"Удивительные свойства воды"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Александрова Олеся Олеговна

Опыты с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnye_svoystva_vody.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Задачи.

Образовательные:

  • Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть), обобщить знания детей о значении воды в жизни человека, в мире природы.
  • Формировать умение понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности схемы, предложенные взрослым.
  • Упражнять детей в умении получать сведения о новом объекте (вода) в процессе его практического исследования.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей посредством экспериментирования (опыты с водой);
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов, развивать глазомер, умение переливать жидкость из одного сосуда в другой
  • Развивать память, восприятие, внимание, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать; делать простейшие выводы.

Воспитательные

  • Воспитывать опрятность, аккуратность, умение содержать в порядке свое рабочее место.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию.
  • Воспитывать бережное отношение к использованию воды.

Развитие словаря: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, лаборатория

Материалы и оборудование:

Иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись «Звуки дождя», аудиозапись «Журчание ручья», оборудование для проведения экспериментов: стаканы с водой , с молоком, с яблочным соком (по количеству детей), панно «Кому нужна вода», символы, обозначающие свойства воды, ракушки, водные раскраски, кисточки, стаканы-непроливайки, фартуки на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Беседы о воде, «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде», рассматривание иллюстраций на тему «вода», чтение художественной литературы, отгадывание загадок, наблюдения во время прогулок, заучивание стихотворений о роднике, реке, море.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход

 Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.

Дети: Это звуки воды.

Воспитатель: Действительно, это журчит ручей.  А сейчас я вам еще загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды) .

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно, это вода. К нам в гости пришла Капелька. Пойдемте, познакомимся с ней. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море. в океане

И в водопроводном кране

Так ли это? Как вы думаете?

Воспитатель: Капелька- это частичка воды. Я вам покажу картинки, а вы попробуйте угадать, где именно встречается вода.

Дети: в пруду, в озере, в море, в океане, в луже, в  реке, в ручейке, в болоте.

Воспитатель: А сейчас мы выясним, кому нужна вода .

дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к капельке и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные,  грибы, цветы, человек).

Воспитатель:  А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно же, вода необходима всему живому, Без воды невозможно прожить ни людям, ни животным, ни растениям. И хоть много воды на планете, ее надо беречь. Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, озера.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
ответы детей:

Правильно, проводят опыты. Мы сегодня с вами будем изучать удивительные свойства воды. Оденем фартуки и превратимся в настоящих ученых.

Дети проходят к прономерованным рабочим столам.

Стол №1.

Опыт №1.

«Вода – это жидкость»

Оборудование: два стаканчика на каждого ребенка - один с водой, другой – пустой.

Исследование.

Воспитатель: аккуратно перелейте воду из одного стаканчика  в другой. Льется вода? Почему?

Ответы детей: Потому что она жидкая.

Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Что бы вы лучше запомнили это свойство воды, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Опыт №2

 «Прозрачность воды»

Оборудование: прозрачный стакан с водой (по количеству детей), прозрачный стакан с молоком (по количеству детей), маленькие ракушки.

Исследование.

 Воспитатель: положим одну ракушку в стакан с молоком. Видна ракушка?

Ответы детей: нет.

Воспитатель: а теперь, опустите, пожалуйста, вторую ракушку в стакан с водой. Видна ракушка?

Ответы детей: да, видна хорошо.

Воспитатель: Как вы думаете, почему в стаканчике с водой ракушка видна? ( Потому что вода прозрачная , бесцветная.)

Вывод: одно из свойств воды – прозрачность.

Воспитатель: А чтобы вы запомнили, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске)

Стол №2.

Опыт №3. «Вкус и запах воды»

Оборудование: пластиковые стаканчики с водой и соком по количеству детей.

Исследование.

Воспитатель: ребята, возьмём в руки стаканчики с водой и поднесем их к носу, понюхаем её. Есть ли у воды запах?

Ответы детей (нет запаха) .

Воспитатель: а теперь определим, есть ли вкус у воды? Глотните воду из своих стаканчиков. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Соленая?  Вы ощутили какой – нибудь  вкус?

Ответы детей (нет, у воды нет никакого вкуса) .

Воспитатель: итак, ребята, какой вывод можно сделать, проделав этот опыт?

Вывод: у воды нет ни вкуса, ни запаха.

Воспитатель: А чтобы вы запомнили, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске)

А сейчас, ребята, возьмите стаканчики справа с желтой жидкостью, сначала понюхайте, а потом попробуйте на вкус. Изменились ли запах и вкус?

Ответы детей.

Воспитатель: а как вы думаете, почему в этом стаканчике есть и вкус и запах?

Ответы детей

Воспитатель: совершенно верно, потому что в этом стаканчике находится не чистая вода, а  яблочный сок.

Физкультминутка «Мама - Тучка»

Воспитатель: сейчас, ребята, подойдите ко мне, давайте представим, что я – мама - Тучка, а вы – мои детки - капельки. Делайте то, что я вам скажу.

- Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю (дети бегают по группе, не наталкиваясь друг на друга). Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно стало им поодиночке прыгать. Собрались они вместе, и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети-капельки составляют ручейки, взявшись за руки парами). Встретились ручейки и стали большой рекой («ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети остановились, потянули ручки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме – Тучке (дети разбегаются и рассаживаются на стульчики вокруг воспитателя) .

Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали: Вода-жидкость, Вода – бесцветная, Вода не имеет запаха, Вода – безвкусная.

 Воспитатель: Сегодня мы с вами выяснили опытным путём, что вода обладает многими свойствами: что она жидкость, прозрачная, не имеет вкуса и запаха. Оказывается, вода еще и волшебница. У меня есть «заколдованные» картинки и мы попробуем их расколдовать с помощью воды. ( Работают с водными раскрасками).

Воспитатель: Картинки расколдовались? (Да). Когда они высохнут , мы сделаем из них выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"

На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....

открытое занятие "Удивительные свойства воды"

Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.3. Обучать детей навыкам ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (на основе интегрированного подхода) в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства воды»

Конспект занятия на основе экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства воды»...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группе "Удивительные свойства воды"

Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группеТема: «Удивительные свойства воды»...

Открытое занятие по экологии Удивительное свойства воды

Познакомить детей со свойствами воды. Совершенствовать знания детей о важности воды в жизни человека....

НОД «Удивительные свойства воды»

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде....