Консультация для воспитателей: «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»
консультация (подготовительная группа) на тему

Прусакова Светлана Валерьевна

Консультация для воспитателей:
«Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:
«Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»

Значение развития в дошкольном возрасте умения взаимодействовать в паре велико.
Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе социальных в т. ч. производственных, целей.
Во-вторых, умение взаимодействовать в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.
В-третьих. создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары.
В-четвертых, ребенок получает опыт "лидерства - сотрудничества - подчинения", а именно возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться.
В-пятых, развиваются многие коммуникативные умения. умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т. д. Для того чтобы обоснованно подходить  к развитию у дошкольника навыков взаимодействия в паре, следует ответить на вопрос: Какое коммуникативное умение является здесь центральным системообразующим в обеспечении того, чтобы пара продуктивно достигла цели совместной деятельности?
Это умение договариваться о предмете и способе деятельности - другими словами, "что делать?" и как делать.
        Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа.
Первый этап - 4-5 лет (средняя группа) - должен быть направлен на то, чтобы дети получили полноценный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.
Второй этап - дети 5-6 лет (старшая группа) - заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.
Третий этап - дети 6-7 лет (подготовительная группа) - должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.
     


Соответственно, в рамках третьего этапа развивающей работы с детьми 6-7 лет - целесообразно выделить два подпункта.
      Первый условно можно назвать как договор пары по побуждению взрослого.   Например сделать какой-то макет. Для этого воспитанники разбиваются на пары, и каждая пара делает свои элементы, которые затем составят общую картину (макет, композицию) Дети выбирают группу предметов и приступают к работе.
     В зависимости от достигнутого социально - коммуникативного уровня развития детей педагог либо говорит каждой паре, что им надо договориться о том, кто, что и как будет делать. либо задает вопрос, о чем им надо договориться, чтобы успешно выполнить работу. При этом контролирует. чтобы последовательно прозвучали ответы на вопросы "Кто?", "Что?", и "Как?
     После того как все пары участников завершат работу, педагог помещает изготовленные предметы на общую картину, эмоционально, позитивно оценивает результат и задает каждой паре детей вопросы о чем они договорились, понравилось ли им работать вместе и т. д. Полученная общая картина оценивается как красивая, оригинальная, подчеркивается, что она сделана так успешно и быстро благодаря результативной и быстрой работе пар детей и тому , что участники договорились о том, кто, что и как будет делать.
    Второй подпункт условно может быть назван самостоятельным осознанным договором пары детей.   После содержательного введения в ситуацию детям показывают предметы, которые составляют пару: похожие или одинаковы по каким-то параметрам, но различающиеся по одному признаку (например, варежки, сапожки). Могут быть и предметы, которые в большинстве случаев одинаковы (например, чашки, тарелки из сервиза).
    Пары детей получают задание изготовить (сделать аппликацию из предложенных элементов, раскрасить заготовку и т. д.) два предмета так, чтобы они составили пару, были похожи, например, цветом и узором, а отличались только одним признаком: например, тем, что один сапожок надевают на правую. другой - на левую ногу. Педагог наблюдает за тем, как дети начинают работу. Если видит непонимание, замешательство, то говорит: "Мы обсудили, что вам нужно сделать, но не сказали как. Об этом вам надо договориться самим.
      После выполнения задания воспитанники приглашаются в общий круг. Каждая пара детей показывает свои изделия. отвечает на вопросы:
- Составляют ли эти предметы пару?
- Если да, то расскажите, что вы сделали, чтобы они получились одной пары.
- Если нет, объясните, почему они не составляют пару.
В большинстве случаев можно выделить две модели договора в паре "ведущий - ведомый": лидер (ведущий) начинает рисовать элемент, ведомый ждет, а затем повторяет элемент лидера; "паритетные отношения" дети договариваются, кто какой элемент рисует, затем каждый участник в паре повторяет элемент партнера, при этом они меняются либо карандашами, либо заготовками.
        Если все пары детей договорились, то изделия вывешиваются на один стенд и педагог заключает, что они получились парными, т. е. похожими цветом, узором благодаря тому, что участники каждой пары договорились о том, кто, что и как будет рисовать. Педагог может задать вопрос: "Чему мы научились на занятии?" , побуждая тем самым детей к выводу о том, что они "научились договариваться".
      Если нашлись участники, которые не договорились и изготовили непарные, разные изделия, то после обсуждения в общем кругу все пары получают задания еще раз сделать такие же изделия, но уже другого цвета и узора. Далее изделия демонстрируются в общем кругу и вывешиваются на стенд.
         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования «Югорский трамплин»

Консультация для педагогов дошкольного образования по развитию умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования "Югорский тра...

Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников

Значение развития в дошкольномвозрасте умения взаимодействоватьв паре. Этапы развития у детей умениядоговариваться о предмете и способедеятельности....

Консультация для педагогов «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы»

    Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то что данное умение в...

Консультация для педагогов на тему «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы»

Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то что данное умение в полной мере реали...

Консультация для педагогов " Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы"

Развитие у дошкольников взаимодействовать в паре в старшем дошкольном возрасте...

Консультация для педагогов "Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы"

Дошкольный возраст — период активного познания ребенком окружающей действительности. Важную роль в этом процессе играет взаимодействие со сверстниками и взрослыми, которое служит ...