педагогический проект "Весёлый каблучок"
проект (средняя группа) по теме

Головырина Алёна Николаевна

проект посвящён развитию творческих способностей с помощью  музыкально-ритмических движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovyrina_a.n.proekt.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Педагогический проект

                               Тема: «Весёлый каблучок»

                 (по развитию творческих способностей у детей 4-5 лет

                   средствами  музыкально-ритмической деятельности )

                               

                   Выполнила:

                                             музыкальный руководитель

                                                             высшей квалификационной категории

                            Головырина А.Н.

                                                     

Исилькуль - 2017

                                       Введение

  • По доминирующей  деятельности проект: познавательный, творческий;
  • По содержанию: психолого-педагогический;
  • По составу участников: дети 4-5 лет, воспитатели, психолог, родители;
  • По времени проведения: долгосрочный (1 год)  (с 1сентября по 31 мая)
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Современное общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Наиболее полное  раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в МБДОУ «Детский сад «Радуга» определено через выбор приоритетного художественно-эстетического  направления, которое занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного  процесса.

Одной из форм работы в этом направлении являются занятия по развитию музыкально-ритмических движений.

На мой взгляд, именно танцевальное искусство обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей.

Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными  красивыми, побуждают к творчеству. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам.

Формирование двигательных навыков и умений,  это не цель, а средство для развития способностей ребенка. Главное – радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в пространстве. Такая форма работы с детьми, где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребенка, создает разностороннюю творческую личность.

           Существующие программы  по музыкальному развитию и воспитанию детей не имеют прямого отношения к танцевальному искусству, т.е. раздел музыкально-ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания.  

     Кроме того, работая с детьми и разучивая музыкально-ритмические композиции, столкнулась с  тем, что дети  очень зажаты, скованны, стесняются выступать на публику, а предлагаемые танцевальные композиции просты и не позволяют ребёнку выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Успешным разрешением данных проблем, я считаю создание условий эффективного развития творчества у дошкольников в танце.

       Поэтому возникла потребность в создании проекта «Весёлый каблучок».

           Работая над проектом, познакомилась с взглядами по данному вопросу Асафьева Б.В., Ветлугиной Н.А., Кенеман А.В., Бурениной А.И. и др. На основании  исследований известных педагогов и моих наблюдений пришла к выводу о необходимости реализации проекта «Весёлый каблучок».

       Новизна настоящего проекта заключается в том, что в нём интегрированы такие направления как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение. Его отличительными особенностями является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса.                                                    

            Гипотеза состоит в следующем: если процесс формирования у детей творческих способностей будет опираться на  сочетание различных форм и методов образовательного процесса в основе, которого лежит музыкально-ритмическая деятельность, то результатом реализации проекта будут:

  • Развитие у детей  творческих способностей, в том
    числе актерских, музыкальных, организаторских, литературных и др. 
    к моменту поступления в школу;
  • Возможность проявления навыков социального поведения;
  • Возможность свободного выбора детьми средств и способов для решения творческих задач;
  • Проявление личностных инновационных качеств.

           Цель данного проекта - использование различных форм, методов, приёмов работы с детьми по развитию творческих способностей дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности.

            Для реализации цели небходимо решение следующих  задач:

  • Содействовать развитию ребенка через стимулирование двигательной познавательной и творческой активности; 
  • Создать условия для реализации потребности детей в творческой двигательной активности;
  •  Развивать способность к самостоятельному творческому самовыражению через танцевальную импровизацию.
  • Способствовать снятию мышечного и психологического торможения средствами танцевального движения;
  • Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, переживать музыку в движении.

                                    Этапы реализации проекта

                                    I этап. Подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
  • Формулирование задач и цели проекта;
  • Изучение литературы;
  • Анкетирование родителей.

II этап. Основной

  • Организация работы с детьми в структуре занятий;

Танцевальные навыки и навыки выразительного движения активно усваиваются на фронтальных занятиях.

Занятие включает:

- музыкально-ритмические упражнения;
- пляски (парные, народные, тематические). Разработала сюжеты танцев, костюмы к ним.
- игры (сюжетные, несюжетные, с пением, музыкально-дидактические);
-хороводы;
- построения, перестроения;
- задания на танцевальное и игровое творчество.

  • Организация работы с детьми при взаимодействии с другими специалистами ДОУ:

 - консультации («Движение и музыка», «Музыкальная игра как   средство развития творческих способностей у детей 4-5 лет»и др.)

          - тесты по определению психоэмоционального состояния детей,  

 - этюды («Давай, дружить!», « Не хочу с тобой дружить!», «На полянке» и т.д.)

          -элементы психогимнастики.

  • Организация нетрадиционных форм работы(игрогимнастика, игроритмика и т.д.);
  • Организация работы с родителями:

-открытые занятия(«Посмотрите, мы танцуем», «Потанцуй, со мной дружок!»)  

-досуговые мероприятия(«Воробьиная дискотека», «Чудеса в Пляскограде»)

-консультации(«Особенности работы с детьми 4-5 лет по развитию у них танцевального творчества», «Музыка, движение, радость!»

-анкетирование по определенным проблемам

-папки-передвижки,

-стенды с фотографиями достижений детей.

- атрибуты к танцам (береты десантника, костюм «Барабан», «Металлофон»)

III этап. Заключительный

  • Проведение диагностики ( А.Н. Зиминой ,  А.И. Бурениной);
  • Отчётный концерт «Раз – ладошка, два – ладошка»; 
  • Анализ и оценка результатов проведённой работы;
  • Перспектива проекта.

Управление и обеспечение проекта

1. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей. – Л. – М., 1975.

2. Бекина С.И.,  Ломова Т.П.,  Соковнина Е.Н.  Музыка и движение:  упражнения, игры, пляски для детей 4-5 лет. – М., 1984.

3. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» ( Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - СПб, 2000. - 220 с.

4. Ветлугина Н.А.,  Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». – М., 1983.

5. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». – М: «Вако», 2006.

6. Зарецкая Н., Роот З., «Танцы в детском саду». – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

7. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм». (Развитие чувства ритма у детей). –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.

8.Михайлова М.А. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». Ярославль,«Академия холдинг», 2004.

9. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.

         Для повышения качества педагогического процесса использую в своей работе  ИКТ, цифровые образовательные ресурсы: компьютер, музыкальный центр, DVD – плеер, цифровой фотоаппарат, видеокамеру. 

Оценка результатов проекта

            Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка проводится по следующим параметрам:

- Координация, ловкость движений,

- Творческие проявления - умение импровизировать,

- Гибкость тела,

- Музыкальность,

- Эмоциональность,

- Развитие чувства ритма.

      Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагает высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.

     Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая  творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает  характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.

    Третий уровень  (низкому 6-9 баллов).  Дети повторяют несложные упражнения   за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.

               Оценка  уровня  развития  предусматривала 3-балльную систему: 3 балла - высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл - низкий уровень.             Итоги подводились по каждому блоку отдельно, затем суммировалось общее количество баллов по уровням. Диагностика проводилась в начале и в середине года.

              Если в начале года первый уровень имело 15% детей, второй уровень – 44%, третий уровень – 41%,то уже к середине года первый уровень - 20%, второй -45%, третий – 35%,

              Исходя из результатов диагностики, можно констатировать, что:

  -Прослеживается положительная динамика музыкально – двигательного развития детей.

-Развитие творческих способностей детей возрастает и  приводит к положительным результатам.

 -Критерии оценки диагностики существенно помогают в уточнении направления и характера работы с детьми по развитию музыкально-ритмического и танцевального творчества.

         Реализации проекта привела к следующим  результатам :
- наблюдается положительная динамика развития творческих способностей детей;
- повысился интерес детей к занятиям;
- возросла заинтересованность родителей;
- повысился профессиональный уровень моего мастерства в организации и проведении образовательного процесса;
- психологическая атмосфера во взаимоотношениях между детьми стала более доброжелательной и доверительной.

Заключение

         В заключении, хочется сказать, что работа по развитию творчества посредством музыкально-ритмической деятельности будет продолжаться.

         Данный подход в развитии музыкально-ритмических движений и танцевальной деятельности явился эффективным, что  выразилось в  высоких показателях при оценке  уровня освоения программного материала.

         Мной организован танцевальный кружок  «Весёлый каблучок», который посещает  группа детей 4-5 лет, независимо от уровня подготовленности. Занятия проводятся фронтально и индивидуально.

        Считаю, что создание  кружка «Весёлый каблучок» позволит мне не только повысить своё профессиональное мастерство, но и осуществить на практике индивидуально-дифферинцированный подход к развитию двигательных, творческих способностей детей и овладению ими  основ танцевального искусства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа танцевального кружка "Каблучок"

Программа предназначена для работы с детьми 5 - 7 лет по развитию творческих способностей детей посредством хореографии....

дополнение к программе танцевального кружка "Каблучок"

Дополнительные упражнения и танцевальные игры, используемые на занятиях танцевального кружка «Каблучок»....

Программа танцевального кружка "Весёлый каблучок"

Программа предназначенна для занятий танцами с детьми 6-7лет....

План работы кружка "Весёлый каблучок" на 2012-2013 учебный год

план  работы  кружка  по  хореогрвафии "Весёлый  каблучок"  на  2013-2013  учебный  год...

План работы танцевального кружка « Веселый каблучок »

                                                    ...

Рабочая программа кружка "Озорной каблучок"

Рабочая программа кружка по ритмике для детей 3-4 лет...

Программа танцевального кружка "Весёлый каблучок"

Программа танцевального кружка для детей от 5-7 лет, рассчитана на один год обучения....