Особенности применения мультимедийных технологий в дошкольном образовании
учебно-методическое пособие на тему

Козлова Виктория Павловна

Данный материал представляет собой теоретический материал с анализом мультимедийных технологий, применяемых в дошкольном образовании и варианты использования медиа технологий в практической деятельности педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferentsiyu.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности применения мультимедийных технологий в  дошкольном образовании

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.

        Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. В связи с тем, что у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей за счет большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей, возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета, регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса, самоконтроля, поддержки активных методов обучения, образной наглядной формы представления изучаемого материала, а также модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии.[2]

Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют педагогу повысить эффективность обучения.

Использование мультимедиа технологий предполагает выполнение некоторых требований, таких как: проведение образовательной деятельности с применением мультимедийных презентаций должно проходить только в компьютерно-игровых комплексах; следует шире использовать проблемный метод обучения; должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование индивидуализированных обучающих программ, а также  метод проектов, в рамках которого необходимо соблюдать принципы последовательности и преемственности.

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на обучение.

Организация занятий с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым, интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств.

Но есть несколько трудных моментов: появляются дополнительные требования к подготовке мультимедийных материалов и организации образовательной деятельности.[4]

Компьютер позволяет делать образовательную деятельность не похожей друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к обученью.

Так, при использовании мультимедиа в процесс образовательной деятельности через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания.

Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому его использование в области образования средствами мультимедиа более разработано. Здесь необходимо опираться на исследования в области эргономики.

Отдельные произведения индивидуального авторского сознания объединяются в новую систему. Свойства мультимедийной среды только начинают изучаться.

Опыт использования мультимедийных технологий показывает: что у детей развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Согласно, Г. Кирмайеру, при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения, доля усвоенного материала может составить до 75%. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. [6]

При создании мультимедийных презентаций специалисты рекомендуют учитывать такие требования, как мотивация, постановка учебной цели, подача учебного материала и оценка. Рассмотрим их более подробно.

При создании мультимедийных презентаций большое значение имеет четко определенная цель, поэтому мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки.

Дошкольник с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется и этому способствует постановка учебной цели. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе образовательной деятельности.

Например, при помощи триггеров можно создавать игры, викторины, тесты в презентациях, благодаря чему предъявляется качественно новые требования к дошкольному воспитанию.

Изучение трудов классиков показали, что педагогам - разработчикам мультимедийных презентаций будут полезны, рекомендации, данные еще Фридрихом Дистервегом в его «Руководстве к образованию немецких учителей». Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях.

Вот некоторые из них:

- распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;

- распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.[3]

В учебной деятельности применение компьютера возможно в трех формах: компьютер как тренажер; компьютер как репетитор, выполняющий определенные функции за воспитателя, причем такие, которые машина может выполнить лучше, чем человек, а также устройство, моделирующее определенную среду и действия специалистов в ней.

Такие тренировочные системы наиболее целесообразно применять для закрепления ранее приобретенных навыков. Репетиторские системы лучше всего использовать при условии, что цели и задачи обучения четко определены. Имитационное учебное моделирование наиболее пригодно тогда, когда учебный материал не носит системного характера и его границы четко не определены.

Мультимедийную презентацию можно использовать в любой образовательной области, либо использовать новые модели ее применения.

Можно отметить метод проектов как наиболее перспективную педагогическую технологию, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности будущих школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения.

Метод проектов требует высочайшей квалификации педагога, творческого подхода к реализации основной общеобразовательной программе дошкольного образования, умения акцентировать знания по нескольким образовательным областям, а также организаторских способностей. Использование информационных технологий при проведении проекта, при разработке материалов для него, стало определяющим, вдохнуло новую жизнь в известную уже давно проектную методику. Главными составляющими являются исследовательская работа дошкольников и последующая оценка этой деятельности.

Работая с мультимедиа инструментарием дошкольники получают в свое распоряжение богатейший арсенал изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний.

Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные и прочие методики.

Исследовательский, проектный подход в системе обучения детей дошкольного возраста, разработка ими собственных мультимедиа или гипермедиа проектов, постоянное использование мультимедиа учебного назначения по всем блокам дисциплин предметной подготовки, позволяют трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий.

Информационные технологии позволяют дать детям уникальную возможность самим в процессе обучения независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы.[2]

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предполагающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении. В этом случае презентация не доводится до конца, а предлагается ребенку самому иллюстрировать текст.[6]

Наиболее эффективно использование комбинированных методов обучения, также находят широкое применение игровые методы обучения.

Разумным и целесообразным является использование творческого потенциала обучаемых. Работа сопровождается, глубокой внутренней мотивацией, позволяет связать между собой преподавателей и обучаемых, проявить смекалку и фантазию, добиться самовыражения.

Традиционно использует компьютерные обучающие программы, т.к. одними из основных разработчиков компьютерных обучающих программ были специалисты в области информатики, формальные языки описаний алгоритмов позволяли производить качественный автоматизированный контроль грамматических конструкций, содержание ряда разделов информатики хорошо структурируется, что способствует его компьютерному представлению.

В имеющихся на сегодняшний день исследованиях использования мультимедиа можно выделить следующие проблемы:

  1. введение графики, видео-изображений и аудиоинформации не решает проблем обеспечения эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное воздействие на обучаемого;
  2. введение различных типов медиа-воздействия не всегда решает проблему улучшения восприятия, понимания и запоминания информации, а порой мешает за счет зашумления каналов восприятию обучаемых;
  3. использование мультимедиа как нового дидактического средства в традиционных системах обучения не позволяет оптимально реализовать образовательный и развивающий ресурс мультимедиа. [5]

На смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые информационные развивающие педагогические технологии, носящие исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий педагог должен иметь навыки пользователя персонального компьютера, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др.[1]

Таким образом, анализ литературы показал, что мультимедийные технологии – это представление чего-либо, позволяющее сообщить нужную, полноценную информацию об объекте презентации в удобной и доступной форме.

Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

В процессе информатизации образования необходимо иметь в виду, что главный принцип использования компьютера – это ориентация на те случаи, когда человек не может выполнить поставленную педагогическую задачу. Компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на технологии работы с различной информацией.

Мультимедийные компьютерные технологии дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время непосредственно-образовательной деятельности, насытить его информацией. А мультимедийные презентации позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.

Список литературы

  1. Бартенева, Т.П. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников / Т.П. Бартенева // 2002. (http://1september.ru/)
  2. Горвиц, Ю.М., Чайнова, Л.Д., Поддьяков, Н.Н., Зворыгина, Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддъяков, Е.В. Зворыгина и др. - М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998.
  3. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения.Руководство к образованию немецких учителей / Ф.А.В. Дистерверг. -М.: Учпедгиз, 1956. С. 136-203.
  4. Лазарев,  Дмитрий Презентация: Лучше один раз увидеть! / Д. Лазарев.  — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2009. — С. 142.
  5. Фомичева, О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке / О.С. Фомичева. //  М.: "Гелиос АРВ", 2000г. – 192 с.
  6. http://ru.wikipedia.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийные технологии в дошкольном образовании.

Мультимедийные технологии находят своё применение в дошкольном образовании...

Школа молодого воспитателя «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Широкое развитие информационных технологий и  их проникновение во все сферы жизни общества является тенденцией мирового развития. Использование современных технологий в образовательных программах...

"Мультимедийные технологии в дошкольном образовании"

Важной составляющей современного образовательного процесса ДОУ является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами. ...

Статья на тему: "Применение ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании"

ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, автором которой является Г.С. Альтшуллер...

Особенности применения бережливых технологий в дошкольном учреждении.

Советы для педагогов по применению бережливых технологий в ДОУ....