проект "Развивающая предмиетно- пространственная среда"; результаты реализации проекта; презентация
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Горбунова Оксана Викторовна

Проект расчитан на формирование сенсорных эталонов у детей младшего возраста посредством преобразования предметно- пространственной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rpps.docx51.54 КБ
Файл rezultat.docx20.66 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Педагогический проект

«Преобразование предметно- пространственной среды, как средства развития сенсорной культуры детей младшего возраста».

Автор: воспитатель

Горбунова Оксана Викторовна

г. Стрежевой 2016 год.

Содержание

Введение

2

 Актуальность проекта.

3

Постановка проблемы, анализ противоречий.

3

 Цель, задачи проекта. Рабочая гипотеза

4

Общие показатели и критерии оценки реализации проекта

5

Диагностический инструментарий

6

Сроки и этапы реализации проекта в учебном учреждении

7

 Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении

8

Перспективный план  работы по проекту

13

 Бюджет проекта

16

Список использованной научно-методической литературы

19

     

Введение.

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что в основе формирования первых математических представлений лежат сенсорные процессы. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы. Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

Важной задачей ДОУ при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей предметно – пространственной среды (далее РППС), обеспечивающей творческую активность и позволяющую детям наиболее полно реализовать себя.

Имеющаяся РППС нашей группы выглядит эстетично и направлена на развитие воспитанников. В группе в основном созданы необходимые условия, обеспечивающие возможность осуществления детской деятельности и для ряда базовых компонентов, необходимые для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребёнка, выделено пространство для разнообразных видов детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями и некоторым принципам построения РППС.

В ходе реализации ФГОС в начале 2015 – 2016 учебного года был проведён мониторинг состояния РРПС и педагогическая диагностика.          

 В процессе анализа выявлено проблемное поле:

  • у 45% детей недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия;
  • 25% детей пассивны в играх с предметами разной формы, размера,
  • 40% детей  не пользуются действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение;
  • РППС частично соответствует федеральному государственному стандарту.
  • не все принципы   построения  РППС выдержаны
  • отсутствует достаточное количество  материалов и оборудования для организации  разнообразных видов детской деятельности в  группах;
  • частично организовано  взаимодействие    воспитателей и родителей по созданию РППС;    
  • не достаточно  внимания  уделяется   обучению    детей    действиям  с имеющимся оборудованием и материалами;
    В связи с этим и возникла необходимость преобразования РППС через разработку и реализацию данного проекта.

Гипотеза проекта:

Если в группе создать РППС адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС, то это будет эффективно способствовать развитию сенсорной культуры .

Рабочая гипотеза основана на предположении о том, что результаты образовательной деятельности по развтитию сенсорной культуры детей 2 лет могут быть эффективным при создании полифункциональной, трансформируемой, содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной РППС.

Цель проекта: развитие сенсорной культуры детей 2 лет, как основы первичных математических представлений посредством преобразовании РППС.

Задачи проекта:

  • изучить и разработать методическое сопровождение к организации РППС среды по сенсорному развитию детей;
  • изучить инновационные подходы к организации РППС на основе современных требований;
  • развить обследовательские умения и поисковые действия детей 1 младшей группы;
  • развивать активность в играх с предметами разной формы, размера,
  • преобразовать РППС в соответствии принципам федерального государственного образовательного стандарта;
  • пополнить группу  материалами и оборудованием для организации  разнообразных видов детской деятельности;
  • совершенствовать сенсорный и сенсомоторный опыт детей
  • привлечь родителей к единой деятельности по развитию сенсорной культуры
  • организовать  взаимодействие    воспитателей и родителей по преобразованию РППС.  

Общие показатели и критерии оценки реализации проекта

целевой индикатор

показатели

сроки

Доля воспитанников с повышением активности, инициативности и любознательности

позитивная динамика

май 2016

Доля воспитанников  вовлечённых в эмоционально насыщенные виды деятельности

позитивная динамика

май 2016

Доля воспитанников с развитыми обследовательскими умениями и поисковыми действиями

позитивная динамика

май 2016

Доля воспитанников активных в играх с предметами разной формы, размера,  пользуются действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение;

позитивная динамика

май 2016

Предметно-развивающая среда соответствует ФГОС: полифункциональна, трансформируема, содержательно-насыщенна, вариативна, доступна и безопасна

позитивная динамика участников конкурсов. выставок, соревнований, викторин

Октябрь 2015

май 2016

Доля  материалов и оборудования для организации  разнообразных видов детской деятельности в  группе

Позитивная динамика

май 2016

Доля методических разработок, дидактических материалов, обеспечивающих развитие сенсорной культуры у детей третьего года жизни.

позитивная динамика количества  методических разработок, дидактических материалов.

октябрь 2015

май 2016

Количество нормативно – правовых и нормативно-методических материалов, разработанных и реализуемых по развитию сенсорики.

доля от требуемого

май 2016

Доля родителей с повышением педагогической компетентности .

Положительная динамика

Октябрь 2015

Май 2016

Доля родителей . использующих педагогическую литературу в вопросах воспитания детей.

Положительная динамика

Октябрь 2015

Май 2016

Доля  родителей, других старших членов семьи, посещающих мероприятия по педагогическому просвещению и рост активности их участников.

Увеличение на 70%

Октябрь 2015

Май 2016

Доля воспитателей, активно использующих методы работы по развитию сенсорики средствами РППС.

позитивная динамика численности  воспитателей  по годам

Октябрь 2015

Май 2016

Диагностический инструментарий

Диагностика образовательной среды группы доу с позиции реализации принципов построения развивающей среды

Задачи диагностики

Критерии оценки

Анализ результатов диагностики

(+,-,?, дополнительные комментарии)

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу дистанции, позиции при взаимодействии

- наличие системы зон с различной степенью изоляции в пределах общего пространства;

- наличие секций-отсеков, целесообразность расстановки мебели и оборудования;

- наличие индивидуального места каждого ребенка;

- соблюдение принципа общения «глаза в глаза»;

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу активности, самостоятельности творчества

- наличие игровой среды, возможность движения;

- наличие разнокачественных пространств, стимулирующих физическую и творческую активность ребенка;

- наличие интенсивно развивающей среды, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств;

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу стабильности-динамичности

- возможность менять окружающую среду;

- возможность использовать оборудование в разных целях;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу комплексирования и гибкого зонирования

- среда является единым комплексом;

- наличие функциональных помещений (физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории и т.д.);

Дополните перечень критериев самостоятельно

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка

- наличие личного пространства ребенка, обеспечивающего ему комфортность;

- обеспечение стабильности, безопасности, надежности каждого ребенка;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

- среда пополняет и обогащает впечатления ребенка;

- в оформлении среды представлены различные стили, культуры, жанры;

- возможность дополнять и менять отдельные декоративные элементы зон;

Дополните перечень критериев самостоятельно

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу открытости-закрытости

- наличие природных объектов в группе (открытость природе);

- наличие интегративных связей с учреждениями социально-культурного назначения (открытость культуре);

- наличие дополнительных образовательных услуг;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу учета половых и возрастных различий детей

- зонирование помещений для мальчиков и девочек;

- осуществление дифференцированного подхода в формировании гигиенической культуры детей;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Сроки и этапы реализации проекта: (октябрь 2015 – сентябрь 2016 г.г.

  1. этап - информационно – аналитическая деятельность (октябрь - ноябрь 2015 г.)
  • определение результатов  развития сенсорной культуры детей 2 лет.
  • Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
  • Изучения современных научных разработок в области РППС среды для детей дошкольного возраста.
  • Анализ РППС в группе.
  • Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования
  • Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям
  • Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями,
  • Анализ материальной базы группы для усовершенствования развивающей среды.
  •  определение цели и задач проекта
  • Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

2 этап - организационная, организационно-методическая, техническая деятельность (ноябрь – декабрь 2015 г.)

  • Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
  •  Составить план - схему, модель РППС, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
  • Продумать последовательность внесения изменений в РППС в течение года, с учётом ООПДО, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

3 этап - опытно – экспериментальная и учебно-методическая деятельность

(январь 2016 г -  апрель 2016 г.)

  • Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами;
  • внедрить систему диагностики компетентности родителей  и мониторинга сенсорного развития детей;
  • вовлечь родителей в единую деятельность по созданию РППС и развитию сенсорной культуры у детей;
  • реализовать работу по развитию сенсорной культуры детей;
  • повысить компетентность родителей в вопросах сенсорного воспитания детей.

4 этап - изучение результатов деятельности ( май 2016г.)

  • анализ   сенсорного развития  детей третьего года жизни;
  • анкетирование родителей;
  • своевременная коррекция и регуляция экспериментов на основе полученных данных.

5 этап- оформление результатов (июнь – сентябрь 2016г.)

  • Обобщение опыта  и результатов осуществлённой деятельности;
  • подготовка управленческого решения о ходе реализации проекта, рецензирование, создание методических рекомендаций педагогам, работающим в режиме инновации, рекомендаций по распространению опыта.

Баланс задач и  условий реализации проекта в образовательном учреждении

1 этап – информационно – аналитическая деятельность (октябрь - ноябрь 2015г.)

Условия

Задачи

Организационные

Создать условия для обсуждения цели и задач проекта

Создать ТИГ по разработке проекта.

Создать ТИГ по разработке сценариев проведения совместных мероприятий детей и родителей по развитию сенсорной культуры

Информационные условия

Определить уровень знаний, умений и навыков детей, выявление положительных достижений и возможных затруднений детей в вопросах развития сенсорной культуры

определить цели и задачи проекта

Изучить нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Изучить современные научные разработки в области РППС для детей дошкольного возраста.

Проанализировать РППС группы.

Мотивационные условия

Заинтересовать воспитателей в разработке педагогических условий для развития сенсорной культуры воспитанников

Заинтересовать родителей в создании условий для эффективной реализации проекта.

Разработать проект организации группового пространства, отвечающего современным критериям

Разработка плана реализации проекта.

Материально- технические условия

Проанализировать  материальную базу группы для усовершенствования РППС.

Выявить особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования

Нормативно-правовые условия

Разработать циклограмму работы преобразований РППС

Разработать программу действий по реализации проекта.

Разработать положение о ТИГ по разработке сценариев проведения совместных развлечений и других мероприятий детей и родителей, посвящённых календарным и народным праздникам.

Кадровые условия

Привлечь воспитателей параллельной группы, родителей  к участию в реализации проекта

Баланс задач и  условий реализации проекта в образовательном учреждении

2 этап – организационная, организационно – методическая, техническая деятельность (ноябрь – декабрь 2015  г.)

Организационные условия

.

Организовать доставку оборудования и материалов.

Привлечь родителей к организации предметно - развивающей среды, обеспечивающей развитие сенсорной культуры у детей 2 лет.

Организовать работу по преобразованию РППС

Информационные условия

Выявить интересы и знания родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

Ознакомить родителей с  содержанием развивающей предметно- пространственной среды программы «Детство» на основе ФГОС ДО».

Мотивационные условия

Заинтересовать  родителей  содержанием

Программно- методические условия

Составить план - схему, модель определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Создать единую систему работы детского сада и родителей по повышению уровня педагогической культуры. В вопросах развития сенсорной культуры  детей,

Нормативно – правовые  условия

Утвердить программы и планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по развитию предметно- пространственной среды.

Материально – технические условия

Приобрести необходимые материалы и оборудование для изготовления сенсорных игр

Баланс задач и  условий реализации проекта в образовательном учреждении

3 этап – опытно-экспериментальная и учебно-методическая деятельность

(январь – апрель 2016 г.)

Организационные условия

Распределить обязанности между участниками реализации проекта.

Организовать работу ТИГ родителей по созданию самодельных сенсорных игр

Организовать работу по развитию сенсорной культуры у детей.

Организовать совместные с родителями мероприятия по размещению мебели и крупного оборудования согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами

Организовать работу по обучению воспитателей  методам повышения компетентности в вопросах сенсорного развития детей.

Организовать развивающую работу с детьми по развитию сенсорных способностей

Информационные условия

Ознакомить педагогический коллектив с новинками методической литературы, освещающей вопросы организации РППС

Кадровые условия

Назначить ответственных за проведение  совместных педагогических мероприятий детей и родителей,

Мотивационные условия

Мотивировать родителей  на участие в совместных педагогических мероприятиях.

Мотивировать воспитателей на проведение открытых мероприятий, направленных на развитие сенсорной культуры воспитанников

Сформировать комплект учебно-методических материалов  по проблеме формирования сенсорной культуры у детей 2 года жизни на основе РППС.

Создать картотеку памяток для родителей по формированию у детей сенсорных способностей.

Разработать методические рекомендации по развитию сенсорной культуры на основе совершенствованию РППС.

Материально- технические условия

Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Наполнить групповое помещение самодельными сенсорными играми и оборудованием

 

Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении

4 этап - изучение результатов деятельности (май 2016 г.)

Организационные условия

Провести диагностическое обследование развития сенсорной культуры детей 2 года жизни

Изучить обследовательские умения и поисковые действия детей

Изучить соответствие РППС принципам постороения РППС  в соответствии ФГОС ДО

Изучить уровень компетентности родителей в вопросах развития сенсорной культуры

Выявить уровень взаимодействия воспитателй с родителями по вопросу создания РППС

Проанализировать результаты деятельности коллектива  по реализации проекта.

Информационные условия

Подготовить аналитический материал по итогам диагностики.

Мотивационные условия

Мотивировать к дальнейшим совместным действиям ДОУ и семью  по развитию у детей сенсорной культуры

Программно- методические условия

Разработать методические рекомендации по совершенствованию  работы  по преобразованию РППС

Материально- технические условия

Приобрести

Нормативно- правовые условия

Разработать Положение о создании, преобразовании и наполнении РППС группы

Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении

5  этап- оформление результатов (июнь – сентябрь 2016 г.)

Организационные условия

Организовать работу  по обобщению опыта работы  над проектом.

Информационные условия

Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах  реализации проекта.

Кадровые условия

Привлечь воспитателей младших групп к обобщению опыта работы по развитию сенсорной культуры у детей 2 года жизни.

Мотивационные условия

Поощрить родителей, принявших активное участие в преобразовании РППС группы

Программно- методические условия

Составить методическое пособие по развитию у детей третьего годы жизни  сенсорной культуры   на основе РППС.

Издать методическое пособие.

Материально- технические условия

Приобрести методическую литературу по заявленной проблеме.

Перспективный план  работы по проекту

мероприятие

исполнители

оформление результатов

1 этап – информационно – аналитическая деятельность (октябрь - ноябрь 2015г.)

1

Создать условия для обсуждения цели и задач проекта

Горбунова О,В

План проекта

Организация круглого стола

2

Создать ТИГ по разработке проекта.

Горбунова О,В,

группа

3

Создать ТИГ по разработке сценариев проведения совместных мероприятий детей и родителей по развитию сенсорной культуры

Горбунова О,В,

группа

4

Определить уровень знаний, умений и навыков детей, выявление положительных достижений и возможных затруднений детей в вопросах развития сенсорной культуры

Воспитатели группы

диаграмма

5

определить цели и задачи проекта

ТИГ

План проекта

6

Изучить нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Горбунова О.В

Изучены

7

Изучить современные научные разработки в области РППС для детей дошкольного возраста.

Горбунова О.В

Изучены

8

Проанализировать  РППС группы.

ТИГ

Результаты анализа

9

Заинтересовать воспитателей в разработке педагогических условий для развития сенсорной культуры воспитанников

Горбунова О.В.

презентация

10

Заинтересовать родителей в создании условий для эффективной реализации проекта.

Горбунова О.В.

Круглый стол

11

Разработать проект организации группового пространства, отвечающего современным критериям

ТИГ

Схема планировки

12

Разработка плана реализации проекта.

ТИГ

план

13

Проанализировать  материальную базу группы для усовершенствования РППС.

ТИГ

Учет баланса

14

Выявить особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования

Воспитатели группы

перечень

15

Разработать циклограмму работы преобразований РППС

Горбунова О.В

Циклограмма

16

Разработать программу действий по реализации проекта.

ТИГ

План программы действий

17

Разработать положение о ТИГ по разработке сценариев проведения совместных развлечений и других мероприятий детей и родителей, посвящённых календарным и народным праздникам.

Зам зав.

Положение

18

Привлечь воспитателей параллельной группы, родителей  к участию в реализации проекта

Горбунова О.В

буклеты

2 этап – организационная, организационно – методическая, техническая деятельность (ноябрь – декабрь 2015  г.)

задачи

исполнители

оформление результатов

1.

Организовать доставку оборудования и материалов.

Горбунова О.В

доставка

2.

Привлечь родителей к организации РППС, обеспечивающей развитие сенсорной культуры у детей 3 лет.

Воспитатели группы

Участие родителей

3.

Организовать работу по преобразованию РППС

Горбунова О.В

Работа по преобразованию РППС

4.

Выявить интересы и знания родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

Горбунова О.В.

Ознакомление

анкетирование

5.

Ознакомить родителей с  содержанием развивающей предметно- пространственной среды программы «Детство» на основе ФГОС ДО».

Горбунова О.В

Консультация

6.

Заинтересовать  родителей  содержанием

Воспитатели группы

Мастер- класс

7.

Составить план - схему, модель  определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

ТИГ

План- схема

8.

Разработать программу по повышению компетентности родителей «Азбука сенсорики»

ТИГ

программа

9.

Создать единую систему работы детского сада и родителей по повышению уровня педагогической культуры. В вопросах развития сенсорной культуры  детей,

Зам. зав

Система работы

10.

Утвердить программы и планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по развитию предметно- пространственной среды.

Зам. зав

Программы, планы.

11.

Приобрести необходимые материалы и оборудование для изготовления сенсорных игр

ТИГ

Оборудование и материалы.

12.

Приобрести материал для постройки сенсорных мини-центров

ТИГ

Мини-центры

3 этап – опытно-экспериментальная и учебно-методическая деятельность

(январь – апрель 2016 г.)

задачи

исполнители

оформление результатов

1.

Распределить обязанности между участниками реализации проекта.

ТИГ

распределение

2.

Организовать работу ТИГ родителей по созданию самодельных сенсорных игр

Горбунова О.В

Создание сенсорных игр.

3.

Организовать работу по развитию сенсорной культуры у детей.

воспитатели и родители группы.

4.

Организовать совместные с родителями мероприятия по размещению мебели и крупного оборудования согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами

Воспитатели группы

Мероприятия по размещению мебели.

5

Организовать работу по обучению воспитателей  методам повышения компетентности в вопросах сенсорного развития детей.

Горбунова О.В.

Выступление на педсовете

6.

Организовать развивающую работу с детьми по развитию сенсорных способностей

ТИГ

Развитые сенсорные способности

7.

Ознакомить педагогический коллектив с новинками методической литературы, освещающей вопросы организации РППС

Горбунова О.В.

Выступление на педсовете

8.

Назначить ответственных за проведение  совместных педагогических мероприятий детей и родителей,

Горбунова О.В.

Совместные мероприятия

9.

Мотивировать родителей  на участие в совместных педагогических мероприятиях.

Воспитатели группы

Ознакомление со сценарием педагогического . мероприятия.

10.

Мотивировать воспитателей на проведение открытых мероприятий, направленных на развитие сенсорной культуры воспитанников

Горбунова О.В.

Открытый показ образовательной ситуации.

11.

Сформировать комплект учебно-методических материалов  по проблеме формирования сенсорной культуры у детей 3 года жизни на основе РППС.

Горбунова О.В.

Учеьно- методический материал.

12.

Создать картотеку памяток для родителей по формированию у детей сенсорных способностей.

Горбунова О.В.

картотека

13.

Разработать методические рекомендации по развитию сенсорной культуры на основе совершенствованию РППС.

Горбунова О.В.

Методические рекомендации.

14.

Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

ТИГ

Размещение и наполнение.

15.

Наполнить групповое помещение самодельными сенсорными играми и оборудованием

ТИГ

Наполнение.

4 этап - изучение результатов деятельности (май 2016 г.)

задачи

исполнители

оформление результатов

1.

Провести диагностическое обследование развития сенсорной культуры детей 3 года жизни

Воспитатели группы

диаграмма

2

Изучить обследовательские умения и поисковые действия детей

Воспитатели группы

диаграмма

3

Изучить соответствие РППС принципам постороения РППС  в соответствии ФГОС ДО

Горбунова О.В.

Выписка, конспект

4

Изучить уровень компетентности родителей в вопросах развития сенсорной культуры

Горбунова О.В.

Анкетирование.

5

Выявить уровень взаимодействия воспитателй с родителями по вопросу создания РППС

Горбунова О.В.

Анкетирование

6

Проанализировать результаты деятельности группы  по реализации проекта.

Горбунова О.В.

анализ

5  этап- оформление результатов (июнь – сентябрь 2016 г.)

задачи

исполнители

оформление результатов

1.

Организовать работу  по обобщению опыта работы  над проектом.

Горбунова О.В.

научно-методическая статья

октябрь

2.

Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах  реализации проекта.

Горбунова О.В.

участие в областном конкурсе проектов

сентябрь 2016

3.

Привлечь воспитателей младших групп к обобщению опыта работы по развитию сенсорной культуры у детей 3 года жизни.

Горбунова О.В.

Размещение опыта в сети Интернета

4.

Поощрить родителей, принявших активное участие в преобразовании РППС группы

Горбунова О.В.

Размещение   опыта на сайте

Всероссийского  фестиваля педагогических идей «Открытый урок- 2015 – 2016».

5.

Составить методическое пособие по развитию у детей третьего годы жизни  сенсорной культуры   на основе РППС.

Горбунова О.В.

Статья в общесадовскую газету

6.

Издать методическое пособие.

Заведующий МДОУ

Приказ о поощрении

7.

Приобрести методическую литературу по заявленной проблеме.

Горбунова О.В.

Методическое пособие

Бюджет проекта

бюджет

код

сумма

приобретение

Приобрести видеоматериал,  по темам

340

2000 руб.

Приобретение методической литературы по заявленной теме»;

340

2000руб.

Приобретение расходных  и канцелярских принадлежностей

3000 руб.

Приобретение  хозяйственных материалов (фанера, краска- 4 банки, кисти, выключатель, шпингалеты, крючки- 2шт., цепочка, мебельные колесики- 2 шт. и т. д.)

340

5000 руб.

Приобретение настольно- печатных игр по развитию сеносрных способностей

340

5000 руб.

Приобретение наглядного материала

340

3000 руб.

Награждение победителей конкурсов

5000 руб.

Итого

25.000 руб.

Список используемой литературы:

  1. 1.Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. – М.: Просвещение, 1994 – 64 с.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
  3.  Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
  4. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
  5. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  6. Гальперин Л.Я. Обучение и умственное развитие в дошкольном возрасте // Психология как объективная наука – М.: 1998. – с. 357-389.
  7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
  8. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 464 с.
  9.  Концепция математического образования в РФ.



Предварительный просмотр:

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что в основе формирования первых математических представлений лежат сенсорные процессы.. Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

Важной задачей д/с при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и позволяющую детям наиболее полно реализовать себя.

Имеющаяся предметно-пространственная среда нашей группы выглядит эстетично и направлена на развитие воспитанников. В группе в основном созданы необходимые условия, обеспечивающие возможность осуществления детской деятельности и для ряда базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребёнка. Выделено пространство для разнообразных видов детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями и некоторыми принципами построения предметно-пространственной среды.

         В ходе реализации ФГОС в начале 2015 – 2016 учебного года была проведена педагогическая диагностика и мониторинг состояния предметно-пространственной среды

 В процессе анализа выявлено проблемное поле:

у  45 % детей недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия;

25 % детей пассивны в играх с предметами разной формы, размера,

40 % детей не пользовались действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение;

предметно-пространственная среда частично соответствовала федеральному государственному образовательному стандарту;

В группе не достаточное количество материалов и оборудования для организации разнообразных видов детской деятельности по развитию сенсорной культуры

частично организовано взаимодействие    воспитателей и родителей по созданию РППС

Мы предположили- если в группе создать предметно-пространственную развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и требования  ФГОС к предметно -пространственной среде, то это будет эффективно способствовать развитию сенсорной культуры .

Рабочая гипотеза основана на предположении о том, что результаты образовательной деятельности по развтитию сенсорной культуры детей второго года жизни могут быть эффективным при создании полифункциональной, трансформируемой, содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной предметно- развивающей среды.

В связи с этим, целью проекта стало: развитие сенсорной культуры детей второго года жизни, как основы первичных математических представлений посредством преобразовании предметно- пространственной развивающей среды.

Работа над проектом продолжалась в течении года и включала в себя 5 этапов.

На 1 этапе изучили нормативные документы, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов , современные научные разработки в области развития сенсорной культуры средствами предметно-пространственной среды , проанализировали имеющееся оборудование и материалы в группе.

Во время организационно-методической, технической деятельности  составили перечень необходимых материалов и оборудования для создания мини –Центров.  Создали  план - схему, модель РППС определив пространственное размещение в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.        

Результатом реализации 3 этапа стало создание в группе нескольких мини-центров

Для восприятия формы и величины создан Мини- центр сенсорных эталонов. В нем помещены наборы геометрических тел для сериации по величине (Блоки Дьенеша), наборы плоскостных геометрических форм, чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.

Для восприятия цвета - набор цветных палочек Кюизенера, мозаика, пирамидки, Блоки Дьенеша, Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина), Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и др., трубочки для проталкивания платочков палочкой, куклы в одежде основных цветов В Мини-центре развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук помещены:

- Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п)

- Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки),

- «Тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.),

- Подносы с манкой или песком для рисования пальцами и крупы, фасоль для перебирания;

- Подобрали: мозаику разного размера и формы, шнуровочки, замочки, застежки, прищепки, лабиринты. Изготовили  игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Чудесный мешочек».

Изготовлены такие пособия, как: «Чудо-сад», «Забавные игрушки»,

«Веселая лужайка».

Составлена картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и всей кисти рук. Подобраны пальчиковые игры с использованием народного фольклора «Наша Маша», «Сидит ворон на дубу», «Как у нашего кота», «Ладушки» и т.д.

С целью формирования навык наглядно-образного и абстрактного мышления. создан Мини-центр строительных и конструктивных игрушек. В мини-центре сосредоточены разного размера конструкторы, которые позволяют создать необходимую игровую ситуацию для развития сюжета игры. Подготовлены рисунки-схемы разнообразных построек.

Для развития у детей  слуховой гнозиса функционирует .Мини-центр Слухового восприятия. В нем находятся Музыкальная шкатулка, наборы шумовых коробочек,  звучащие инструменты (барабаны, колокольчики, пищалки, трещотки).

В Мини-центре двигательной активности используем игры: «Цветные дорожки», «Через ручеек узкий и широкий», «Быстро, медленно» и др

Мини-центр элементарных опытов сосредоточил в себе набор для экспериментирования с песком и водой (тазики, чашки, прозрачные пластиковые и цветные стаканчики, воронки для переливания, бутылочки прозрачные, салфетки тканевые и бумажные, одноразовые тарелки, ложки, совочки, лопатки, сачки и т.д.), Бумага, кусочки ткани, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые).

Составлен план работы с детьми в центре «Воды и песка», который включает в себя такие игры, как: «Достань ракушку (камушек)», «Теплый - холодный», «Что как плавает», «Найди шарик» и многие другие.

Необходимо отметить, что сенсорные мини-центры мобильны. Оборудование и игрушки в основном расположены в шкафах, но мы меняем их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.

Для изучения   результатов деятельности по проекту в конце учебного года провели анализ   сенсорного  развития  детей второго года жизни.

Если в начале учебного года только 50% детей  собирали пирамидку, ориентируясь на величину колец, , то в конце уч. г.  уже 85% детей смогли сделать это самостоятельно, без помощи взрослого.

В начале учебного года четыре основных цвета соотносили и показывали 55% детей, а в конце уже 80% детей
У детей повысилась активность, инициативность и любознательность, увеличилось количество детей с развитыми обследовательскими умениями и поисковыми действиями.  

Следовательно, можно сделать вывод о том, что результаты образовательной деятельности по развитию сенсорной культуры детей второго года жизни стали эффективными  при создании полифункциональной, трансформируемой, содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной предметно- развивающей среды.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой». Воспитатель Горбунова Оксана Викторовна

Слайд 2

Педагогический проект « Преобразование предметно- пространственной среды, как средства развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста »

Слайд 3

Проблемы : у 45% детей недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия; 25% детей пассивны в играх с предметами разной формы, размера; 40% детей не пользуются действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение; РППС частично соответствует федеральному государственному образовательному стандарту ; не все принципы построения РППС выдержаны; отсутствует достаточное количество материалов и оборудования для организации разнообразных видов детской деятельности в группах; частично организовано взаимодействие воспитателей и родителей по созданию РППС.

Слайд 4

развитие сенсорной культуры детей 2 лет, как основы первичных математических представлений посредством преобразовании развивающей предметно-пространственной среды. Цель:

Слайд 5

изучить инновационные подходы к организации РППС на основе современных требований; развить обследовательские умения и поисковые действия детей; преобразовать РППС в соответствии принципам федерального государственного образовательного стандарта; пополнить группу материалами и оборудованием для организации разнообразных видов детской деятельности; совершенствовать сенсорный и сенсомоторный опыт детей; привлечь родителей к единой деятельности по развитию сенсорной культуры. Задачи:

Слайд 6

В основу содержания проекта включена: преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы; р абота с детьми; р абота с семьей воспитанников ДОУ.

Слайд 9

Диаграмма развития сенсорной культуры детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

Развивающая предметно-пространственной среда группы. Реализация требований ФГОС (из опыта работы)

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...

Использование отдельных компонентов предметно-пространственной среды для реализации индивидуального подхода к ребёнку

Использование отдельных компонентов предметно-пространственной среды для реализации индивидуального подхода к ребёнку....

Создание развивающей предметно-пространственной среды при реализации принципов ФГОС ДО

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально–практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Разви...

ПРОЕКТ организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО реализации ФГОС ДО

ПРОЕКТорганизации развивающей предметно-пространственной среды ДОО реализации ФГОС ДО...

ПРОЕКТ организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО реализации ФГОС ДО

Актуальность проекта. Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государс...

Презентация "Создание развивающей предметно-пространственной среды", в рамках проекта "Ранняя профориентация дошкольников"

Сопровождение к презентации "Создание развивающей предметно-пространственной среды», в рамках проекта «Ранняя профориентация дошкольников"...