Эффективные игры для развития детей от 1 до 5 лет
материал на тему

Дякина Людмила Николаевна

Игры в ДОУ для детей от 1.5 до 5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

1-2 ГОДА. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Ой, кто это? Ой, что это?
Игра очень простая, ее цель – называть предметы, изображения, картинки, все то, что видит ребенок вокруг себя. То есть расширять словарный запас. Очень важно играть в нее эмоционально. То есть явно удивляться, когда вы показываете на предмет или игрушку. Можно закрывать предмет ладошкой или платочком, прятать в коробку или мешочек, доставать из кармана или ящика. Главное – всегда показывать свою заинтересованность: а что это у нас в кармашке спряталось? А, так это ключик!

Все вокруг звучит
Оказывается, многие предметы и действия могут «зазвучать», если проявить чуть-чуть фантазии и юмора. Вода из крана, конечно, капает кап-кап, а идем мы по дорожке топ-топ. Но можно озвучивать и холодильник, и штанишки, и куклу, и тарелку. Если ребенок только начинает говорить, пусть это будут только звукоподражания дзинь-дзинь, ля-ля, жу-жу и т.п. Если уже есть настоящие слова, то давайте их вместе: ежик фыр-фыр, холодильник дыр-дыр и т.п.

Кривлялки
Просто кривляться, высовывать язык, издавать разные гортанные и губные звуки, подражая индюку, лошади и т.п. Это смешно, и достаточно трудно для малыша. Но это очень важно для развития возможности произносить новые звуки и слова.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Догонялки
Большинство малышей радостно засмеются и начнут удирать, если вы весело закричите «Догоню, догоню, догоню». Но можно догонять не только ребенка! Можно и нужно догонять мячик или машинку. И лучше всего с ними играть не по ровной дорожке, а в парке или лесу, на газоне или земляной площадке, когда придется идти или бежать по неровной поверхности, переступая через палки, обходя ямки и т.п.

С горки и на горку
Ребенок совершенствует свою ходьбу. И очень важно ходить не только горизонтально, но и подниматься в гору, спускаться вниз. Даже если вы живете на равнине, вы можете легко найти горки: пандусы в магазинах и подъездах. Но и дома легко сделать горку: гладильная доска, если ее положить на небольшую опору. Предлагайте ребенку ходить сначала с опорой, потом самостоятельно, меняйте скорость и наклон.

Через горочку пройду, и игрушку я найду
Перешагивать через небольшие препятствия – очень важная и нужная активность для малышей. Небольшие мягкие игрушки, валики из одеял и т.п. – все это становится прекрасными спортивными снарядами на пути ребенка. За такой «горочкой» кладите игрушки и просите их принести: «Принеси мне мишку», «Ой, кукла Таня плачет, ну-ка, найди ее. Вот она, принеси ее мне, мы ее пожалеем».
____________________________________
2-3 ГОДА. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Читать и играть по книжкам
Простые тексты, хорошие стихи, короткие сюжеты и истории, сказки – все это и расширяет словарный запас, и дает образцы речи. А чтобы чтение привлекало – обязательно обыгрываем все, что читаем, видим, говорим.
Дуть мыльные пузыри
Выдувание мыльных пузырей формирует воздушную струю, так необходимую для нормальной речи
Рассказывать стихи и петь песенки с движениями
«Мишка косолапый по лесу идет», «Автобус едет-едет» и т.п. Подборки стихов и песенок для детей есть в свободном доступе. Выбирайте то, что вам нравится. И рассказывайте и пойте вместе с ребенком.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Покатился колобок
Перекатывания со спины на живот и наоборот. Кувырки вперед с вашей помощью. Это – замечательные упражнения, развивающие координацию и вестибулярный аппарат. А как они нравятся детям!
Прыгай зайка
В норме ребенок к 2 годам научился прыгать на 2 ногах. Но это умение еще нуждается в тренировке. Прыгайте вместе с ребенком на месте и продвигаясь вперед. Пробуйте осваивать поворот вокруг себя на месте.
Со ступеньки на ступеньку
Лестница для маленьких детей – очень эффективный и замечательный спортивный снаряд. Просто спускаться и подниматься по ступенькам – очень непростое упражнение. А если еще и прыгать научиться вверх – вообще здорово. Обязательно страхуйте ребенка в играх на лестницах. При прыжках вверх никогда не тяните за одну руку. Все поддержки только симметричные (за обе руки).
____________________________________
3-4 ГОДА. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Частым затруднением у детей в этом возрасте является недостаточный активный словарный запас. Поэтому игры мы посвятим его расширению.
Кто что делает
Эта игра не требует каких-то приготовлений или материалов. В нее можно и нужно играть на ходу, между делом. Сели ужинать: а что можно делать ложкой? Зашли в магазин: а что делает продавец? И старайтесь назвать как можно больше разных вариантов. Подсказывайте ребенку, описывая ситуацию: когда варим суп, то ложкой мы что делаем? Перемешиваем. А когда надо суп посолить, то ложкой мы что делаем? Насыпаем. Сами называйте слова, если ребенок не может придумать: зачерпываем, переносим, достаем, стучим и т.п.
Что у нас горячее?
Что бывает горячим? Солнце, чайник, плита, лоб, вода, огонь… А что бывает мокрым? А что бывает скользким? А что или кто бывает смелым? А пасмурным? Старайтесь выбирать самые разные свойства, не ограничиваясь самыми простыми.
Загадалки
Загадалки – это загадки-описания. Круглый, румяный, из муки. Он убежал от бабушки и дедушки, от зайца, волка, медведя. А лиса его съела. Кто это? Такие загадки можно придумать про любой предмет, про любого человека, сказку, событие, явление. Детям очень нравится отгадывать их. Но наша задача подвести ребенка к тому, чтобы он сам начал загадывать их вам. Со временем они станут сложными, а по началу будут очень простыми и очевидными. Но главное – это мощнейший инструмент развития речи.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Побежали – стоп
Казалось бы, как просто – бежать, и остановиться по вашему сигналу (хлопку, звонку, поднятой руке и т.п.) Но, как же тяжело и важно этому научиться малышам.

Спиной вперед
Ребенок уже прекрасно ходит по разным поверхностям, когда видит, куда идет. Пришла пора развернуться спиной вперед. О, так идти совсем непросто и очень интересно! Ребенок устал, не хочет куда-то идти? Предложите идти спиной вперед, и увидите, как появятся новые силы.

На одной ножке
Просто стоять на одной ножке на одном месте – это почти невозможно для детей в этом возрасте, если не начать тренироваться. Стойте вместе, стойте по очереди. Так можно скрасить ожидание в магазине или поликлинике. Только старайтесь чередовать это упражнение с подвижными играми.
____________________________________
4-5 ЛЕТ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Рифмы
Подбираем рифмы по очереди. Сначала вы говорите слово – ребенок подбирает рифму, потом наоборот.

Театр
Спектакли могут быть любыми. И перчаточные куклы, и пальчиковые, и перевоплощение ребенка, и теневой театр. Главное, чтобы это было в удовольствие ребенку.

Предлоги
Часто в этом возрасте дети путают или неверно употребляют предлоги. Отточить умение можно в простой игре. Вы начинаете предложение, например:
За скамейкой…
Около дерева…
Под окошком...
Во время обеда…
А ребенок продолжает. Потом меняетесь. Когда будет ваша очередь придумывать предложение, старайтесь делать это с юмором. Если ребенку будет весело, он с удовольствием продолжит играть, да и запомнит намного лучше.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Бросать-ловить
Координация движений ребенка развивается, и игра с мячом очень этому способствует. Ребенок уже умеет ловить большой мяч двумя руками и бросать его. Самое время учиться взаимодействовать с маленьким мячиком. Возьмите мячик диаметром 6-8-10 см.

Бросайте ребенку и просите ловить его. И наоборот, бросать вам
Отличное упражнение, когда ребенок сам перебрасывает мячик из руки в руку или подбрасывает и ловит его одной рукой. Можно использовать не резиновый мячик, а небольшой мешочек с наполнителем, для начала это удобнее, легче и проще.

Резиночки
Вспоминайте мамы, как вы прыгали в «резиночки». Натягивайте неширокую резинку, завязанную в кольцо, на два стула, и прыгайте вместе. Обычные впрыгивания, перепрыгивания, вперед, боком, прыжки в ритме – все это очень интересно, привлекательно и непросто для детей в этом возрасте, но главное – очень здорово продвигает в физическом развитии.

Черепашьи игры
Как ни удивительно это может показаться многим, но с такими большими детьми мы снова возвращаемся к ползанью. И сейчас уже задача не как у малыша: просто ползти, а ползать будем с предметами. Итак, ребенок превращается в черепашку. Для этого надо всего лишь стать на "шестереньки": упор на руки, колени, носки. Теперь мы будем учиться носить свой панцирь: на спину кладем небольшую подушку или мягкую игрушку. Задача – ползать по дому и не ронять «панцирь». Черепахе можно устраивать сложности: препятствия, натягивать преграды сверху, ставить предметы, которые надо обходить и т.п. Можно соревноваться на скорость, тогда маме или папе придется тоже стать черепахой. Когда игра освоена, можно усложнить, и попросить черепаху доставить «посылку» - катить перед собой мячик, толкая его только головой, не руками. Речевым дополнением к игре может стать «почта». Черепаха будет почтальоном – будем ползать от одного взрослого к другому и передавать послания. Послания должны быть не очень длинными, желательно смешными. Говорите их на ухо шепотом ребенку. Его задача приползти к тому, кому оно адресовано, и громко и четко произнести вслух.
 

Источник: https://vk.com/vmeste_s_detmi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПО ВОЗРАСТАМ от 1 до 5 лет

1-2 ГОДА.• Развитие речиОй, кто это? Ой, что это?Игра очень простая, ее цель – называть предметы, изображения, картинки, все то, что видит ребенок вокруг себя. То есть расширять словарный з...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ1-2 ГОДАРазвитие речиОй, кто это? Ой, что это?Игра очень простая, ее цель — называть предметы, изображения, картинки, все то, что видит ребенок в...

Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Настольно-печатные игры, как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста"

В данной консультации содержится материал, помогающий родителям разобраться в полезности и значимости для детей настольно-печатных игр. Предоставленны некоторые виды игр с описанием правил и действий....

Семинар-практикум для педагогов «Музыкально – двигательные игры как эффективное средство эмоционального развития детей»

Семинар – практикум для педагогов«Музыкально – двигательные игры как эффективноесредство эмоционального развития детей»...

Семинар – практикум для педагогов «Музыкально – двигательные игры как эффективное средство эмоционального развития детей»

Семинар – практикум для педагогов«Музыкально – двигательные игры как эффективноесредство эмоционального развития детей»...

«Игры на липучках как эффективный инструмент сенсорного развития детей. От идеи до липучки»

ФГОС ДО акцентирует внимание педагогов на создании условий для полноценного всестороннего развития ребенка в стенах детского сада. Учёными доказано, что именно сенсорное развитие становится своег...