Взаимодействие воспитателя с родителями детей.
консультация (старшая группа) на тему

Воспитатель постоянно опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и невелирования отрицательных качеств личности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_vospitatelya_s_roditelyami_detey.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя с родителями детей.

Воспитатель постоянно опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и невелирования отрицательных качеств личности дошкольника.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методов и приемов. Прежде всего педагог должен « транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Воспитатель видит дошкольника в разнообразных ситуациях образовательной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение воспитателя к их ребенку и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах дошкольника. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск современных решений, общие усилия, необходимые для развития дошкольника.

Значительное место в системе работы воспитателя с родителями детей отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителями должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания и форм организации педагогического просвещения.

Университет педагогических знаний – форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, а также взаимодействию родителей и воспитателей в воспитательной работе. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны.

Лекция –форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей.  Возможно приглашение специалистов: врачей, юристов. Главное в лекции – научный анализ воспитательных ситуаций. Поэтому в ней следует вскрывать причины возникновения ситуаций, условия протекания, механизм поведения дошкольника, закономерности развития психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекций следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций – опора на семейный опыт воспитания. Метод общения во время лекции – непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференцию желательно проводить раз в год, так как она требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ дошкольников, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию дошкольников, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума воспитатель предлагает найти выход из какой-нибудь конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и ДОУ, объяснить свою позицию в той или иной предлагаемой или реально возникшей ситуации.

Наиболее эффективны практикумы, проводимые приглашенными специалистами.

Открытые занятия – обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями воспитателей.

Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом учебном занятии. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики деятельности современного дошкольного образовательного учреждения.

Традиционно родители детей являются активными участниками семейных праздников и открытых воспитательных мероприятий в ДОУ. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя новые стороны их интересов, увлечений, таланта.

Педагогическая дискуссия ( диспут)- одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличается тем, что позволяет вовлечь, всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны ознакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута – ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего ( им может быть воспитатель или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнение любого участника.

Ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов ( положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Стоит помнить, что чаще всего лучше « смотрится» отрицательная роль. Воспитателю необходимо следить, чтобы игра не превратилась в просто игру, в подобие фрагмента кинобоевика, а сыгранная отрицательная роль стала поучением родителями в методах воспитания.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы воспитатель может получить помощь непосредственно от родителей, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о делах в детском саду и поведении дошкольников, воспитатель же- необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на негативные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, воспитатель столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принцип успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Родительские собрания – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только обсуждают поведение дошкольников, но рассматривают актуальные педагогические проблемы.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые. Тематика родительских собраний составляется воспитателем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.

При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:

  • Атмосферу сотрудничества ДОУ и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении дошкольников;
  • Интонацию собрания ( советуемся, размышляем вместе);
  • Профессиональный уровень воспитателя, определяемый его знаниями, компетентностью;
  • Добрые, доверительные отношения ( доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь);
  • Главные показатели эффективности родительского собрания ( активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя с родителями детей младшего дошкольного возраста.

Взаимодействие воспитателя с родителями детей младшего дошкольного возраста....

Взаимодействие воспитателя с родителями детей

Мы, воспитатели, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общно...

«Взаимодействие воспитателей с родителями детей раннего возраста через игровую деятельность»

laquo;Семья для ребенка-это источник общественного опыта. Здесь он находитпримеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Иесли мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, т...

педагогический совет: «Пути совершенствования взаимодействия воспитателей с родителями детей».

Совершенствовать систему работы ДОУ по взаимодействию с семьями детей...

Информационный материал по взаимодействию воспитателя с родителями детей подготовительной группы.

В данном разделе мы подготовили информационный материал для родителей детей подготовительной группы (консультации, сообщения, беседы, памятки, анкеты, речевые игры)....