Выступление на педсовете на тему: «Организация и содержание деятельности в уголке природы»
материал (старшая группа) на тему

Фадеева Екатерина Владимировна

Выступление на педсовете на тему: "Организация и содержание деятельности в уголке природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_97_-_2003.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                           «Детский сад комбинированного вида № 114»

Выступление на педсовете на тему:

«Организация и содержание деятельности в уголке природы»

                                                                                              Подготовила:

                                                                                              Фадеева Екатерина  

                                                                                              Владимировна

                                                                                              Воспитатель

МДОУ «Детский сад

№ 114»

САРАТОВ 2016

Организация и содержание деятельности в уголке природы

 (старший дошкольный возраст).

Мир природы нельзя познать по картинке. Всестороннее развитие и воспитание дошкольника осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой.  Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности, что способствует развитию психических процессов, развитию умственных действий.

Далеко не всё ребёнок может правильно понять, установить разнообразные причинно – следственные связи в природе, что формирует не верное экологическое отношения к объектам природы. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребёнка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности ДОУ работа по экологическому воспитанию ведётся в разных направлениях и затрагивает все образовательные области: (труд в природе, наблюдения на прогулке, экскурсии на природоведческие объекты, непосредственно – образовательная деятельность, развлечения и т. д.). И в том числе расширение  знаний в образовательных областях возможно путём создания разнообразных уголков природы  в групповых помещениях.

Цели:

• Развитие у детей познавательных интересов, через формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей.

• Формирование положительного отношения к труду, посредством развития трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

• Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания, через приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Задачи, которые решают с помощью уголка природы в группе:

1. Расширять и уточнять знания детей о природе. Закреплять умение наблюдать.

2. Продолжать работу по ознакомлению с комнатными растениями.

3. Закреплять умения ухаживать за обитателями уголка природы.

4. Формировать представления о чередовании времён года, частей суток и их некоторых характеристиках.

5. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

6. Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.

7. рассказать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

8. Выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы; выполнять обязанности дежурного в уголке природы.

9. Привлекать детей к посеву семян, овощей, цветов, высадке рассады.

10. Привлекать к пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

11. Формирование навыков культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным и т. д.).

12. Расширять представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; рассматривать животных только вместе со взрослыми, не беспокоя и не нанося им вред; кормить животных только вместе со взрослыми; чужих животных гладить нельзя; без разрешения родителей не приносить в дом животных; не брать на руки бездомных животных.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап:

• Изучение методической литературы.

• Выделение зоны в группе для размещения уголка природы, размещение в нём комнатных растений, календаря природы и наблюдений, оборудования для труда в природе в доступном для детей месте.

• Составление содержания работы с детьми в уголке природы.

• Обновление настольно – печатных игр и пособий, уголка экспериментирования, комнатных растений, согласно требованиям основной программы.

2. Реализационный этап:

• Проведение непосредственно – образовательной деятельности, опытно – экспериментальной деятельности.

• Продолжить работу по уходу за комнатными растениями.

• Проведение бесед, природоведческих игр, наблюдений за природой.

• Работа с календарём наблюдений.

• Работа с родителями.

3. Заключительный этап:

• Подведение результатов непосредственно – образовательной деятельности, опытно – экспериментальной деятельности.

• Диагностирование воспитанников.

Формы работы по организации и содержанию деятельности в уголке природы.

1. Непосредственно – образовательная деятельность.

2. Совместная деятельность с воспитателем.

3. Самостоятельная деятельность детей в уголке природы.

4. Работа с родителями.

1. Непосредственно – образовательная деятельность. В своей работе я изучила и применяю в своей работе следующую методическую литературу: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенникова, «Добро пожаловать в экологию!» О. А. Воронкевич.

Детям интересно узнавать что-то новое, неизведанное, познакомиться и поиграть с новыми героями, узнать, что то новое о растениях.

Система работы с детьми разделена по месяцам (с сентября по май, расписана каждая неделя. На третьей неделе проводится непосредственно – образовательная деятельность, по темам«Как заполнить календарь природы?»«Растения в нашем уголке природы»,«Золотые рыбки – декоративные домашние рыбки». Знания, полученные в непосредственно – образовательной деятельности закрепляются в других видах деятельности – беседы предусмотренные Программой по всем образовательным областям, наблюдений, чтении художественной литературы, музыке, труда в природе.

2. Совместная деятельность с воспитателем – ежедневные наблюдения на прогулке за погодой, трудом взрослых, дежурство в уголке природы, уход за обитателями уголка – способствует накоплению и систематизации знаний у детей. Всё это способствует применению знаний детьми на практике. В своей практике я провела следующие наблюдения«Какие они – цветущие растения?»«Кто помогал цветам расти?»«Что было сначала, что будет потом?» - помогает детям усвоит части растения, что появилось сначала: бутон или цветок, цветок или коробочка с семенами.

Серия наблюдений за хомяком«Знакомьтесь, дети, я – хомяк»«Устроим для хомяка хороший дом»«Хорошо ли хомяку в новых условиях?»«Что и как ест хомяк?»«Какой хомяк и чем он отличается от мышонка?»«Как передвигается хомяк?»«Когда хомяка трудно заметить?» - знакомит с внешним видом животного, чем питается, чем отличается от мышки, способы маскировки в природе, какие условия нужны для существования хомяка в уголке природы. «Кто живёт в нашем аквариуме?»«Что и как едят рыбки?»«Как плавают золотые рыбки?»«Как караси отличаются от золотых рыбок?» - дети получают знания о рыбах, чем дышат и питаются, отдыхают и спят, их окраске и многообразии, размерах рыб и улиток, что вода непременное условие существования рыб.

Продолжается цикл наблюдений зимой за водой, снегом, льдом. С детьми я провожу серию опытов с объектами неживой природы: «Получаем талую воду»«Замораживаем воду»,«Когда бывает пар?»«Пар – это вода» - вследствие чего дети получают знания о том, что снег – это вода, воду можно заморозить, и она превратится в лёд, станет твёрдой, пар – это мелкие капельки воды, вода – газообразна.

Труд в уголке природы – это ежедневная совместная работа воспитателей и детей, дети получают знания, умения и навыки в уходе за растениями – нуждаются в свете, тепле, воде, почву периодически рыхлим, чтобы был доступ воздуха к корням.

«Огород на окне» - посадка лука и создание им разных условий (одна в тепле, свете, вода, другая – холод, вода, свет) у детей вызывают интерес к выращиванию этой огородной культуры, учат замечать изменения прошедшие с луком, устанавливают связь от условий, делают зарисовки лука с натуры. Совместная деятельность с воспитателем «Пересаживаем растения»«Собираем гербарий тундры»«Высеваем семена, рассаду» - в процессе дети получают первые трудовые навыки.

3. Самостоятельная деятельность детей.

В самостоятельной свободной деятельности дети применяют знания в играх: например, малоподвижная игра «На земле, в небесах, и на море», дидактическое лото «В саду и в огороде»«Съедобное – не съедобное», сюжетно - ролевая игра «Магазин овощной»; в беседах друг другом делятся опытом и знаниями, что поможет детям сохранить здоровье и возможно жизнь«Почему зимой нельзя прикасаться к железу языком, влажными руками?»,«Наблюдение за сосульками», опасно их брать в рот, сбивать палкой, «Не подходить к берегу Обской Губы: весенний, осенний лед всегда – опасен», «Чем опасны ядовитые растения в тундре?»«Что получится, если растопить сосульку?», грязная вода, нельзя брать в рот сосульки; «Наблюдение за гололёдом, ледоходом на Обской Губе». Приучаются экологически мыслить и объяснять правила поведения в природе: ««Наблюдение за распустившимися веточками, цветами в тундре», не срывать их, оберегать, «Цикл наблюдений за срезанной веткой тальника»«Наблюдение за сезонными изменениями в природе тундры». С желанием и самостоятельно выполняют поручения по уходу за животными и растениями уголка природы, поливают комнатные растения, рыхлят почву, протирают листья, кормят рыб в аквариуме, ухаживают за растениями в уголке природы.

4. Работа с родителями(индивидуально, подгруппам, группой).

Родители выполняют вместе с детьми трудовые поручения (посев семян, рассаживание цветов в группе, приносят лук для посадки, для них оформлена в родительском уголке информация по временам года, дан перечень наблюдений за сезонными изменениями в природе. Родители принимают активное участие в жизни группы, они мастерят – лопатки, метёлки. Помогают со сбором материала для опытно – экспериментальной деятельности.

Провела консультацию для родителей на тему«Как ухаживать за комнатными растениями».

Планируемые результаты:

Я ожидаю от своих воспитанников, что в результате освоения деятельности в уголке природы они научатся:

• Выполнять поручения по уходу за домашними животными и растениями в уголке природы.

• Соблюдение элементарных правил поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережно относится к окружающей природе).

• Имеет знания о взаимодействии человека с природой в разное время года. Бережно относится к природе.

• Знает значение объектов неживой природы для жизни человека и растений.

Дошкольники – неутомимые исследователи, они познают окружающую нас природу через разнообразные виды деятельности (НОД, общение со взрослыми и сверстниками, наблюдения, экскурсии, экспериментирования). Т. о. уголок природы в группе помогает лучше знакомить детей с природой, воспитывает любовь к ней. Дошкольникам предоставляется возможность узнать о специфике климатических условий, в которых они живут, сезонах года, растениях и животных, характерных для данного региона. Создание уголка природы в детском саду помогает полнее решить эту задачу.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

выступление на педсовете на тему: "Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения."

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологиче...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Раннее детство — это совершенно особый период — период созревания всех органов и систем. Период, о котором Л. С. Выготский писал, что он сенситивен во всем(.период в жизни человека, создаю...

Выступление на педсовете на тему «Организация здоровьесберегающей среды в группе».

Наши дети – это будущее нашей страны. Оно нуждается в заботе. Нас всех  удивляет грустная статистика заболевания детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что в настоящ...

Презентация для выступления на педсовете по теме "Организация оптимального двигательного режима в группах младшего дошкольного возраста"

Иллюстрирование выступления на педсовете по теме"Организация оптимального двигательного режима в группах младшего дошкольного возраста"...