Программа "Здоровячок"
методическая разработка
Программа "Здоровячок" разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы в течение трех лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.doc | 275.26 КБ |
programma_zdorovyachok_2020-2023.pdf | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
Председатель Заведующий МАДОУ МО
Наблюдательного совета г.Нягань «Детский сад №10 ________О.Ю.Рашкова «Дубравушка»
«___»_______2016г. _______И.А.Коломейцева
«____»_________2016г.
Согласовано:
Заведующий отделением ООМПиП
БУ «Няганской городской
детской поликлиники»
________В.О.Максимовская
«___»_______2016г
ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЯЧОК»
(2016-2019гг.)
Нягань, 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка
- Цели программы
- Задачи программы
- Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Объекты программы
- Основные принципы программы
- Основные направления программы
- Временные рамки и основные этапы реализации программы
- Разделы программы
- Укрепление материально-технической базы
- Работа с детьми
- Полноценное питание
- Система эффективного закаливания
- Организация рациональной двигательной активности
- Создание условий организации оздоровительных режимов для детей
- Создание представлений о здоровом образе жизни
- Профилактическая работа
- Летняя оздоровительная работа
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
- Ожидаемые результаты реализации программы
- Кадровое обеспечение программы
- Социальный эффект от реализации программы
- Приложения
“Я не боюсь еще и еще раз
повторить: забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А.Сухомлинский
Программа "Здоровячок" разработана коллективом детского сада № 10 «Дубравушка» в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы в течение трех лет.
Пояснительная записка
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 15-20%. По данным Министерства здравоохранения России, к 6-7-летнему возрасту только13% детей могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы это число уменьшается в 2,5 раза.
Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М.Д.Маханевой, В.Г.Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением
Одним из приоритетных направлений работы детского сада, является здоровьесбережение в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в ДОУ прослеживается тенденция личностно-ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Программа «Здоровячок» разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ:
-анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов);
-научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
-материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
-финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);
-комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка);
-анализ результатов физической подготовленности детей;
-характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Разрабатывая программу «Здоровячок», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Программа «Здоровячок», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Наша программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Цель программы:
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Реализация программы предусматривает
решение следующих задач:
- Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и материально-технические условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей винновационном здоровьесберегающем пространстве ДОУ.
- Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия института семьи и ДОУ на основе реализации альтернативных средств воспитания и оздоровления детей.
- Формировать привычку к здоровому образу жизни.
- Создавать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.
- Прививать культурно-гигиенические навыки.
- Развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками, чувствами.
- Оказывать помощь семье в воспитании детей, адаптации к жизни в социуме.
Законодательно – нормативноеобеспечениепрограммы:
- Закон «Об Образовании в Российской Федерации».
- Конвенция ООН «О правах ребёнка».
- «Семейныйкодекс РФ».
- Конституция РФ.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
СанПиН 2.4.1.3049-13
- Устав ДОУ.
Объектыпрограммы:
- Дети ДОУ;
- Педагогическийколлектив;
- Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.
Основныепринципыпрограммы:
- научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- систематичности (реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Основныенаправленияпрограммы:
Профилактическое:
- обеспечениеблагоприятноготеченияадаптации;
- выполнениесанитарно-гигиеническогорежима;
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.
Организационное:
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- систематическое повышение квалификации педагогических кадров:
- пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.
8. Основные этапы реализации программы.
I этап. 2016-2017гг. – организационно-мотивационный.
Выявление проблем в повышении эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения и координация деятельности педагогов и родителей ДОУ направленная на решение цели.
II этап. 2017-2018 гг. – основной.
Реализацияосновных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.
III этап. 2018-2019 гг. – итогово-аналитический.
Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив.Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения производится в конце каждого учебного года и отражается в письменном отчёте с представлением итоговых данных в диаграммах с пояснениями к ним и предложениями.Диагностические данные будут оформляться в «Паспорта здоровья групп».
9. Разделы программы.
Программа реализуется через следующие разделы:
1. Укрепление материально – технической базы ДОУ.
2. Работа с детьми.
3. Работа с педагогами.
4. Работа с родителями.
9.1. Укрепление материально – технической базы.
1. | Приобретениенеобходимогооборудования:
| Заведующий ДОУ Зам. зав. АХЧ |
2. | Осуществление ремонта:
| Заведующий ДОУ Зам. зав. АХЧ |
3. | Оборудование помещений:
| Зам.зав. по УВР Зам.зав по ОБЖ Старший воспитатель |
4. | Открытие клуба здоровья для педагогов | Инструктор по физической культуре |
5. | Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ. | Зам. зав. АХЧ Зам.зав по ОБЖ |
9.2. Работас детьми.
№ | Формы и методы | Содержание |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни |
|
2. | Физические упражнения |
|
3. | Гигиенические и водные процедуры |
|
4. | Свето-воздушные ванны |
|
5. | Активный отдых |
|
6. | Арома- и фитотерапия |
|
7. | Диетотерапия |
|
8. | Светотерапия |
|
9. | Музтерапия |
|
10. | Закаливание |
|
11. | Пропаганда здорового образа жизни |
|
12. | Психофизические мероприятия |
|
9.2.1. Полноценноепитание.
1. | Принципыорганизациипитания:
|
9.2.2.Системаэффективногозакаливания.
1. | Основные факторы закаливания |
|
2. | Комплексзакаливающихмероприятий |
|
3. | Методыоздоровления: |
|
9.2.3. Организация рациональной двигательной активности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
1. | Основные принципы организации физического воспитания в детском саду |
|
2. | Формыорганизациифизическоговоспитания |
|
3. | Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач |
|
9.2.4. Создание условий организации оздоровительных
режимов для детей.
- Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи, укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
- Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- Достаточный по продолжительности дневной сон детей.
- Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
- Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.
9.2.5. Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно – гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
- вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Для осуществления вышеназванных направлений в детском саду
Созданынеобходимыеусловия:
- сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку;
- отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания, сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе;
- развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей, педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке;
- в группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике;
- созданы в групповых помещениях физкультурные уголки для самостоятельной двигательной активности детей;
- эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников, большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп, проходят в детском саду празднования дней рождения, ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «масленица», «веселые старты», «папа, мама, я – спортивная семья» и др.;
- снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
- появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр;
- большая роль в псикоррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).
9.2.6. Профилактическая работа.
Осуществляют медицинская сестра детского сада (по согласованию), инструктор по физической культуре, инструктор ЛФК, воспитатели.
Онавключает в себя:
- профилактические прививки, ароматерапия, витаминизация;
- физкультурныезанятия босиком;
- корригирующая гимнастика;
- подвижные игры и физические упражнения на улице;
- хождениенамини-лыжах;
- пробуждающаягимнастикапослесна;
- дыхательная гимнастика;
- спортивныеигры и соревнования;
- элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
9.2.7. Летняя оздоровительная работа.
Формы организации оздоровительной работы:
- закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
- физкультурные занятия в природных условиях (в парке, спортивной площадке);
- туризм (походы, экскурсии);
- физкультурныедосуги и развлечения;
- утренняягимнастиканавоздухе;
- витаминизация: соки, фрукты, ягоды.
9.3. Работа с педагогами.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогическойвалеологии у них главная социальная роль;
- просветительная работа по направлениям программы «Здоровячок» и т.д.;
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;
- обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
Организационныеметодическиемероприятия:
- Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
- Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.
- Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
- Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
- Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.
- Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
- Разработка и внедрение педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
- Внедрениесбалансированногоразнообразногопитания.
- Пропагандаздоровогообразажизни.
- Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
Методическиерекомендациипооздоровлению:
- Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
- Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
- Необходимо широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
- Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
- Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
- Беседы, валеологическиезанятия.
9.4. Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для успешной работы с родителями используем план изучения семьи:
- структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения);
- основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.);
- стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов;
- социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка;
- воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
- Повышениепедагогическойкультурыродителей.
- Пропагандаобщественногодошкольноговоспитания.
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
- Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
- Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.
- Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
7.Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Формыработы с родителями:
- Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
- Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
- Дниоткрытыхдверей.
- Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
- Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
- Совместные занятия для детей и родителей.
- Круглые столы с привлечением специалистов детского сада ( инструктора по физической культуре, медицинской сестры).
- Проведение родительских клубов.
- Организациясовместныхдел.
Методы, используемые педагогами в работе:
- Анкетадляродителей.
- Беседы с родителями.
- Беседы с ребёнком.
- Наблюдениезаребёнком.
- Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.
5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
7. О питании дошкольников.
8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.
9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка
План работы с родителями на ближайшие 3 года.
- Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», туристических походов, праздников, субботников.
- Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.
- Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.
- Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения:
- улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
- успешное освоение образовательной программы воспитанниками ДОУ ежегодно не менее 86%, качественная подготовка детей к школе до 95%;
- рост компетентности педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме на 100%;
- активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье - не менее 93%.
- создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.
- снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
- совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
- обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
- повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
- стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
11.Кадровое обеспечение программы «Здоровячок».
Заведующий ДОО:
- общее руководство по внедрению программы «Здоровячок»;
- ежемесячныйанализреализациипрограммы;
- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Зам.зав. по УВР и старший воспитатель:
- нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы «Здоровячок»;
- проведение мониторинга;
- контроль за реализацией программы «Здоровячок».
Медицинскаясестра (по согласованию):
- утверждение списков часто и длительно болеющих детей;
- определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;
- составлениеиндивидуальногопланареабилитации;
- гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей;
- дыхательнаягимнастика.
Инструкторпофизической культуре:
- определение показателей двигательной подготовленности детей;
- физкультурныезанятия;
- закаливание (утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).
- Внедрениездоровьесберегающихтехнологий.
Воспитатели:
- Пропагандаздорового образа жизни;
- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;
- дыхательнаягимнастика;
- физкультурные занятия на воздухе.
Зам.зав. по АХЧ и зам.зав. по ОБЖ:
- обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;
- создание материально – технических условий;
- контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы «Здоровячок».
Повар:
- контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;
Помощникивоспитателя:
- соблюдениесанитарногорежима;
- помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.
12.Социальный эффект от реализации программы
Подготовка определённого спектра авторских программ и инструктивно-методических материалов по организации инновационной здоровьесберегающей деятельности, способных удовлетворить широкие образовательные запросы детей, родителей и общества, обоснованных с точки зрения своей целесообразности, позволит воспринимать ДОУ как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг, демонстрирующее социальную значимость и ценность работы на внутренние и внешние целевые аудитории.
Приложение.
Таблица №1.
Данные распределения детей ДОУ по группам здоровья.
Группа здоровья | 2013-2014 уч.г. (кол-во детей) | 2014-2015 уч.г. (кол-во детей) | 2015-2016уч.г. (кол-во детей) |
I | 14чел.(5%) | 67чел. (26%) | 52чел. (21%) |
II | 223чел. (91%) | 171чел. (65%) | 173чел. (70%) |
III | 4чел. (2%) | 17чел. (6,5%) | 15чел (6%) |
IV | 4чел. (2%) | 6чел. (2%) | 4чел. (1,5%) |
V | - | 1чел. (0,5%) | 4чел. (1,5%) |
Всего детей: | 245 | 262 | 248 |
Таблица № 2
Данные о количестве детей,состоящих на диспансерном учёте (чел.)
Медицинские специалисты | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Фтизиатр | 9 | 3 | 3 |
Окулист | 2 | 3 | 1 |
Невропатолог | 6 | 8 | 9 |
Психиатр | 1 | 2 | 2 |
ЛОР | 1 | 1 | 1 |
Хирург | 1 | 2 | 2 |
Ортопед | 2 | - | - |
Педиатр | 1 | 4 | 4 |
Таблица № 3
Данные о количестве детей-инвалидов, состоящих на диспансерном учете (чел.)
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
6 | 8 | 8 |
Таблица № 4
Основные направленияпрограммы по здоровьесбережению.
Направления программы | Содержание деятельности |
1. Организационное |
по здоровьесбережению.
|
2. Просветительское (образовательное) |
дошкольников здорового образа жизни.
формирования здорового образа жизни.
участников оздоровительного процесса.
|
3. Правовое |
-ознакомление с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность образовательных учреждений по защите здоровья. |
4. Аналитико-экспертное |
коррекционно-оздоровительном процессе и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций.
здоровьесберегающего процесса.
|
5. Информационно- методическое |
|
6. Диагностическое |
формирование здорового образа жизни.
«проблемной» категории дошкольников. Индивидуальная диагностика проблем детей. |
7. Социально- педагогической адаптации |
|
8. Координационное |
|
Таблица №5
Мероприятия по реализации основных направленийв здоровьесберегающей деятельности ДОУна период 2016-2019 гг.
№ п/п | Мероприятия | Срок | Ответственный | ||
I. Организационное направление Обновление содержания здоровьесберегающего образования и воспитания, организация здоровьесберегающего пространства | |||||
Разработка целевой программы по здоровьесбережению | март 2016 | Заведующий ДООКоломейцева И.А. | |||
Разработка общеобразовательной программы | июль-август 2016 | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. | |||
Организационно-методическая работа по повышению профессионального мастерства педагогов в реализации вопросов здоровьесбережения | постоянно | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Создание кадровых, психолого- педагогических, учебно-материальных, учебно-дидактических, учебно- методических предпосылок для осуществления системы работы по здоровьесбережению:
методической работы по вопросам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста;
участников здоровьесбережения;
наращиванию материальной базы для работы по здоровьесбережению;
препаратами, витаминами, аскорбиновой кислотой для витаминизации третьего блюда | постоянно | Заведующий ДООКоломейцева И.А. | |||
Осуществление в практике ДОУ системно-синергетического подхода к управлению здоровьесбережением:
здоровьесбережению в ДОУ;
вопросами здоровьесбережения;
здоровьесбережения ДОУ;
звеньев здоровьесберегающего процесса; отработка системы стимулирования участников процесса здоровьесбережения;
| 2016-2019г.г. | Администрация ДОО | |||
Проведение здоровьесберегающего компонента через все виды деятельности детей (психологический фон занятий, длительность занятий, методы и формы, санитарно-гигиенические условия) | в течение периода | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Разработка здоровьесберегающих требований для организации и проведения детского экспериментирования с детьми | 2016-2019 гг. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Собеседование с педагогами и специалистами об организации охранительного режима в группах | Постоянно | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Создание информационного банка данных по вопросам укрепления, сохранения здоровья участников образования | 2016-2019 гг. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Организация работы по физической культуре для детей:
компонента содержания занятий по физической культуре;
коррекционной работы с детьми;
методического комплекса для индивидуальной коррекционной работы по физической культуре | постоянно | Инструктор по по физической культуре | |||
Создание банка данных по инновационным формам организации взаимодействия с родителями | 2016 г. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
II. Диагностическое направление | |||||
Мониторинг состояния всех аспектов здоровья детей | в течение всего периода | Специалисты ДОУ | |||
Изучение мотивации педагогов и родителей на формирование здорового образа жизни | Ежегодно | Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Выявление детей, требующих внимания специалистов. Выделение из потенциальной «группы риска» реальной «проблемной» категории дошкольников. Индивидуальная диагностика проблем детей. | В течение всего периода | Педагоги ДОУ | |||
Социальный анализ семей воспитанников ДОУ. Оформление социальных паспортов. | 2017 г. | Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Мониторинг успеваемости выпускников ДОУ на начальном этапе обучения за последние 3 года | Ежегодно | Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Организация педагогического мониторинга по здоровьесберегающей деятельности:
педагогов. | Ежегодно | Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
III. Информационно-методическое направление Научно-методическое обеспечение процесса здоровьесбережения. Повышение квалификации участников образовательного процесса | |||||
Организация работы по отбору форм и содержания методической работы по освоению педагогами здоровьесберегающих технологий | В течение всего периода | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Обеспечение педагогов методической и дидактической литературой для организации здоровьесберегающего образования | В течение всего периода | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Апробация критериев оценивания уровня гигиенической, социальной, здоровьесберегающей грамотности детей дошкольного возраста | 2016-2019 г.г. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Семинар «Здоровье детей – наше будущее» | 2017 г. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Консультация для родителей «Музыкотерапия как способ улучшения психоэмоционального самочувствия» | 2016 г. | Музыкальный руководитель | |||
Консультация «Культурный ребёнок – здоровый ребёнок» | 2017 г. | Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Консультация «Предупреждение негативного влияния компьютера на здоровье ребёнка» | 2017 г. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. | |||
Консультация для педагогов «Двигательная деятельность детей на прогулке» | 2018 г. | Инструктор по физкультуре | |||
Консультация «Лечебные подвижные игры» | 2017 г. | Инструктор по физкультуре | |||
Рекомендации «Комплекс мер для снятия статического напряжения во время занятий» | 2016 г. | Инструктор по физкультуре | |||
Памятка «Безопасные для здоровья ребёнка условия общения с компьютером» | 2017 г. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Рекомендации по рациональному питанию детей«Разговор о правильном питании» | 2016 г. | Медсестра (по согласованию) | |||
Семинар-практикум «Внедрение методов и приёмов здоровьесбережения в учебно-воспитательный процесс». Сборник материалов. | 2019 г. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Пед.совет «Обеспечение восхождения дошкольника к культуре здоровья через использование эффективных здоровьесберегающих средств» | 2017 г. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Пед.совет «Роль взрослых в формировании нравственного здоровья дошкольников» | 2018 г. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Выставка методической литературы, пособий, конспектов по работе с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни. | 2019 г. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Обобщение и распространение опыта создания здоровьесберегающей среды в ДОУ – творческий отчёт | 2019 г. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
IV. Просветительское направление Взаимодействие с социумом как участниками процесса здоровьесбережения | |||||
Публикация материалов по ЗОЖ в информационных уголках | Ежегодно | Воспитатели ДОО | |||
Консультация «Художественная литература – средство обогащения нравственного здоровья детей» | 2016 г. | Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Советы инструктора физкультуры «Оздоровительные мероприятия для часто болеющих детей» | 2017г. | Инструктор по физической культуре | |||
Рекомендации для родителей «Создание здоровой музыкальной среды в домашних условиях» | 2018. | Музыкальный руководитель | |||
Информационные плакаты и бюллетени по профилактике и лечению детских болезней | Ежегодно | Медсестра (по согласованию) | |||
Конкурс «Лучший уголок здоровья» | 2017г. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Консультация «Средства укрепления иммунитета» | 2018г. | Медсестра (по согласованию) | |||
Групповые родительские собрания «Здоровье с детства», «Вредные привычки» | 2016-2018гг. | Воспитатели ДОО | |||
Практические рекомендации для родителей ЧБД | Постоянно | Медсестра (по согласованию) | |||
Общее родительское собрание «Здоровый ребёнок в здоровой семье» (роль семьи в воспитании здорового ребёнка) | 2016г. | Заведующий Коломейцева И.А. | |||
Фотовыставка«Мы растём здоровыми!» | 2017-2018гг. | Воспитатели ДОО | |||
Проведение Дней пропаганды здорового образа жизни | В течение всего периода | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Музыкально-оздоровительное развлечение «В здоровом теле – здоровый дух» | 2017-2018гг. | Музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре | |||
Тематические занятия по ПДД | 2018-2019гг. | Воспитатель ДОО | |||
Тематическое занятие «Пусть знает каждый гражданин пожарный номер – 01» | 2016-2017гг. | Воспитатель ДОО | |||
Выставка детского рисунка «Как я занимаюсь спортом». | 2018-2019гг. | ПДО по ИЗО | |||
Комплексное игровое занятие «Будь здоровым с детства!» | 2018-2019гг. | Специалисты ДОО | |||
VI. Координационное направление Управление здоровьесбережением в ДОУ,взаимодействие с социальными институтами детства | |||||
Разработка локальных актов по вопросам здоровьесбережения | Ежегодно | Заведующий Коломейцева И.А. | |||
Контроль процесса здоровьесбережения в ДОО:
вопросам снижения детской заболеваемости;
гигиеническому состоянию помещений ДОУ;
предупредительного контроля соблюдения здоровьесберегающих требований к занятиям;
физическому воспитанию,
контроля физкультурных занятий | 1 раз в квартал 1 раз в полугодие 3 раза в год 1 раз в месяц 2 раза в квартал ежегодно 2 раза в год ежемесячно | Заведующий Коломейцева И.А. Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. Зам.зав. по ОБЖ | |||
Консультирование педагогического процесса на принципах здоровьесбережения:
соответствии с требованиями САН ПиН;
кружков в соответствии с требованиями здоровьесбережения;
| Постоянно | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
Установление взаимосвязи с детской поликлиникой:
| В течение всего периода | Медсестра ( по согласованию) | |||
Разработка мер по уменьшению риска возникновения заболеваний и травм,
противопожарной безопасности;
правилам дорожного движения;
жизнедеятельности;
пространства по всем разделам здоровьесбережения, оформление наглядности для детей и родителей | 2016-2017гг. | Зам.зав. по УВР Лызлова Е.Ф. Старший воспитатель Самохвалова С.Н. | |||
VII. Правовое направление | |||||
Ознакомление с нормативно- правовой базой, регламентирующей деятельность ДОУ по защите здоровья детей. | 2016г. | Заведующий Коломейцева И.А. | |||
Создание локальных актов, регламентирующих здоровьесберегающуюдеятельность ДОУ. | 2016г. | Заведующий Коломейцева И.А. |
Литература:
∙ Змановский Ю.Ф. "Воспитаем детей здоровыми".-М.:Медицина, 1989.
∙ Змановский Ю.Ф. "Здоровые дошкольники" // "Дошкольное воспитание".2005,№6.
∙ «Двигательная активность ребенка в детском саду», М.А. Рунова, М.: Мозаика-Синтез, 2004г.
∙ «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста», Л.Д.
Глазырина, В.А. Овсянкин, М.: ВЛАДОС, 2003г.
∙ «Педагогика здоровья» В.Н. Касаткина, М.: Линка-Пресс, 2000г.
∙ «Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных
учреждениях», С.А. Соловей, М.: Педагогическое общество России, 2004г.
∙ «Игры, которые лечат. Для детей от 2 до 7 лет», А.С. Таланов, М.:
Педагогическое общество России, 2005г.
∙ «Сценарии оздоровительных досугов. Для детей 4-7 лет» М.Ю. Картушина, М.:Сфера, 2004г.
∙ «Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми», Н.Н.Королева.
Справочник руководителя дошкольного учреждения №11, 2006г.
∙ Шебеко В. Физическая культура дошкольника / В. Шебеко // Дошкольное
воспитание.-2009.-№5.-С.18-22.
∙ Шебеко В. Формирование личности дошкольника средствами физической
культуры / В. Шебеко // Дошкольное воспитание.-2009.-№3.-С.21-27.
∙ Леви-Гориневская, Е.Г. Особенности детского организма и физическое
воспитание дошкольника / Е.Г. Леви-Гориневская // Дошкольное воспитание.-2009.-№2.
∙ Стародубцева, И. Физическое воспитание: инновационные технологии / И.
Стародубцева // Дошкольное воспитание.-2008.№6.-С.41-43.
∙ Решетнева, Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношенияк здоровому образу жизни в процессе физического воспитания / Г. Решетнева, С.Абольянина // Дошкольное воспитание.-2008.-№4.-54-60.
∙ Стародубцев, И. Слушай – действуй!: музыка в физическом воспитании
дошкольников / И. Стародубцева // Дошкольное воспитание.-2008.-№4.-С.62.
∙ Аркин, Е. Закаливание в системе физического воспитания дошкольника / Е.
Аркин // Дошкольное воспитание.-2008.-№1.-С.11-16.
∙ Цой, Е. Физическое и психическое развитие, коррекция и оздоровление
дошкольников / Е. Цой // Дошкольное воспитание.-2006.-№10.-С.21-24.
∙ Волошина, Л. Будущий воспитатель и культура здоровья / Л. Волошина //
Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.
∙ Полтавцева, Н. О значении физвоспитания в развитии учебной деятельности /Н. Полтавцева, Н. Гордова // Дошкольное воспитание.-2005.-№6.-С.9-13.
∙ Демидова, Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей /Е. Демидова // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.28-32.