Главные вкладки

    Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
    проект (младшая группа) на тему

    Лухманова Надежда Андреевна

    Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Московской области

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    « Государственный гуманитарно-технологический университет »

    ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

     Практико-значимый проект

    по курсу  «Организация игровой деятельности дошкольников»

    на тему:

    «Модель игровой образовательной среды во  второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»

    Выполнил слушатель ФПК:

    Лухманова Надежда Андреевна

    Старший преподаватель:

    Лялина Наталья Вячеславовна

    Орехово-Зуево

    2017

    2

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

    ГЛАВА 1. Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе

    1. Организация игровой образовательной среды                                              4
    2. Функции игровой образовательной среды                                                    6
    3. Модель игровой образовательной среды                                                       6

    ГЛАВА 2. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды

     2.1 Формы сотрудничества с родителями                                                          12

     2.2 Принципы партнерства педагога и семьи                                                    13

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   14

    ЛИТЕРАТУРА                                                                                                     14

    3

    Введение

    Актуальность:

     В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вопрос создания предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.  

    Задачи  проекта:

    1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации игровой образовательной среды в группе, обеспечивающие полноценное развитие младших дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».

    2. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности младших дошкольников (игровой, двигательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной и др.).

    3. Создать комфортные и безопасные условия пребывания воспитанников, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам.

    4. Создать мобильную, трансформируемую обстановку в помещениях группы.

    5. Увеличить возможности для познавательно-исследовательской деятельности, экспериментирования.

    4

    ГЛАВА 1. Модель игровой образовательной среды во 2 младшей группе.

    1.1 Организация игровой образовательной среды

     Одно из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является игровая образовательная среда в группе. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

    Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация игровой развивающей среды. Правильно организованная игровая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

    Развивающая игровая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

    Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

    5

    Организация игровой образовательной среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

    При организации игровой образовательной среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают стабильность. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому игровая образовательная  среда должна создавать условия для развития анализаторов.

    Создавая игровую образовательную среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

    Содержание игровой образовательной среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

    6

    1.2  Функции игровой образовательной среды во второй младшей группе:

    Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

    Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

    Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

    Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

    1.3  Модель игровой образовательной среды:

     Театральный уголок « В гостях у сказки»

    1.    Различные виды театра: театр картинок («Три поросенка», «Колобок», «Еж и медведь», театр петрушек «Заячья избушка» , теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.

    2.    Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».

    3.    Маленькая ширма для настольного театра.

    4.    Атрибуты для ряжения — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).

    7

    5.    Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей

    6.    Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

     Уголок любителей книги

    Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок ; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
    В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

    8

    Экологический уголок « В мире природы»

    1 -для простейшей экспериментальной деятельности имеется : песок, дерево, пенопласт, различные колбы, лупы, ситечки, пипетки, стаканчики...

    2 - многообразие бросового природного материала: косточки, семечки, различные крупы, перья, семена, шишки, желуди, листья с разных деревьев, кора, камушки, ракушки...

    3 - различные дидактические игры: например, "Круглый год", "Где чей домик?", "Кто где живёт?", "Времена года", "Ассоциации" и многие другие.

    4 - разнообразные наглядно - дидактические пособия: "Что перепутал художник?", "Как появляется бабочка?", "Овощи", "Фрукты", "Обитатели морей и океанов", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Перелётные птицы", "Что растёт в саду, в огороде и в поле"...

    5 - подборка серии книг и энциклопедий о животных и растениях: "Планета чудес и загадок", "Загадки о животных и растениях", "Рассказы о животных", художественная литература о жизни животных в разное время года", "Загадки обо всём на свете"...

    6 - картотеки сезонных наблюдений

    7 - альбомы для рассматривания: "Птицы разных стран мира", "Птицы глазами художников", "Домашние птицы", "Стихи и песни о природе", "Полевые цветы", "Ядовитые растения"...

    8 – плакаты с изображением диких и домашних животных и птиц.

    9

    Патриотический уголок « Мы живем в России»

    1-визуальные дидактические материалы (плакаты с российской символикой, флаги, буклеты, образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест родного города, края);

    2-папки и материалы с дидактическими играми (например, настольные игрыпазлы и т.д.);

    3-папки с творческими заданиями;   

    4- куклы, игрушки;

    5-творчество самих учащихся (поделки, рисунки);

    6-текстовый дидактический материал (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, потешек и т.д.)

    Сенсорный уголок

    1. Для развития мелкой моторики:

                    Пирамидки, окрашенные в основные цвета

                     Стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика

                    Объемные вкладыши, матрешки

                     Рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы

                     Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы)

                    Рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»)

    10

    2.  Для восприятия формы и величины:

                     Набор геометрических тел для сериации по величине  

                     Набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине

                     Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.

    3. Для восприятия цвета:

                     Набор цветных палочек, мозаика, пирамидки.

                     Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина)

                     Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос.

             Куклы в одежде основных цветов ( красный, жёлтый, зелёный, синий) и разноцветных предметов для игры с куклой.

    4. Для восприятия звуков:                 

             Звучащие инструменты (пищалки, трещетки).

    5. Для тактильных ощущений:

              Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух).

             Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки).

    11

     Уголок «Мы строители»

    Уголок конструирования (строительный уголок), хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам; кубики, комплект модулей, наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.; позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

    Физкультурный уголок «Непоседы»                                                        Яркий, веселый физкультурный уголок вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

    Уголок сюжетно-ролевых игр*

    В нем имеются атрибуты для игр: «Семья», «Детский сад», «Поликлиника», «Салон красоты», «Магазин». В играх дети учатся общаться, играть в коллективе, выбирать игры и развивать сюжеты, выполнять роли.

    12

    Глава 2. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды.

    2.1 Формы сотрудничества с родителями:

    1. Родительские собрания.
    2. Домашние задания.
    3. Тестирование и анкетирование (Есть ли у вашего ребенка игровой уголок? Где он находится? Много ли игрушек у вашего ребенка? Каков подбор игрушек?  Когда и по какому случаю приобретаются игрушки? Как вы относитесь к детским  играм? Участвуете ли в них?»
    4. Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
    5. Совместные детско-родительские занятия интегрированного характера. 
    6. Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, как и во что играют).
    7. Консультации – практикумы «Какие игрушки необходимы ребенку», консультации – игротеки, консультации – иллюстрации, деловые игры (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают игры, учатся выполнять задания вместе с детьми).
    8. Выпуск газет и журналов для родителей.
    9. Организация выставок "Как мы играем»  
    10. Памятка « У меня игрушки есть. Все их мне не перечесть»( повышение родительской компетентности в вопросе приобретения игрушек».

    13

    1. Советы: приобретая игрушку ребенку, учитывайте уже имеющиеся у него игрушки; покупайте игрушки по возрасту или слегка « на вырост»; игрушки должны быть несложными, но обязательно яркими; не покупайте игрушку с множеством мелких деталей; игрушка должна учить и развивать ребенка.

    2.2  Принципы партнерства педагога и семьи

    Правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают основные принципы партнёрства педагога и семьи, это:

    1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.

    Позитивный настрой на общение  является  прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.

    2. Индивидуальный подход.

    Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей.

    3. Сотрудничество, а не наставничество.

    Необходимо создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в различных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности  разобраться в проблемах  и искреннее желание помочь.

    4. Динамичность.

    Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

    14

    5. Открытость.

    Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок

     

    Заключение

    В дальнейшем в своей работе я ставлю перед собой следующие задачи:
    • Продолжать творчески подходить к изменениям игровой образовательной среды, использовать инновационные подходы в работе;
    • Создать условия для физического развития детей;
    • Продолжать создавать условия для творческого самовыражения детей;
    • Дополнять игровую образовательную среду группы предметами декоративно-прикладного искусства;
    • Продолжать обращать внимание детей на красоту природы, живописи, книжных иллюстраций;
    • Побуждать детей участвовать в изменениях игровой образовательной среды своей группы;
    • Поддерживать желание родителей оказывать посильную помощь педагогам в изменении игровой образовательной среды.

    Список литературы:

    Л.В. Минкевич « Родительские собрания в детском саду» (младший дошкольный возраст), Москва: Скрипторий 2003, 2014, 63 стр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация «Эффективные формы сотрудничества с родителями по вопросам здоровьесбережения»

    Повышение педагогической грамотности родителей основная цель работы воспитателей в вопросах формирования навыков по сохранению здоровья....

    Создание домашней игровой среды

    Создание игровых зон дома. Консультация для родителей....

    Консультация для родителей «Создание домашней игровой среды»

    Советы родителям по созданию игровой развивающей среды в домашних условиях...

    Мастер-класс как эффективная форма сотрудничества с родителями

    статья посвещана вопросам работы с родителями воспитанников ДОУ...

    Статья "Семейный клуб как эффективная форма сотрудничества с родителями детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе"

    Статья подготовлена для участия в краевой кон\ференции инклюзивных практик. Раскрывает содержание работы семейного клуба с родителями детей с ОВЗ  в условиях инклюзивного образования....