публикации
статья (младшая группа) на тему

Cибирёва Елена Николаевна

Развитие изобразительного творчества под влиянием волшебных сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие изобразительного творчества под влиянием волшебных сказок



В подготовительной к школе группе детей уже не удовлетворяет изображение какого-то одиночного предмета, они все больше увлекаются сюжетом. Рисуют на разнообразные темы, передают сюжеты сказок. Почти ни одна тема, тем более ни одна волшебная сказка, не может обойтись без изображения фигуры человека или животного, включенных в событие, действие. Изображать живые существа детям наиболее трудно. В среднем дошкольном возрасте детей не смущает в своих рисунках примитивное изображение человека и некоторых животных, так как лишь немногие способны передать изменение позы, движения.
В подготовительной группе у детей более высокое общее развитие, выше умения и навыки изобразительной деятельности, богаче впечатления, полученные через наблюдения. Их уже не удовлетворяет схематичность, упрощенность изображений, они более требовательны к результатам своего труда. Стремление полнее познать мир, закрепить виденное в изобразительной деятельности — одна из основных причин детского творчества.
С целью развить творческие навыки детей подготовительной к школе группы мы решили использовать волшебные сказки и в первую очередь научить детей рисовать человека. Правда, фигуры человека были в детских рисунках, но дети при этом не соблюдали пропорций, не передавали движения, чувствовалось однообразие поз и одежды. Рисунки отличались только качеством выполнения, так как одинаковое изображение предметов, в том числе и человеческой фигуры, делало их похожими.
Первоначальной целью было научить рисовать человека в разной одежде в зависимости от сюжета сказки и наиболее правильно располагать части, соблюдая их пропорции.
Прежде всего мы познакомили детей с особенностью русского костюма: у девушки — длинный сарафан, кофта с пышными рукавами, обязательно длинная коса, в косе бант. Рассматривали иллюстрации. Воспитатель приходил к детям в русском костюме. При этом обращали внимание на то, как красиво вышиты рукава белой кофты бледно-голубыми нитками и как красиво сочетается голубой цвет сарафана с розовым шелком, которым расшит низ сарафана в виде незамысловатого русского узора. Обращали внимание на сочетания и других цветов.
После этого предложили детям на декоративном рисовании раскрасить костюм русской девушки. Каждому ребенку дали трафарет фигурки девушки. Дети должны были самостоятельно нарисовать узор на кофте, сарафане, подбирая удачные цвето-сочетания, и, кроме того, самостоятельно нарисовать лицо. Однако многие плохо справились с заданием. У них не было еще навыка гармонично сочетать краски, не сумели использовать те приемы рисования декоративных элементов, с которыми они были уже знакомы на других занятиях, а без этого дальше идти было нельзя.
Тогда объяснили детям, что расцветка сарафана, кофты и украшений бывает разная. Узор может состоять из разных элементов (горизонтальных и вертикальных линий, крестиков, звездочек, кружочков, точек и т. д.). Дети упражнялись в этом на занятиях по декоративному рисованию и в свободное время, рисуя карандашами, красками. Так как большинство детей не смогли правильно нарисовать лицо девушки (одни рисовали глаза слишком высоко, другие широко расставляли), то мы показали,, что глаза у человека расположены почти на середине лица, брови кажутся просто черточками, нос — маленькие точки, расположенные рядом, губы — две полоски, верхняя длиннее нижней, обязательно надо рисовать плечи, от плеч руки. В вечернее время мелом на доске тренировались в рисовании лица. Для того чтобы дети лучше закрепили и усвоили пропорции частей тела, форму одежды, предложили на занятии слепить снегурочку. И только после этого дали задание нарисовать девушку в русском костюме. Следили за тем, чтобы дети рисовали фигуру человека, соблюдая пропорции частей тела, правильно рисовали лицо, передавали особенности одежды, аккуратно раскрашивали, подбирая наиболее гармоничное сочетание красок, чередуя известные элементы в составлении узора.
На этот раз рисунки получились удачными, костюмы богаче, ярче, точнее пропорции, почти все, за исключением нескольких детей, правильно нарисовали лицо. С детьми, у которых работы получились не очень удачными, продолжали заниматься индивидуально в свободное время, используя рассматривание иллюстраций, открыток, показ приемов изображения.
В рисунках детей (особенно у мальчиков) на темы волшебных сказок чаще всего герои представлены в образе русских богатырей. И если дети уже сравнительно свободно и быстро могли нарисовать девушку, царевну, старушку, то с изображением царевича, богатыря они затруднялись.
Мы начали с карандашного рисунка. Объяснили, что изображение должно быть крупным: на таком костюме легче будет нарисовать узор; показали, как лучше нарисовать сапоги, лапти; напомнили, что если девушку рисовали тоненькую, в длинном сарафане, то у царевича или богатыря плечи надо нарисовать немного шире: это будет говорить о его силе. При этом обращали внимание на технику штриховки карандашом, делая нажим разной силы.
После этого мы перешли к сюжетному рисованию по волшебным сказкам.
Первой взяли сказку «Царевна-лягушка». Почему мы взяли эту сказку? В ней встречаются именно те персонажи, над изображением которых мы работали: Царевна-лягушка, три царевича, все они в красочных костюмах. Сначала прочитали детям сказку, показали иллюстрации книги, в ней красивые сказочные пейзажи, яркие краски, многие детали изображены художником простыми приемами, понятными детям. Разобрали содержание этой сказки. Книгу положили в книжный уголок для того, чтобы дети могли свободно ею пользоваться, по иллюстрациям вспоминать содержание сказки и рассказывать друг другу о своих впечатлениях. Особенно повысился у детей интерес к этой сказке, когда предложили подумать и выбрать по сказке тему для рисования. На другой день спросили детей, что они хотят нарисовать. У каждого был уже приготовлен особо полюбившийся эпизод из сказки.
Когда подошло занятие, каждый уже знал, что он будет рисовать, на каком фоне бумаги. Дети выполняли рисунок в течение двух занятий. Так как они впервые рисовали по сказке, то на первом занятии воспитатель показывал некоторым из них, где какие предметы будут расположены и с чего лучше начать рисовать, объяснял, как использовать краски одного цвета. Например, для рисования реки надо взять темно-синюю краску, а небо сделать более светлым, чем река, взять голубую краску или в синюю добавить немного белил, иначе одинаковые краски сольются и трудно будет разобрать, где небо, а где река. Или, если траву рисуют темно-зеленую, то для раскрашивания листьев надо взять зелень чуть светлее, при этом можно добавить в нее желтую краску. На втором занятии дети продолжали свою работу — дополняли рисунки отдельными деталями.
Не все дети сумели передать нужную позу персонажей, хотя в общем-то с изображением человека они справились сравнительно легко, благодаря предварительной работе. Но самое основное то, что рисунки детей получились разные по содержанию, каждый ребенок проявил свою выдумку, фантазию.
Почти в каждой сказке встречаются сказочные избушки: простые, на курьих ножках, терема, богатые дворцы. Дети старались всегда рисовать их, но не получалось. Мы провели предметное рисование по этой теме. Предложили детям представить, что в лесу стоит сказочный домик, в котором живет кто-нибудь из зверей. Рисовали карандашом на белой бумаге. И хотя домики были у всех разные, но у большинства детей изображения получились бедные: видно было, что у них еще мало знаний, мало впечатлений. Тогда детям показали иллюстрации из книг «Ладушки», «Лиса и заяц», «Теремок», альбом с открытками и картинками с изображением различных теремков. Обратили внимание на красочность, разнообразие форм, на различную роспись узоров, витиеватость резьбы на ставнях, балконах, крыше. В свободное время показали детям, как проще нарисовать бревенчатую избушку, чтобы и после ее закрашивания видны были бревна (по высохшему фону провести тоненькой кисточкой полоски черной краской). Дети были настолько заинтересованы нахождением в иллюстрациях книг разнообразных по форме теремков, что многие стали приносить книги из дому и вместе со всеми рассматривали их.
Затем мы провели занятие по аппликации, где дети самостоятельно вырезывали и наклеивали избушку, причем им дали бумагу не какой-то определенной формы, а просто разные цветные обрезки, большие и маленькие, и дети вырезывали из них нужные детали. В виде иллюстрации на доске висело несколько образцов различных по форме и рисунку избушек. Это было интересное занятие, каждый ребенок старался придумать что-то свое, дополнить работу чем-то особенным. Когда работы были закончены, мы поставили их всех в ряд — не было похожих рисунков. В одном — теремок стоит на пеньке, а наверху крыши золотой петушок, в другом — вместо теремка большой гриб, где есть и окна и двери, в третьем — теремок с красивой пристройкой, с куполом, крыша украшена орнаментами из ромбов и треугольников.
После этого провели рисование по сказке «Теремок». Содержание этой сказки дети хорошо знали, только еще раз вспомнили, кто в нем жил. Для рисования впервые дали бумагу больше обычного формата с готовым фоном. Дети самостоятельно выбирали сюжет из сказки и связывали его с изображением теремка. Они уже ясно представляли, какой может быть сказочная избушка, изображали ее каждый по своему вкусу, проявляя выдумку и фантазию. Дети встретились здесь с изображением животных, рисовать которых так же трудно, как и человека. Но дети их очеловечили: звери шли на задних лапах, в передних несли какой-либо предмет (лиса несла цветы, волк опирался на палку). Такое изображение животных для детей было проще, да и больше соответствовало сказочности.
Постепенно мы стали замечать, что благодаря рисованию на темы волшебных сказок у детей появлялось все большее желание рисовать. Они рисовали дома, а затем приносили свои рисунки на обсуждение. Рисовали в свободное время и с нетерпением ждали занятия по рисованию.
Книжный уголок мы все время обновляли различными сказками: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассматривая их, дети заметили, что на картинках нарисованы уже не избушки, а дворцы, и самостоятельно сравнивали, отмечая, почему именно это дворец: он большой, с флигелями и куполами, резьбой, разнообразными украшениями, башнями, все они красивые, богатые по окраске. Это разнообразие форм дети по-своему переносили б рисунки, но при этом обращали внимание, что простым карандашом надо нарисовать контур и надстройки, а затем раскрашивать красками, тонкой кисточкой передавать резьбу и различные украшения. Для работы детям давали краски акварельные, гуашевые.
После ряда занятий на темы сказок дети уже имели навыки в рисовании не только человека и животных, но и дворцов, избушек. Они уже могли подобрать такие краски, которые красиво гармонировали с фоном и одна с другой. Они знали, какими элементами украсить костюм царевича, что характерно для русского костюма. Они могли украсить дворец резными узорами, нарисовать сказочные деревья, над изображением которых работали на занятиях.
Мы решили провести занятие на тему любой хорошо знакомой детям сказки. За день до занятия предложили подумать, что они будут рисовать.
Большинство детей рисовали по «Сказке о рыбаке и рыбке», так как незадолго до занятия ее прочитали. Вместе с детьми вспомнили, что старик приходит к морю три раза. В первый раз море было спокойное, во второй оно волнуется, а уже в третий море взбушевалось, бурлит и пенится. Поэтому при приготовлении фона напомнили, как рисовать море в каждом случае. Чтобы изобразить спокойное море, надо взять краску голубую, добавить в нее немного светлой зелени. В солнечную погоду море всегда голубовато-зеленое, изумрудное. Краску надо положить на бумагу ровно, размыть ее немного водой, чтобы вода в море получилась прозрачная. Во втором случае, когда море слегка волнуется, надо нарисовать небольшие волны. Дети видели и раньше (в свободное время), как можно нарисовать волны небольшим комочком ваты: сначала закрасить море краской, а затем, пока она еще не успела высохнуть, комочком сухой ваты сделать волны. Изображение получается оригинальным. А можно сразу их рисовать ватой, пропитанной краской. Чтобы получилось море бурливое, с белыми гребнями, с высокими волнами, надо рисовать их прерывистыми движениями, нажимая на вату. Здесь уже море должно быть темно-синее, местами черное, т. е. с разными оттенками.
Напомнили детям, чтобы они выбирали и такой эпизод из сказки, где есть изображение дворца. Рисунки у детей получились интересными. Море изобразили дети по-разному. У Лени оно извилистое и видна только небольшая часть его. У Юры море разлилось широко и не видно ни конца, ни края. Андрюша рисовал по «Сказке о царе Салтане». На краю обрыва у самого моря он нарисовал высокий дворец. Сразу видно, что это царский дворец. Он раскрасил его яркими красками и нанес красивые узоры. В стороне от дворца он нарисовал деревья, а еще чуть подальше на подставке — сидящую белку.
Очень интересной темой для рисования была «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» К Детям прочитали сказку два раза. И когда детей спросили, хотят ли они нарисовать что-нибудь по этой сказке, они назвали различные эпизоды. Лена предложила нарисовать богатырей, возвращающихся с охоты, которых встречает собака. Игорь — спящую царевну, а около нее яблоко. Но никто из детей не назвал таких тем, как разговор царевича Елисея с солнцем, луной, ветром. «А разве плохо будет, если нарисовать царевича Елисея, скачущего верхом на коне к солнцу, месяцу, ветру, чтобы спросить их, не видали ли они где царевны?» — говорит воспитатель, и дети сразу задумались, как нарисовать ветер.
Много раз во время прогулки мы отмечали, что в ветреную погоду качаются ветки на деревьях, колышется трава, человек, идущий навстречу ветру, наклоняется вперед и т. д. Дети отмечали, что трава и ветки наклоняются в ту сторону, куда дует ветер. Но как нарисовать ветер, в каком образе?
Однажды, рассматривая иллюстрацию к сказке «Морозко», дети увидели, что Мороз без рук, туловища, ног — одна голова; он дует на Машеньку изо рта холодной струей воздуха. «Вот как можно нарисовать ветер», — предложил Сережа. Так постепенно детей подводили к рисованию отдельных элементов волшебных сказок.
Дети все удачнее отражали специфику сказочного жанра, где переплетаются реальное и фантастическое. Они сумели найти и наиболее выразительные средства сказочности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...