по трем направлениям только с эмоциями радости, грусти и злости.

Эта работа имеет свои особенности. Первая задача педагога – употреблять в речи слова, показывающие оттенки каждой эмоции, доступные ребенку. Смысл слов, которые обозначают оттенки эмоций радости и печали, достаточно понятен. Употребляя слова, которые обозначают различные оттенки эмоции злости, следует иметь в виду следующее. С эмоцией злости (именно это слово) дети чаще знакомятся в образе злого волшебника, змея, т. е. злого персонажа. Бывает, что и обычные люди, персонажи историй испытывают подобную эмоцию, но тогда это ее оттенок, который выражается словом «рассердился», и именно это слово мы используем.

«Злой» и «сердитый» – разные оттенки одной эмоции: «злой» подразумевает постоянство этой эмоции, «сердитость» – сиюминутность, ситуационность, которая чем-то вызвана. Мы употребляем и слово «гнев» тогда, когда речь идет о справедливом возмущении, негодовании, вызванных неправильным поступком, например обманом.

Только после того, как слова, обозначающие оттенки этих эмоций, «помещены, внедрены» взрослым в словарь ребенка, можно задавать ему вопросы, требующие употребления этих слов. В младшей группе акцент делается на «внедрении».

Знакомя дошкольников с экспрессивным выражением эмоций, педагог просит их понаблюдать за другими людьми, когда они демонстрируют радость, злость или грусть. Также он рассматривает с детьми фотографии, рисунки, картины, на которых персонажи испытывают эти эмоции.

Использовать схематическое обозначение эмоций преждевременно и даже вредно в данном возрасте. Ребенок 3–4 лет должен накопить багаж образного опыта понимания, как эти эмоции выражаются.

С ситуациями возникновения эмоций педагог знакомит дошкольников на примере детской литературы и во время бесед непосредственно после какого-либо эмоционального события.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Посуда»

(речевое развитие старшая группа)

Цель: Развивать у детей интерес к исследовательской деятельности путем сравнения старинных и современных предметов, вызывать уважительное отношение к истории происхождения старинных предметов, активизировать мыслительную деятельность детей.

Ход образовательной ситуации:

В группе появляется персонаж из сказки К. Чуковского «Федорино горе» - Федора.

Федора:    Ребята, я вас хочу пригласить к себе в избу, чтобы вы увидели, какой я порядок везде навела. Посмотрите, что у меня на столе? (Самовар, чайник, кастрюля, чугунок, железные и деревянные ложки). Как это можно назвать одним словом? (Посуда).

Какая она у меня сегодня?  (Чистая, блестящая, вымытая …) Да, я теперь за посудой слежу и очень её люблю.

Федора: Ребята, скажите, пожалуйста, а у вас дома такая же посуда? (ответы детей)

Расскажите, какая у вас дома посуда. А почему у вас нет чугунка или самовара?

Дети: Мы не знаем.

Федора: Давайте вместе попытаемся разобраться, почему сейчас не пользуются чугунком, деревянными ложками, самоваром.

Я хочу предложить вам игру «Хорошо-плохо».

Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: «Сколько не мучайся, ни три его, а белей не сделаешь». (Чугунок).

Почему так говорят? (Потому что он чёрный).

Да, я долго его тёрла, мучилась, думала, что он грязный, а он просто чёрный, и белым его не сделаешь. Скажите, из какого материала сделан чугунок? (Из железа).

Значит он какой? (Железный).

Да, он железный. Это хорошо! Почему? (Потому что в печке не сгорит. Потому что он прочный, не сломается …)

Но то, что он железный, - тоже и плохо. Почему? (Чугунок тяжёлый, холодный. Когда нагреется, можно обжечься …).

Хоть он и тяжёлый, можно обжечься, но его можно в печь ставить, в нём можно варить. Какой помощник мне нужен, чтобы не обжечься и легче поднять его? (Ухват).   Да, посуда, в которой я суп варю, не такая как у вас.

Но самое главное – варить в чугунке можно, только если у вас есть … (домашняя печь) (показывает картинку с изображением печи).

А у вас дома есть печь? (ответы детей).

Послушайте еще загадку и найдите отгадку на столе: «Сама не ем, а всех кормлю». (Ложка). Посмотрите, какие у меня ложки на столе? (деревянные, нарядные, красивые …).

 Да, ложки мои деревянные, нарядные, красивые, расписные. Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, а ещё и играем на них.

Послушайте загадку и найдите отгадку: «Стоит толстяк, подбоченивши бок, шипит и кипит, всем пить чай велит». (Самовар).

Как вы догадались, что это самовар? (Потому что он толстый и из него пьют чай). А из чего вы дома пьёте чай? (Из чайника).

 Что есть у самовара? (Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки).

 Какой самовар? (Блестящий, железный, красивый, тяжёлый …).

 Да, это самовар. Он железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки. В нём кипятят воду и потом пьют чай. Про него есть загадка: «Железный бес на стол залез – четыре ноги, два уха, один нос да брюхо». Для того, чтобы в самоваре закипела вода, в специальный отсек закладываются деревянные щепки и поджигаются.

Федора:  Мы рассмотрели, какая есть у меня посуда, но я ничего не знаю о вашей посуде. В чём ваши мамы варят суп? (В кастрюле).

Какое интересное слово: кастрюля. Какая ещё посуда есть у вас дома?

А в чем вы кипятите воду для чая? (В чайнике)

Интересно какой он чайник.

А едите вы ложками? Такими как у меня?

Дети: Нет. У нас ложки железные.

Федора: Что-то устала я немного устала. Давайте отдохнем и песню русскую споем.

 (Дети играют на ложках и поют песню «Бай-качи-качи-качи»).

Федора: Вы знаете, где делают посуду? (Посуду делают на фабрике, на заводе).

Из каких материалов сделана ваша посуда? (Из дерева, стекла, глины, фарфора …).

Какие интересные материалы. Но я что-то совсем запуталась. Этот чайник и кастрюля  стеклянные?

Дети: Нет. Они железные.

Федора: А как вы догадались?

Дети: Если ими ударить друг о друга, то у них звук как у колокольчика (показывают), а если их поставить на огонь и налить воды, они не лопнут, а нагреют воду.

Федора: А ложки?

Дети: Ложки тоже железные и тоже звенят (показывают).

Федора: Значит и их можно положить на огонь?

Дети: Можно, но они сильно нагреются, и нельзя будет ими есть, нужно подождать, пока не остынут.

Федора: А чашки?

Дети: Это чашка стеклянная, а эта фарфоровая.

Федора: А почему?

Дети: Потому, что в этой чашке видна вода, если положить какой-то предмет, то и его можно увидеть (показывают). А в фарфоровой чашке не видно ничего (показывают).  

Федора: Да, сегодня мы с вами много узнали о посуде. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали. А какая посуда есть у меня? А какая посуда есть у вас? А как вы проводили исследования?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "РАЗВИВАЕМ ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

РАЗВИВАЕМ ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Развитие эмоций у младших дошкольников.

. Чтобы научить детей обра­щать внимание на свое состояние, распоз­навать его, называть, сравнивать с состоя­нием других людей, я провожу  игро­вые занятия по раз­витию эмоций...

Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников

Данный материал содержит информацию о том как развивать понимание эмоций у младших дошкольников...

«Развиваем мелкую моторику с младшими дошкольниками»

Автор представляет материал по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста....