Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов "Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО"
    методическая разработка

    Чайбар Нелля Алексеевна

    Мастер- класс предназначена для педагогов ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл m-klass_dlya_pedagogov.docx30.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Диинчигеш»

                             МАСТЕР-КЛАСС

    для педагогов

    «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

                                           

                           Разработал: воспитатель старшей и подготовительной группы

     Чайбар Н.А.

    1кв. категория

    Тоора-Хем -2018

    Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО.

    Задачи:

    1. Демонстрация опыта работы по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

    2. Знакомство с технологией моделирования образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий и учетом требований ФГОС ДО

    4. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками.

    5. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.

    Подготовка к мастер-классу:

    Материал и оборудование:

    1. По количеству участников: макет дерева, изображение цветов - тест, оранжевые и красные листья, карандаши.
    2. Для трех микрогрупп: проблемные ситуации, таблицы для заполнения матрицы.
    3. Ноутбук и проектор.
    4. Презентация по теме.
    5. Фрагменты видео игр и образовательной деятельности.
    6. Картотека проблемных ситуаций, брошюры, листовки, картотека дидактических игр, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

    Ход мастер-класса:

    Содержание

    СЛАЙД ТЕМА: «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

    Вступительное слово:

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Начать свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам: «Назовите профессии, где требуются коммуникативные навыки?»

    Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что педагогу необходимо иметь достаточно высокий уровень коммуникативных навыков и умений. Нам с вами приходится общаться с людьми разного возраста, разных профессий, взглядов.

    Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие на остров, где растет дерево  знаний!

    И поговорить о том, как использовать современные образовательные технологии в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования.

    Но прежде чем там очутиться, нам нужно произнести, что? Как Вы думаете? (волшебные слова)

    Что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает «речевое развитие»?

    СЛАЙД  Что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает «речевое развитие»?

    (педагоги думают, обсуждают)

    Хорошо, чтобы долго не думали, как добрая фея, даю Вам подсказку – цветик - семицветик, который Вам поможет вспомнить эти задачи, их по ФГОС ДО как раз 7, как и лепестков.

    (На лепестках цветика семицветика написано 7 задач из ФГОС ДО:

    • владение речью как средством общения и культуры;
    • обогащение активного словаря;
    • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
    • развитие речевого творчества;
    • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Итак, молодцы волшебные слова вспомнили, отправляемся на остров к дереву знаний!

    СЛАЙД  Метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево знаний» Цель: выявить ожидания и опасения участников, каждому участнику - сформулировать свои потребности и ожидания и одновременно осознать их.

    Вот мы и на чудо - острове, предлагаю Вам внимательно прочитать еще раз название мастер-класса подойти к нашему дереву сорвать один из  листочков и написать на листочках оранжевого  цвета то, что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса.  Тем самым мы определим, чего Вы ожидаете от мастер-класса.

    Вы наверное заметили, что нашем дереве знаний кроме цветов еще есть и плоды, они не простые, тоже волшебные, они помогут нам вспомнить и познакомиться сегодня с некоторыми речевыми технологиями.

    Но для начала остановимся на раскрытии теоритического аспекта данной проблемы.

    СЛАЙД  ИНДУКТОР «Актуальность темы мастер-класса»

    Очевидно, что для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных, в том числе и на ступени дошкольного образования. Поэтому обязательное решение задач коммуникативного развития личности ребёнка, которые мы сегодня с Вами вспомнили, определено и на государственном уровне - в тексте ФГОС ДО.

    Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.

    СЛАЙД

    Теоретическим фундаментом решения данных задач могут являться как общие исследования процесса формирования речевой культуры(Г.О. Винокур, Л.К. Граудина, Н.А. Ипполитова, З.И. Курцева, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская и др.), так и работы, посвящённые вопросам общения педагога с детьми дошкольного возраста (В.К. Котырло, Т.А. Репина и др.и семьями воспитанников (Е.П. Арнаутова, Л.Ф. Островская, З.И. Теплова и др.), представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах многих ученых, Вы видите их на слайде Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Ж. Пиаже, Ф.А. Сохина, Е.А. Флёриной, Д.Б. Эльконина.

    В общем виде взгляды учёных на природу речевого развития можно передать в следующих положениях, вы видите их на слайде:

    СЛАЙД

    • речь ребёнка развивается в ходе восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
    • развитие речи, овладение ребёнком языком связано с различными линиями психического развития (развитие мышления, воображения, памяти, эмоций);
    • ориентировка ребёнка в языковых явлениях создаёт условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придаёт речи творческий характер.

    Нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.

    Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе ОД, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

             На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования, Вы видите их на слайде.

    СЛАЙД

    технологии развивающего обучения,

    технологии проблемного обучения,

    игровые технологии,

    компьютерные технологии,

    альтернативные технологии.

    Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий.

    Обратимся вновь к нашему дереву знаний, предлагаю одному из коллег сорвать 1 яблоко и обратиться к 1 технологии речевого развития дошкольников.

    СЛАЙД

    1 ТЕХНОЛОГИЯ

    ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра для ребенка является основным видом деятельности, значит, нам как воспитателям необходимо перестроиться на игру, игру какую? Игру, которая строилась по инициативе детей, т.е. увлекательную, игру со смыслом. Но как это воплотить в реальность?

    СЛАЙД

    Итак, рассмотрим, технологию  «игровые педагогические технологии», которая включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. И которую я использую в своей работе с детьми.

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые, могут, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

    Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 4 большие группы:

    1. развитие артикуляционного аппарата

    2. развитие моторики

    3. театрализованная деятельность

    4. пальчиковая гимнастика

    Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:

    • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
    • образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
    • развивающий материал используется в качестве ее средства;
    • в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
    • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Такие игры способствуют «выращиванию» детской речевой инициативы, а именно: обращению ребенка к взрослому с вопросом.

    СЛАЙД № 15

    Обратимся вновь к нашему дереву знаний, предлагаю Вам коллеги сорвать 2 яблоко и обратиться ко 2 технологии речевого развития дошкольников.

    2 ТЕХНОЛОГИЯ

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

    Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.

    То есть благодаря технологии проблемного обучения педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

    СЛАЙД № 16

    Уважаемые, коллеги предлагаю Вам стать на время детьми и отправиться в сказку, где Вы сможете рассмотреть и обыграть предложенные проблемные ситуации активизирующие речевую деятельность.

    ПРАКТИКА: ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (Работа педагогов в группах)

    Уважаемые, коллеги! Предлагаю Вашему вниманию так жематериалы в педагогическую копилку: Картотека проблемных ситуаций, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД, что будет способствовать развитию речи дошкольников.

    ИГРА «Что нам делать?»

    А сейчас предлагаю Вам поиграть со мной. Игру такого типа можно использовать на занятиях в качестве физминуток, она Вам немного занакома, но мною немного модифицирована, направлена тоже на развитие речевой активности у детей.

    Итак, я буду называть слова, а Вам предлагается произносить их вместе и слушать звуки. Если в словах Вы услышите звук Ш, встаньте, Если услышите звук Ж – присядьте.

    Слова: шубка, шапка, шить, ложка, ложечка, кот, зонт, моряк…

    У Вас не возникает ни какого вопроса? Что Вы хотите спросить?

    Вы поняли, что я хотела от Вас? Конечно же проявление речевой активности.

    Здесь Вы (или дети, если игра с детьми) должны задать вопрос: Что нам делать, если ни одного звука предложенного в этом слове нет?

    Таким способом Вы сможете проводить и ряд других игр.

    СЛАЙД

    3 ТЕХНОЛОГИЯ

    ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

    А сейчас предлагаю Вам обратиться снова к нашему дереву знаний, предлагаю сорвать 3 яблоко и обратиться к 3 технологии речевого развития дошкольников.

    В основе технологии развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др., продолжателем которой стал Л. С. Выготский, он писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», т.е. на существенный признак развивающего обучения.

    А что может являться существенным признаком развивающего обучения? Что создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований у дошкольников? Конечно же снова игра!

    По мнению разработчика ФГОС ДО Асмолова, стандарт дошкольного детства – это определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила игры – это развитие ребенка, а не его обучение.

    Целевые ориентиры ФГОСом поставлены, но как это осуществить в условиях детского сада, как нам неподготовленным педагогам построить практику, создать среду, при которых будут усвоены способы речевой деятельности? В первую очередь создание условий, на это было обращено мое внимание.

    Вашему вниманию мне хотелось бы представить ряд самостоятельно разработанных дидактических комплексов и материалов как решение проблемы планирования технологий, направленных на формирование способов речевой деятельности детей разного дошкольного возраста.

     

    Итак, Вы видели, что дети проявляли речевую активность благодаря созданным игровым проблемным развивающим ситуациям.

    Хотелось бы Вам представить ряд некоторых игр созданных мною самостоятельно, которые так же направлены на формирование речевой активности у детей.

    СЛАЙД

    4 ТЕХНОЛОГИЯ

    ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

    Обратимся к нашему дереву знаний, предлагаю сорвать 4 яблоко и обратиться к 4 технологии речевого развития дошкольников.

    Вы знаете, что информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео).

    Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в развитии, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

             В своей практике я тоже создаю и использую на практике дидактические электронные игры речевого содержания.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭЛ. ДИД. ИГР.

    СЛАЙД

    5 ТЕХНОЛОГИЯ

    АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

    Обратимся к нашему дереву знаний, предлагаю сорвать 5 яблоко и обратиться к 5 технологии речевого развития дошкольников, которую использую в работе с детьми.

    В широком смысле под альтернативными технологиями  принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.

    Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.

    Так, в своей работе использую ТРИЗ, опыт по данной теме я обобщала на творческой лаборатории. ТРИЗ — теория решения изобретательных задач.

    Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного — без множества пустых проб — решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. 
    Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности.
    В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
    Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

    Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

    Данную работу я провожу поэтапно:

    На 1 ЭТАПЕ. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

    На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.

    На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

    На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации.

    Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях, которые вы найдете в приготовленных для вас памятках.

    Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

    СЛАЙД

    Метод выяснения ожиданий и опасений

    Цель: оценить результативность проведенного мастер-класса

    Сейчас предлагаю Вам обратить внимание участников на дерево и предлагаю участникам, чьи ожидания сбылись и  заменить оранжевые  листья на золотые, а так же сорвать понравившиеся цветочки. Цветы необычные – каждый цветок определяет Вашу личность, а так же своего рода наши пожелания по окончанию мастер-класса.

    Цветы дерева – тест для поднятия самооценки педагога и самоопределения развития его личности.

    Дерзайте, творите! Спасибо за работу!

    Литература:

    1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Борович. - М., 1981.

    2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - М., 2006.

    3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.

    4. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч. 2. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду/В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1988.— 270

    5. Зрожевская, А.А. Обучение монологам-описаниям //Дошкольное Воспитание. — 1986. — 12.

    6. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32 с.

    7. Короткова, Э. П. Принципы обучения речи в детском саду / Э. П. Короткова. — Ростов н/д, 1975.

    8. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Возрастная и педагогическая психология; сост. М.О. Шуаре. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1992. - С. 42-53

    9. Леонтьев, АА. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев // Избр. психол. тр. - М.: Изд- во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 536 с.

    10. Лосева, И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009с.

    11. Методические материалы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Е.Н. Кутепова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 91 с.

    12. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

    О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...

    По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

    По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ...

    «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

    Вы со мной согласитесь, что до сих пор в основе нашей педагогической деятельности стоит парадигма: «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил»....

    МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

    Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

    «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

    У нас в дошкольном учреждении прошел педагогический совет по теме «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников ...