Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья на тему

Кочурова Татьяна Николаевна

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности,  стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochurova_t.n._statya.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кочурова Татьяна Николаевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Развитие творческих способностей человека – это составная часть социальных и духовных направлений современного общества.

 Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, несущего в себе отражение личностного «Я».

 Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности,  стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли  позволяют детям с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

На протяжении многих лет я углублённо занимаюсь развитием театрально-игровой деятельности своих воспитанников. Прежде всего, я создала условия для развития творческих способностей детей. Были приобретены ширмы, кукольный театр би-ба-бо, марионетки, музыкальные инструменты, изготовлены разные виды театров: пальчиковый (вязали, шили), теневой, конусный, масок, на ложках, разные виды настольного театра, сшиты костюмы для драматизаций. Хочется отметить, что в основном все реквизиты и материалы изготовлены родителями.

В театрализованную  деятельность вовлекаю детей, начиная с младшего дошкольного возраста: обыгрывание сказок, песенок, стишков, хороводы, игры музыкальные.

Организую занятия так, чтобы детям самим захотелось рассказать и показать сказку. Для этого использую лёгкие для пересказа и любимые детские  сказки, потешки, прибаутки, скороговорки.

Ну, а главная работа начинается в старшем дошкольном возрасте.

Проводим специальные экскурсии, прогулки, встречи с интересными людьми. Большое внимание уделяю наблюдениям за окружающим миром. В процессе наблюдения учу детей присматриваться к поведению животных, особенностям поведения людей, их интонациям, движениям.

Надолго запомнилась моим воспитанникам посещение Братского драматического театра. После просмотра детского спектакля, с детьми беседовали артисты, показывали им приёмы работы с куклами, отвечали на их вопросы.

Большое впечатление произвела на детей творческая встреча с заслуженной артисткой России Анной Овсянниковой. Знаменитая актриса рассказала о своей творческой деятельности, ответила на вопросы ребят, были показаны фрагменты из её фильмов.

Занятие театрализованной деятельностью я начинаю с пальчиковой или дыхательной гимнастики, которые проводятся в игровой форме, с использованием речитатива. Большое место отвожу формированию навыков общения и умения вести диалог. Для этого провожу такие упражнения: «Киска, как тебя зовут?», «Кисонька-мурысонька, ты, где была?» и другие.

Для развития воображения предлагаю различные релаксационные задания. Например,  «Представьте себе море, песчаный берег. Мы все лежим на море и загораем. У нас хорошее настроение». Использую мимические и пантомимические упражнения, этюдные тренажи и импровизации.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные беседы в результате совместного анализа каждой игры.

Произведение для постановки выбираем вместе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Заранее продумываем реквизиты, декорации, музыку. Роли распределяем тоже сообща. Перед началом работы произведение читается несколько раз, по возможности дети смотрят его экранизацию. Затем ведётся беседа о героях. Здесь я использую приём «Нравственная лестница». Дети располагают героев по степени личной симпатии и объясняют своё решение. В ходе постановки учу детей импровизировать.

Мои воспитанники показали для родителей, детей других групп свои постановки по сказкам: «Колобок на новый лад», «Кошкин дом», «Волшебное слово», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Муха-Цокотуха» и другие.

Результатом моей работы стало то, что с каждым годом всё больше детей проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощёнными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир и продолжают в дальнейшем самосовершенствоваться в школьных театральных студиях и кружках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация аналитического отчёта «Формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности».

В человеке всегда заложено творческое начало, и театральные игры, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ...

Театр: формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности

В данном материале самый распространённый вид детского творчества - театральная деятельность - рассматривается с точки зрения способа развития мышления, речи ребёнка, познания им окружающего мира, а т...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

"Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"

Привлечение внимания родителей к формированию личности, творческого потенциала ребенка посредством театрализованной деятельности....

"Формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности в детском саду"

С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реа...