Неадекватные или неэффективные стили семейного воспитания
консультация на тему

Новикова Евгения

Для ребенка очень важны отношения с родителями, так как они формируют личность ребенка и модель взаимодействия с другими людьми. Поэтому практикующему психологу следует иметь представление о наиболее часто встречающихся неадекватных стилях семейного воспитания, о влиянии их на поведение ребенка и методах терапии при работе с детско-родительской парой.

В данном материале дается информация о следующих стилях неэффективного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперопека, симбиоз, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, непоследовательное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neadkvatnyy_ili_neeffektivnyy_stil_semeynogo_vospitaniya.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

НЕАДЕКВАТНЫЙ ИЛИ НЕЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Не секрет, что для ребенка очень важны отношения с родителями, так как они формируют личность ребенка, особенности его поведения, модель взаимодействия с другими людьми.

Под стилем воспитания в отечественной психологии понимается совокупность наиболее характерных способов отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия.

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание — поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.

Практикующему психологу следует иметь представление о наиболее часто встречающихся неадекватных  стилях семейного воспитания, о влиянии их на поведение ребенка и методах терапии при работе с детско-родительской парой.

ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ

Особенности родителя

Особенности ребенка

Возможные проблемы, жалобы

Родитель чрезмерно потакает желаниям ребенка и предъявляет минимум требований и запретов (часто в виде вопросов типа: «Не надо так больше делать, хорошо?»)

Поведение: много суетится вокруг ребенка («Ты, наверное, голоден, устал»).

Ребенок не может и не умеет правильно реагировать на слово «нельзя»

Обладает неадекватно завышенной самооценкой

Крайне болезненно переживает ситуации неуспеха

Не знает своих сильных и слабых сторон

Родители считают, что ребенка недостаточно ценят в коллективе (дети, воспитатели).

Ребенок плохо адаптируется в образовательных учреждениях.

У ребенка не складываются отношения со сверстниками.

Стратегия работы психолога.

Мать не представлена в паре, ее желания не произносятся и не учитываются. Поэтому задача психолога научить родителя проговаривать свои потребности и интересы; помочь родителю осознать важность ограничений и научить его формулировать их.

Важно, чтобы в данной паре появилось «Я» у матери: я сержусь, я хочу.  Внесение потребностей и чувств матери во взимодействие с ребенком.

Терапия:

"Командир-Подчинённый" 
Для выполнения этого задания понадобятся кубики из строительного набора (10-15 штук).
Один из партнеров здесь назначается командиром, другой — подчиненным. Перед парой ставится следующая задача: "Вам надо построить что-то из кубиков (дом, башню и т.п. — что-то одно). Один из вас - командир, именно он придумает, что вы будете строить, и как это будет выглядеть. Командир будет отдавать приказы подчиненному. Командир руководит строительством и говорит подчиненному, какой кубик взять и куда поставить. При этом нельзя показывать, какой кубик взять и куда поставить. Можно только приказывать словами. Подчиненный выполняет приказы командира. Вам необходимо как можно быстрее построить то, что задумал командир, из всех кубиков, которые у вас есть".
После выполнения задания можно предложить партнерам поменяться ролями.
Если в роли командира - ребенок, которому сложно не жестикулировать, можно попросить его спрятать руки за спину.
В диагностическом варианте использования этой методики психолог отмечает вербальные и невербальные проявления партнеров и характер их взаимодействия друг с другом.
В коррекционном варианте важно обсуждать те чувства, которые возникают у партнеров в ходе выполнения упражнения, а также схожесть с ситуациями их повседневного взаимодействия.
При потворствующей гиперпротекции важно сосредоточиться на анализе ситуации, когда родитель - Командир, а ребенок – Подчиненный. А также сделать акцент на желаниях матери.

"Узелок"
Родитель и ребенок прячут одну руку за спину, и у каждого остается по одной рабочей руке. Перед ними веревочка или шнурок.
Инструкция: "У каждого из вас сейчас может работать одна рука, а на двоих - две. Вам вдвоем нужно завязать узелок на веревочке".
При диагностике отмечаются вербальные и невербальные проявления партнеров, кто берет на себя инициативу в выполнении задания.
При коррекции важно, как обычно, провести обсуждение чувств и мыслей родителя и ребенка в ходе выполнения задания.

Один карандаш"
Родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними чистый лист белой бумаги и один карандаш.
Инструкция: "Нарисуйте вдвоем картинку, на которой обязательно должны быть дом и дерево. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один карандаш. Придумайте название рисунка и напишите его также одним карандашом".
Психологу важно фиксировать вербальные реакции партнеров в ходе выполнения задания, отслеживать, чтобы партнеры все время держали карандаш вдвоем и отмечать те моменты, когда кто-то из партнеров выпускает карандаш из руки.
После выполнения задания важно провести обсуждение полученного опыта, расспросив родителя и ребенка о том, легко ли было рисовать одним карандашом, понравилось или нет задание и почему, как чувствовали себя в процессе рисования.

ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРОПЕКА

Особенности родителя

Особенности ребенка

Возможные проблемы, жалобы

Родители уделяют обостренное внимание ребенку с мелочным контролем, обилие запретов, ограничений.

Обилие требований: «Садись сюда», «Вымой руки, сколько раз говорить!»

Во время совместной работы родитель берет инициативу на себя, желания ребенка не в счет.

Оценивает самого ребенка и результаты его деятельности преимущественно негативно.

Ребенок несамостоятелен, нерешителен, безиницитивен. Не может постоять за себя.

Часто высокая тревожность, заниженная самооценка

У ребенка поведенческие проблемы (грубит, не слушается)

Страхи, упрямство и капризы.

Стратегия работы психолога

Мать всегда «знает» чего хочет ребенок, принимает решения за него. Мнение ребенка не учитывается. Поэтому задачей психолога является внесение потребностей ребенка во взаимоотношения; развитие у матери эмпатии по отношению к ребенку; научить родителя выражать позитивную оценку и предоставлять самостоятельность ребенку.

Терапия:

Совместные дела"
Инструкция: "Договоритесь, что вы будете делать вместе в ближайшее воскресенье. Зарисуйте (или запишите) дела, о которых вы договорились, на листе бумаги. Когда будете обсуждать ваши совместные дела, постарайтесь учитывать мнения и интересы друг друга".
Наблюдая за выполнением задания, психологу важно обращать внимание на то, кто проявляет большую инициативу, насколько каждый из партнеров выражает согласие или несогласие в ходе обсуждения, отмечать невербальные проявления партнеров в ходе выполнения задания.
Иногда, когда работа закончена, бывает полезно попросить партнеров оценить в процентах степень своего желания выполнять перечисленные дела или степень своего согласия выполнять их. При этом важно, чтобы оценка проводилась партнерами независимо друг от друга.
При доминирующей гиперпротекции необходимо сделать акцент на желаниях и мнении ребенка.

Один карандаш"
Родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними чистый лист белой бумаги и один карандаш.
Инструкция: "Нарисуйте вдвоем картинку, на которой обязательно должны быть дом и дерево. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один карандаш. Придумайте название рисунка и напишите его также одним карандашом".
Психологу важно фиксировать вербальные реакции партнеров в ходе выполнения задания, отслеживать, чтобы партнеры все время держали карандаш вдвоем и отмечать те моменты, когда кто-то из партнеров выпускает карандаш из руки.
Ребенка просят: во-первых, задумать, как он будет рисовать дом и дерево, будет ли еще что-нибудь на рисунке; во-вторых, быть ведущим в этом рисунке. При этом мама, оказываясь в роли ведомой, должна следовать за ребёнком, держась за карандаш.
После выполнения задания важно провести обсуждение полученного опыта, расспросив родителя и ребенка о том, легко ли было рисовать одним карандашом, понравилось или нет задание и почему, как чувствовали себя в процессе рисования.

СИМБИОЗ

Разновидность гиперопеки.

Особенности родителя

Особенности ребенка

Возможные проблемы, жалобы

Родитель стремится максимально привязаь ребенка к себе, мешает его самостоятельности.

Считает ребенка слишком слабым, маленьким, неспособным, что приводит к желанию все сделать за него.

Живет интересами ребенка.

Часто говорит о ребенке «мы».

Испытывает тревогу, если ребенок хочет «отделиться».

Слишком привязан к своему родителю.

Не умеет принимать самостоятельные решения.

Предпочитает общество родителя другим социальным контактам.

Тревога родителей по поводу адаптации ребенка, на необщительность и отсутствие друзей.

Инфантильность, несамостоятельность ребенка.

Родителя может тревожить желание ребенка обрести самостоятельность.

Стратегия работы психолога.

Проблема заключается в отсутствие границ в детско-родительской паре («мы», а не «Я»). Непонятно, что именно чувствует каждый из них.

Задача психолога заключается в помощи родителю и ребенку перейти от «мы» к «я», осознать потребности и интересы отдельно мамы и ребенка.

Терапия:

Для решения данной задачи можно применить следующий прием. Он  способствует разделению слившихся потребностей (или интересов, или чувств).

Например, родитель произносит фразу: «Мы хотим поехать на море». Психологу не стоит ее пропускать. Здесь имеет смысл поинтересоваться тем, кто именно хочет поехать на море, а также тем, чего хочет мама и чего хочет ребенок от этой поездки, что интересно каждому из них.

Если оба партнера продолжают в один голос утверждать: «Мы хотим на море», то можно дать им следующее задание. Психолог: «Я понимаю, что и вы (имя мамы), и ты (имя ребенка) хотите поехать на море. Но я предполагаю, что каждого из вас в этой поездке интересует что-то свое. Вот вам по листочку (дает каждому по листу бумаги), напишите, пожалуйста, что именно вам интересно в этой поездке». Если ребенок маленький, то и ему и маме предлагается все это нарисовать. Затем для самостоятельного выполнения задания родителя и ребенка сажают за разные столы так, чтобы они не видели друг друга.

После выполнения этого задания родитель и ребенок предъявляют по очереди друг другу свои записи. Такое предъявление имеет смысл начинать с ребенка. Важно обратить внимание на чувства, возникающие у каждого из них во время рассказа партнера, и на то, с чем они связаны. Имеет смысл акцентировать внимание консультируемых на появляющиеся различия в их интересах и уделить в работе место реакциям мамы и ребенка на эти различия.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ

Особенности родителя

Особенности ребенка

Возможные проблемы, жалобы

Неразвитость родительских чувств.

Родитель выражает недовольство, что ребенок какой-то не такой.

 Предпочтение мужских или женских качеств («Он не достаточно мужественен», «Она не аккуратна, не как девочка»)

Ребенок н устраивает родителя, раздражает его.

Родитель игнорирует потребности ребенка (прежде всего социальные: в любви, внимании)

Стремится избежать тесных контактов, общения.

 Заниженная самооценка.

Неумение устанавливать близкие отношения.

Потребность в любви.

Протестные реакции  (уход в фантазии, уход из дома, воровство, жестокость к животным)

Поведенческие проблемы.

Стратегия работы психолога.

Проблема заключается в том, что родитель не видит реального ребенка или не принимает его. Ребенок, как поле проекции для матери (эмоции могут быть адресованы не ребенку, а мужу или свекрови).

Задача психолога помочь ребенку раскрыться во взаимодействии с матерью и обнаружить свои мысли и чувства; проработать эмоциональные проблемы родителя; помочь родителю установить контакт с ребенком, увидеть своего реального ребенка.

Терапия

До начала совместной работы необходима работа с мамой с целью выяснить, на кого направлены негативные чувства.

В начале работы нужно давать творческие задания (работа не должна быть совместной, разные листы, отдельные задания). Затем обсуждение продукта ребенка в позитивном ключе (помочь родителю увидеть не только негатив).

Искусственно создавать ситуацию позитивных чувств (Ребенок и родитель садятся спиной друг к другу и под спокойную музыку рассказывают,  как они любят друг друга)

  • Совместные дела"
    Инструкция: "Договоритесь, что вы будете делать вместе в ближайшее воскресенье. Зарисуйте (или запишите) дела, о которых вы договорились, на листе бумаги. Когда будете обсуждать ваши совместные дела, постарайтесь учитывать мнения и интересы друг друга".
    Наблюдая за выполнением задания, психологу важно обращать внимание на то, кто проявляет большую инициативу, насколько каждый из партнеров выражает согласие или несогласие в ходе обсуждения, отмечать невербальные проявления партнеров в ходе выполнения задания.
    Иногда, когда работа закончена, бывает полезно попросить партнеров оценить в процентах степень своего желания выполнять перечисленные дела или степень своего согласия выполнять их. При этом важно, чтобы оценка проводилась партнерами независимо друг от друга.
    Сделать акцент на поиске тех дел, которые хочется делать вместе.

ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Особенности родителя

Особенности ребенка

Возможные проблемы, жалобы

Родители ожидают от ребенка больших успехов, которые не соответствуют реальным возрастным и психофизиологическим потребностям ребенка.

Возлагают ответственность за жизнь и благополучие близких, за серьезные решения.

Реальные интересы и возможности ребенка игнорируются.

Высокая тревожность.

Заниженная самооценка.

Затяжные невротические реакции.

Полный отказ брать ответственность на себя.

Агрессия по отношению к объекту опеки.

Ребенок не выполняет свои обязанности, не сдерживает обещания, врет.

Протестные реакции.

Стратегия психолога

Проблема заключается в том, что на ребенка возложено больше ответственности, чем он может вынести.

Психолог должен помочь родителю сформировать адекватное представление о возможностях ребенка; помочь родителю перераспределить ответственность.

Терапия

Начать можно с проведения работы по осознанию мамой и ребенком того, кто и за что отвечает в их паре. Для этого можно попросить каждого составить перечень дел, за которые несет ответственность мама, и перечень дел, за которые несет ответственность ребенок. Эти перечни удобно оформлять в виде таблиц.

После того как списки составлены, проводится их согласование. Бывает так, что перечни не похожи друг на друга, и тогда стоит прояснить ситуацию и постараться прийти к общему взгляду на распределение ответственности.

После проведения согласования имеет смысл обратиться к эмоциональным состояниям, которые эти перечни вызывают:

Что вы чувствуете, когда читаете перечень, составленный ребенком?

Что ты чувствуешь, когда читаешь перечень дел, за которые ты несешь ответственность?

Мама впервые может заметить, что ребенок устал и обижен, старается из последних сил соответствовать, но у него не получается и т.п. А ребенок может увидеть за требовательной и строгой матерью человека со своими страхами и проблемами.  Вот на этой почве и может родиться контакт между матерью и ребенком, может возникнуть взаимопонимание.

Когда контакт установлен, можно переходить к этапу перераспределения ответственности. Иногда бывает полезно предварительно обсудить с матерью возрастные особенности ребенка и ту меру ответственности, которую можно на него возложить.

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Особенности родителя

Особенности ребенка

Возможные проблемы, жалобы

Предъявляет много требований, но не доводит их до конца.

В одной и той же ситуации ведет себя по-разному.

Низкий уровень самоорганизации, не может самостоятельно работать;

нарушает правила поведения;

манипулирует взрослым.

Дисциплинарные трудности.

Стратегия психолога

Работа психолога заключается в помощи родителю выработать единую систему требований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания».

Родительский  семинар - практикум  «Стили  семейного  воспитания».Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного сти...

Родительское собрание"Стили семейного воспитания"

содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. пока...

Стили семейного воспитания.

Данный материал может использоваться , как доклад на МО и на родительские собрания....

Материал к семинару-практикуму «Стили семейных отношений» Стили семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающ...

Презентация проекта на тему "Создаем традиции в стилях семейного воспитания" (Формирование семейных ценностей)

Проект, направленный на повышение уровня знаний детей о своей семье, родственных отношениях, семейных ценностях и традициях....

Консультация для родителей "Стили семейного воспитания и их роль в воспитании детей"

Данный материал полезен родителям как дошкольников, так и учеников школы. Материал содержит описание существующих стилей семейного воспитания, особенности влияния каждого стиля на развитие личности ре...